13.07.17

Мы все — родственники

Со времён Ермака украинский народ активно принимал участие в освоении Сибири.

На фото Валентина Шeрсткина, Максим Москалец, Екатерина Билоцирковская, Елена Янцур.

«Вареники не поганi, вареники — во сметанi!» — знатная стряпуха Екатерина Акимовна Билоцирковская с певучим приговором выставляет на рушник тазик с варениками. Только, братцы, эти вареники «совсем не товарищи» тем худосочным собратьям, которые мы с вами употребляем. Вареники Акимовны — величиной с голову щенка лабрадора и вкус имеют «иззюмительный»… Сегодня мы на вечёрках в Новосибирском областном украинском культурном центре, который временно прописался в гостиной стандартной хрущёвки, превратив её в настоящую украинскую хату.


Как утверждает этнографический справочник Новосибирской области «Народы. Культуры. Религии», в послереформенный период царской России (1860-1881), особенно, после принятия «Временных правил о переселении крестьян на свободные казённые земли», украинцы начали активно заселять сибирские земли.


— Украинцы переселялись сюда ещё во времена Ермака, — рассказывает директор центра Валентина Шерсткина. — Моя бабушка рассказывала, что в 1893 году на Полтавщине была сильная засуха и голодающие сёла выбирали нескольких мужиков покрепче, давали им денег, лошадей и отправляли искать в Сибири места для переселения. К примеру, в селе Букреево Плёсо Кочковского района больший процент населения — потомки переселенцев с Полтавщины.


Бабушка Валентины Федосеевны говаривала: снимались с Полтавщины — как Ной в ковчеге, везли с собой каждой твари по паре. Роль «тварей» семена исполняли: обозы тащили мешки с семенами пшеницы, ржи, арбузов, винограда — переселенцы надеялись, что сибирская земля примет щедрый дар Украины. И земли новые осваивали радостно: создавали сёла, строили мазанки, возводили церкви, щедро делились с сибиряками секретами обильных урожаев, сажали арбузы, закладывали виноградники, «внедряли» украинский колорит в сибирскую кухню, сохраняли искусство вышивки и соблюдали календарные праздники. Правда, коллективизация, затем Великая Отечественная война и освоение целинных земель сгладили пышный цвет украинской культуры: к 60-м годам украинские сёла приобрели смешанный характер, и украинцы почти полностью перешли на русский язык.


— Сейчас украинцы живут в Мошковском, Искитимском, Черепановском, Колыванском, Убинском, Коченёвском, Краснозёрском районах — это в основном переселенцы с Киевщины, Черкащины, Черниговщины и Львовщины, — продолжает рассказ председатель в яркой вышиванке. — Кстати, в Краснозёрском районе, в селе Петропавловка, существует уникальный музей украинской культуры под открытым небом — приезжайте!


Зачем нам музей под открытым небом, когда сегодня в импровизированной «хате» тягучим напевом звучит украинская мова в исполнении Акимовны и дружный коллектив центра «спивает» прекрасные песни? Из всех участников украинских посиделок Екатерина Акимовна самая колоритная; 18 лет назад приехала из Киева и вышла замуж за сурового сибиряка — он сейчас как сыр в масле катается, потому что хозяйки из украинок выходят знатные.
— Та у нас девка раньше замуж бы никогда не вышла, коли рушники вышивать не умеет и готовит плохо, — звучит в уже адаптированном газетном варианте мова Акимовны. — Семь рушников должна вышить и в хате развесить: каждый рушник свой особенный смысл имеет — на здоровье, на счастье, на гостеприимный дом. Сейчас эти традиции в редкой хате соблюдают. Хорошо, что кухню свою не забывают. Вареники, пампушки, борщи, галушки — это каждая украинка готовить умеет. Хотя сейчас на Украине — беда, не до борщей…


Об «украинском вопросе» Екатерина Акимовна и её подруги говорят в сердцах — «погано!», взяли и раздружили два родных друг другу народа: теперь те, кто в Киеве остался, винят во всех грехах Россию — ну промыли соотечественникам мозги, что тут уже сделаешь.
— Наш центр помогал беженцам с Украины, — говорит Валентина Федосеевна. — Мы принимали их, в санаториях области размещали, жизненные вопросы решали. Бросили клич по своим — жильё нужно! У кого были квартиры свободные, сразу отозвались — вселили семьи с Украины без всякой арендной платы. С работой помогали. Но, знаете, очень многие, кто бежал от украинского режима, вернулись обратно. Не прижились здесь. Многие нас «москалями» называли, ну что теперь…
По певческим способностям украинцы могут соперничать даже с грузинами. Как говорят мои собеседницы, песня всегда сопровождала украинца — от рождения до смерти, в ней смысл особенный, сакральный скрыт. А вот интересный факт о «народной» песне «Распрягайте, хлопцы коней», которая звучит на каждой гулянке — и на русской, и на украинской. На самом деле никакая она не народная, написал её сельский учитель из Полтавы Иван Негребецкий — распевный марш очень полюбился Нестору Махно, который сделал её своим «гимном». После разгрома Махно советские резиденты разыскали Негребецкого, получившего за свою песню 25 лет Магадана. Вот такая история.


На вечёрках говорили много о сохранении украинской культуры, которой занимается центр. Это и международный праздник украинской культуры «Сорочинская ярмарка» (проводится области с 1995 года) — яркое действо является визитной карточкой центра и собирает до 5 000 участников и гостей. И областной смотр-конкурс детско-юношеского творчества «Вiночок» — его организует ГБУК НСО «Новосибирский областной украинский культурный центр» при поддержке Министерства культуры Новосибирской области.


— А ещё у нас есть славный праздник украинской культуры «Сибирские обжинки», — продолжает Валентина Федосеевна. — Это праздник последнего снопа. Согласно старинному обычаю, после окончания жатвы в поле часть несрезанных колосьев собирают, связывают их лентой и оставляют в дар духу поля. При этом женщины славят ниву и просят богатого урожая на следующий год. Мы так прекрасно празднуем — с песнями, плясками, варениками! И будто связь времен устанавливается…


Уходили мы с вечёрок не с пустыми руками — как же, уйдёшь от Акимовны порожним! «Вот, тут, доча, я тебе пирога с яблоком положила, — обнимает на прощанье тёплыми руками Екатерина Акимовна. — Телефон мой знаешь, звони, приеду — научу вареники стряпать. Надо культуру нашу передавать дальше, мы же на самом деле все родственники друг другу…»


Наталия ДМИТРИЕВА

back

Новости  [Архив новостей]

up