20.04.20

Мой «Красный факел»

Празднование 100-летия «Красного факела» перенесли на сентябрь, а 15 апреля с днём рождения театр поздравляли в виртуальном пространстве.

Кулябин Красный факел

Главный режиссёр театра «Красный факел» Тимофей Кулябин

Поздравлять театр начали задолго до дня рождения. Видеообращения известных людей «Красный факел» начал получать ещё в конце 2019 года, эти ролики и сейчас можно найти на страницах театра в соцсетях. Среди поздравивших краснофакельцев — гендиректор Большого театра Владимир Урин, директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок, худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин, кинорежиссёр Андрей Звягинцев, худрук Театра наций Евгений Миронов, актёры Лиза Боярская, Ингеборга Дапкунайте и Александр Балуев, театровед и историк театра Алексей Бартошевич, певица Пелагея и легендарный Сан Саныч Карелин. В сам день рождения, 15 апреля, «Красный факел» поздравила внучка одного из самых известных главных режиссёров театра Веры Павловны Редлих — актриса и педагог Наталия Ретивова из Нью-Йорка. «Дорогие краснофакельцы, хочу поздравить вас с юбилеем! Всегда с особым чувством произношу эти слова — “Красный факел”, потому что всю свою сознательную жизнь слышала их от моей бабули и её актёров, которые внесли незабываемую лепту в историю легендарного театра. Я с большим трепетом наблюдаю за нынешним творчеством театра. Очень рада, что сейчас он гремит не только в России, но и за рубежом. Рада, что его неординарные, очень талантливые постановки нынешних режиссёров и главного режиссёра театра принимаются с большим восторгом. Желаю всему коллективу театра дальнейших блистательных работ, чтобы вы блистали ещё сто лет, не только радовали нас, но и вдохновляли…»

Подготовка к юбилею шла почти год, поддержку театру оказало правительство Новосибирской области, был создан оргкомитет по проведению юбилея. И кто бы мог подумать, что в день рождения театр и зрители не смогут встретиться?! Из-за коронавируса отменены не только юбилейные мероприятия, апрельские и майские показы, но и перенесён на год фестиваль «Ново-Сибирский транзит». Премьера спектакля ко дню рождения театра «Мой “Красный факел”» в постановке главного режиссёра Тимофея Кулябина отложена до сентября. Сезон должен открыться 15 сентября, в этот день и 16 сентября театр планирует представить эпохальный спектакль, в котором занята вся труппа. В начале следующего сезона театр обещает много премьер, в том числе масштабное шоу по Бертольду Брехту «Карьера Артуро Уи» в постановке Глеба Черепанова, единственный показ состоялся в Международный день театра 27 марта. Над ещё одной постановкой — «Дело» по пьесе Александра Сухово-Кобылина — работает Дмитрий Егоров, режиссёр-постановщик таких отмеченных любовью зрителей спектаклей, как «История города Глупова» и «Довлатов. Анекдоты». Современные технологии позволяют не останавливать творческие процессы, и первая репетиция уже состоялась в формате видеоконференции. Таким же образом работа будет продолжаться как минимум весь апрель, но, как только выдастся возможность, Дмитрий Егоров прибудет в Новосибирск — и вот уж тогда «Дело» завертится по полной, сообщают краснофакельцы.

И всё-таки в день своего столетия «Красный факел» вышел к зрителям — онлайн-общение с главным режиссёром Тимофеем Кулябиным состоялось на странице театра в Instagram. Предвосхищая разговор, ведущая встречи актриса театра Дарья Емельянова заметила: «Мы получили большое количество телеграмм, поздравлений. От такой поддержки поднимается настроение, мы держимся…»

Вопросов к Тимофею было много. Встреча длилась около часа. Зрителей интересовали подробности: как проходят репетиции, готов ли режиссёр снять кино, планирует ли педагогическую деятельность. По словам Тимофея Кулябина, на репетициях ему важно, чтобы актёру было интересно, при этом сам он остаётся предельно откровенен; снимать кино пока не планирует, потому что ещё увлечён театром; а педагогическая деятельность несовместима с его длительными отъездами на постановки в других театрах.

Кулябин

Вот несколько моментов разговора.

— Тимофей Александрович, какими были ваши самые первые впечатления от театра «Красный факел»?

— В этот театр я попал уже в старших классах, я учился в школе, в «десятке», которая стоит напротив, родители работали в театре. Так что взаимоотношения с «Красным факелом» у меня долгие. Первым увидел спектакль «Зойкина квартира» Олега Рыбкина. Я не ожидал, что в Новосибирске увижу такого уровня и качества спектакли. Ещё был «Козий остров» Дмитрия Чернякова, который недавно даже пересматривал. Эти два спектакля с юности запомнились, произвели мощное впечатление. Вообще, когда я учился в школе, ходил каждый вечер, смотрел многие спектакли по десять раз… А потом и сам начал работать здесь. Составы были разные, труппа театра всегда была сильной. И сама культура в театре — высокой. Не было в нём провинциальности… Театр меняется, даже за то время, сколько я его знаю. Есть такое понятие — «краснофакельность». Можно сказать, что это некий дух команды. Чувство ансамбля, единый стиль игры — это свойственно многим хорошим театрам. А здесь есть нечто, что все мы интуитивно ощущаем, но не можем оформить в слова.

— Есть ли какая-то определённая тема, которую вы исследуете в своём творчестве?

— Базовая тема, которая чаще других возникает, — это всё-таки тема какого-то незаурядного человека: либо одарённого, либо асоциального. Этот человек в разных обстоятельствах: либо он непригоден к жизни, либо он не нужен в этих обстоятельствах. Но так или иначе ему нет места в той среде, в которой он находится.

— Должен ли зритель готовиться к спектаклю, читать оригинал пьесы?

— Желательно. Но совершенно необязательно читать пьесу — на сайте любого театра можно найти маленькую аннотацию, а ещё лучше прочитать краткое содержание, что займёт три минуты. Это некая базовая культура: ты должен понимать, какой спектакль будешь смотреть.

— С каким чувством расстаётесь со спектаклями, когда они уходят? Или выпустили спектакль — и отпускаете его?

— Совсем недавно я выпустил спектакль «Нора, или Кукольный дом» Генрика Ибсена в цюрихском драматическом театре Schauspielhaus. Так получилось, что уходил интендант, или худрук по-нашему, а в этом случае обычно полностью меняется труппа, приходят новые актёры, ставят новые спектакли. Я выпускал как раз в последний сезон. Спектакль получил приглашение на фестивали, в том числе на «Золотую Маску» в качестве иностранного гостя. Но пришло новое руководство — и сейчас это будет другой театр. Какая-то обида есть, но я смотрю на это как на неизбежность. Может быть, пусть лучше спектакль уйдёт раньше и останется в воспоминаниях…

Марина ШАБАНОВА | Фото предоставлены пресс-службой «Красного факела»

back
up