Мода — лёгкая птица
Какие цвета сегодня в тренде, чем важен конкурс модельеров и что по-настоящему ценно в нашем меняющемся мире — рассказывает художник-модельер Виктор ФЕОКТИСТОВ.
В Новосибирск в начале октября съедутся модельеры из разных городов, регионов и стран. 7 октября откроется выставка «Пластиковый мир» в краеведческом музее, а 11 октября состоится большое дефиле XXVI Международного конкурса моды и стиля «Сибирский кутюрье» — в ГКЗ им. А. М. Каца. Наш сегодняшний собеседник — создатель и продюсер конкурса Виктор Феоктистов, известный новосибирский художник-модельер, эксперт моды, лауреат национальной премии «Российская Виктория», обладатель Почётного знака «За заслуги в развитии дизайна», член Союза дизайнеров России. В настоящее время является советником министра культуры Новосибирской области в области моды и fashion-индустрии. По оценкам экспертов, он входит в десятку лучших кутюрье России.
В 1980-е годы Виктор Феоктистов работал художником по костюму в программе «Поёт товарищ кино», создавал образы для известных звёзд отечественного кино — Нонны Мордюковой, Надежды Румянцевой, Лидии Смирновой и многих других. По приглашению Вячеслава Зайцева проходил стажировку в московском Доме моды. В 1987-м вернулся в Новосибирск и руководил мужской группой моделирования одежды в Доме моделей. Был участником модельных шоу в Венгрии, Германии, Польше. Его коллекции выставлялись в Финляндии, Франции и Чехии. Среди его наград — Золотая медаль ВДНХ СССР, Серебряная лента Международной выставки в Брно (Чехия). В Новосибирском музыкальном театре сегодня идёт оперетта «Марица», над костюмами к которой работал Виктор Феоктистов. А с 2013 года он создаёт образы сценического костюма для Государственного академического русского народного Сибирского хора.
— Виктор Викторович, как вы выбрали путь художника-модельера? В то время это было достаточно оригинально для юноши, живущего в Новосибирске, а не в столице.
— Изначально я думал стать хирургом. Мама работала заместителем главного врача по кадрам в Железнодорожной больнице Новосибирска. И моя старшая сестра уже училась в мединституте, я до сих пор помню: ночью проснёшься, а она гладит череп и рассказывает, какая косточка где находится. Один хороший хирург из маминой больницы предложил мне прийти посмотреть операцию: «Но если будет плохо, сразу выходи, у нас четыре руки, ловить тебя будет некому». Я пришёл, насмотрелся, а поскольку наркоз тогда имел специфический запах, в какой-то момент закружилась голова, и мне пришлось срочно выйти. Так я понял, что это не моё.
— Вовремя вас пригласили…
— Да, было время «примерить» другие профессии. Я хорошо рисовал, занимался в изостудии во Дворце пионеров и стал подумывать о профессии архитектора. Случайно мамина подруга предложила прийти в Дом моделей, им нужны были мальчики для примерок и показа. Я пришёл, в то время художественным руководителем Дома моделей была Валентина Эдуардовна Грицюк, и она для меня стала путеводной звездой по жизни. Хорошо помню самый первый свой выход: это был показ для сельских тружениц — на нас надели какие-то фуфаечки миленькие с петушками и курочками, красивые сапожки. Освещение на подиуме и общая атмосфера праздника — вся эта сказка оказала на меня такое влияние, что я стал рисовать что-то на эту тему. Показывал рисунки Валентине Эдуардовне, и она предложила мне поступать в наш техникум лёгкой промышленности, который готовил модельеров-конструкторов.
— В конкурсе «Сибирский кутюрье» принимают участие и модельеры, и студенты, каким вы были когда-то. Это их шанс состояться в профессии?
— Совершенно верно, участие в конкурсе и мастер классы от российских и итальянских специалистов в области моды — это всё бесплатно. Хочется помочь молодым освоиться в этом мире. Международный проект «Сибирский кутюрье» проходит при поддержке министерства культуры Новосибирской области, и я благодарен лично министру Наталье Васильевне Ярославцевой! Мода — территория креативных индустрий, и здесь важна помощь на старте. Мне в жизни никто не помогал, просто везло с хорошими наставниками, хотя были и укоры — то по длине волос, то по ширине брюк, то по цветным носкам, то по приталенному длинному пальто. На протяжении своей жизни я доказываю, что я модельер, я создаю моду и быть в тренде — моя обязанность. Сейчас молодёжь свободная, может выбирать любое направление. А у нас было три силуэта — прямой, полуприлегающий, приталенный. И модные коллекции мы создавали на два года вперёд. Мода же — вещь сиюминутная. Сегодня модно, а через десять дней — уже нет.
Редактор журнала Leaders Today Ольга Зонова, художественный руководитель конкурса «Сибирский кутюрье» Виктор Феоктистов и министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева. «Сибирский кутюрье» 2020 года.
— Как уловить эти актуальные течения? Что такое мода сегодня?
— Тут есть и экономические, и политические аспекты. Скажем, в 1960-е годы были финансовые сложности во всём мире — и появились мини-платья, чтобы меньше расходовать ткани. Сегодня происходит исламизация Европы, где много мигрантов с Востока. Они носят свою традиционную одежду, и это неизбежно будет трансформироваться в европейскую моду. Скоро мы будем наблюдать на подиумах закрытые длинные платья в пол, всевозможные восточные головные уборы. Сегодня меняется сам образ красоты, мы видим, как он изживает себя: лица на подиумах как будто бы стёртые, либо нарисованные. Выделяем губы, «убираем» глаза — или, наоборот, делаем глаза, но убираем губы.
— Чем порадует нынешний сезон?
— Осенью 2021 года предлагается убрать все серые, тёмные тона в пальтовой группе. Сейчас актуальны яркий оранжевый, огоньковый, оттенки жёлтого. В дополнение — платья с блёстками и пайетками. Всё для того, чтобы сказать: жизнь удалась, всё путём и пальцы веером.
— Своего рода инстаграм на выходе?
— Точно. Нынешней зимой будут актуальны меховые изделия, но не из натурального меха, а искусственного — длинноворсового, эти большие шубы, конечно, увеличивают модель, но гротеск добавляет лоска. Что касается обуви, угги уходят на второй план, а появляются меховые унты. И самое интересное — кроссовки, которые мы все так полюбили и носим даже зимой, приобретают острый носок. Если коллекции Ива Сен-Лорана, Коко Шанель, Карла Лагерфельда, Валентино, Готье завораживали, то сегодня эта эстетика уходит на второй план. И возвращаются блеск и мишура — Гуччи, Дольче и Габбана. А хочется увидеть нового дизайнера, который сделал бы что-то протестное, показал грамотную классическую коллекцию — красивые мужские костюмы, женские нарядные платья.
Большое дефиле, «Сибирский кутюрье», 2019 год.
— Конкурс «Сибирский кутюрье» на это нацелен?
— Смысл нашего конкурса в том, чтобы молодые художники-модельеры, дизайнеры могли себя показать и на коллег посмотреть, а в итоге выработать свой стиль. Момент соревнования очень важен, без конкурса нет роста. Ещё на стадии просмотра коллекции на видео я делаю замечания и предложения — по длине изделия, по украшениям и аксессуарам. В результате модель и коллекция обретают современный вид. И здесь мы им помогаем, подсказываем. Кроме того, мастер-классы, воркшопы, общение друг с другом, новые знакомства, создание творческих союзов — всё это по-настоящему бесценно. Хотелось бы, чтобы конкурс продолжался, чтобы была помощь студентам, чтобы они продвигали моду, соединяя её с элементами традиционного костюма. В этом задача, а не в том, чтобы копировать европейскую моду или их ценности.
— Стирание гендерных границ — ещё одна особенность современной моды. Что вы об этом думаете?
— В своё время Коко Шанель предложила женщинам мужской брючный костюм, и они носят его до сих пор. Сегодня эти поиски продолжаются: мужчины выходят в платьях и на каблуках, хотя я не думаю, что мужчины начнут носить платья, это просто какой-то противовес. Иногда на улице видишь человека и не можешь понять, девушка это или юноша: волосы затянуты в хвост, пиджак, джинсы — не она и не он, скорее оно. Я — за гармоничное развитие моды, чтобы она распределялась на мужскую и женскую, детскую и подростковую, чтобы маленькие девочки были одеты по возрасту, а не как взрослые тётки лёгкого поведения — каблуки, цветные волосы, блескучие платья. Или вот сейчас все носят спортивные костюмы... Такая одежда подчёркивает недостатки, одно дело, когда стройная фигура, другое — если человек 60-го размера. Женщинам я советую смотреться в зеркало не только спереди, но и со спины — возможно, нужно с брюками надеть кофточку подлиннее, а если платьице, то с плотными колготками. На самом деле эстетический вкус и культура одежды — большая проблема, и начинать воспитание нужно с детского сада, с элементарного: какие цвета сочетаются, а какие нет.
Дефиле конкурса «Сибирский кутюрье» 2020 года. Фото Валерия ПАНОВА
— Ваши коллекции участвовали в международных конкурсах, экспонировались на выставках. Как сложилась их судьба?
— По-разному, это долгий разговор. Со мной остались самые любимые коллекции, которые жалко продавать, потому что они штучные. Недавно мне в Новосибирском государственном краеведческом музее предложили собрать небольшой фонд для истории. Сначала было смешно, потом решил, что, наверное, пора. Скажем, моя коллекция «Бухара» с узбекскими мотивами выполнена из потрясающих тканей, которые уже не производят, — натуральный шифон, креп-жоржет. Конечно, такие статусные вещи можно выставлять и хранить в музее. Я недавно нашёл папку, в которой мама собирала все фото и публикации обо мне. Тогда я не придавал этому значения, а сейчас нежно перебирал страницы, заложенные маминой рукой. Она была очень доброй и отзывчивой, оставила мне несколько молитв, и я каждое утро зажигаю свечу в память о ней. Высаживаю цветы на её могиле, бываю там часто, купил рядом участок для себя и даже думал, каким сделать памятник, чтобы он сочетался по колористике, был стильным. А сейчас понимаю, что это всё не важно. Мы ведь живём сегодня — важен этот день, здесь и сейчас.
Материалы по теме:
В Новосибирске собрали лучших дизайнеров России и раздали серебряные пуговицы с рубином
Предметы быта, повседневная и нарядная одежда, проекты городского пространства — в краеведческом музее представили дизайн докомпьютерной эпохи
Финал Международного конкурса дизайнеров в области моды «Сибирский кутюрье-2021» в Новосибирске представил коллекции 24 участников. Посмотрите, как красиво это было
Двадцать два дизайнера представили свои коллекции на большом дефиле Международного конкурса «Сибирский кутюрье» в Новосибирске