Мода на память
Скалы в 3D-модели, платки с гусляками и томский скетчинг — что привезли на фестиваль Новосибирского краеведческого музея коллеги со всей страны
Выставка конкурсных проектов фестиваля «Музей для людей».
Международный фестиваль музейного маркетинга и гостеприимства «Музей для людей» Новосибирский государственный краеведческий музей (НГКМ) проводит второй год подряд. На этот раз участников было почти на треть больше — 120 человек из 18 регионов. В первый же день гостей повезли в Сузун, чтобы показать одну из жемчужин Новосибирской области — Музейно-туристический комплекс «Сузун-завод. Монетный двор», филиал НГКМ. Несколько лет комплекс строился и продолжает развиваться благодаря областной государственной программе «Культура», за это время стал знаковой точкой на туристической карте региона. Место, где чеканилась особая сибирская монета, имеет историческое значение для Сибири и государственности в целом. Возвращаясь к своему славному прошлому, как будто приосанился и сам рабочий посёлок Сузун. Юлия Шуклина, заместитель директора по научной работе НГКМ, рассказывала коллегам о музейном проектировании и развитии территории. Осмотр местных достопримечательностей по законам гостеприимства завершился ароматной сибирской ухой.
Спикеры пресс-конференции: заместитель генерального директора Хабаровского краевого музея Нина Маркова, директор Томского областного краеведческого музея Святослав Перехожев, заместитель министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов, директор Новосибирского государственного краеведческого музея Андрей Шаповалов и ведущий дизайнер Студии Артемия Лебедева Марк Родионов.
— Сама тема фестиваля — маркетинг и гостеприимство — кажется нам очень важной, потому что современный музей — это и точка притяжения людей, и значимый элемент социально-экономической структуры общества, — отметил на пресс-конференции в главном здании НГКМ Евгений Сазонов, заместитель министра культуры Новосибирской области. — Хороший показатель в этом плане — наличие очередей. Мы много слышали об очередях на выставки в крупнейшие федеральные музеи. Были такие прецеденты и у нас. Можно вспомнить выставку Третьяковки и другие проекты художественного музея, и Ночи музеев в НГКМ. Если говорить о краеведческом музее как о действительном лидере музейного дела в Новосибирской области, это хорошо видно на цифрах: пять лет назад, в 2013 году, все его экспозиции посетили порядка 150 тысяч человек, а в 2018 году были уже 360 тысяч посетителей.
Согласно национальному проекту «Культура» к концу 2024 года количество посетителей учреждений культуры должно увеличиться на 15%. По словам замминистра, музеи Новосибирской области должны поднять количество посещений на 12%.
Участники фестиваля в колонном зале Новосибирского государственного краеведческого музея.
На фестиваль НГКМ съехались коллеги из Томской, Новосибирской, Кемеровской, Ростовской, Московской, Брянской, Магаданской, Воронежской, Иркутской, Свердловской областей, республик Крым, Татарстан, Хакасия, Саха, Башкортостан, Алтайского и Красноярского краев и Ханты-Мансийского автономного округа. А также из Москвы, Санкт-Петербурга и Казахстана. 23—25 сентября музейщики обменивались опытом, рассказывали о продвижении своих лучших проектов и обсуждали насущные проблемы. Среди спикеров — признанные профессионалы своего дела: Бьёрн Стенверс (Голландия), член правления Международного союза Музеев (ICOM), старший преподаватель Президентской академии РАНХиГС, его лекция была посвящена стратегическому маркетингу в музее; Марк Родионов (Москва), ведущий дизайнер Студии Артемия Лебедева, говорил о том, как музеям успешно конкурировать в борьбе за внимание гостей; Александр Куприянов (Москва), доцент Высшей школы экономики, академический руководитель программы «Медиакоммуникации», рассказывал о возможностях музеев в цифровом мире; новосибирец Андрей Шавнев, руководитель digital-направления коммуникационного агентства «АГТ-Сибирь», — о том, чего не хватает музеям с точки зрения посетителей; Нина Маркова, заместитель генерального директора Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова, — о партнёрах и ребрендинге музея.
У экспозиции с гуслицкой росписью от Егорьевского историко-художественного музея.
После предварительного отбора в конкурсную программу фестиваля вошли десять проектов из разных музеев страны. Каждый из них мог стать украшением экспозиции любого музея. К примеру, Хангаласский улусный краеведческий музей им. Г.В. Ксенофонтова привёз «вечный календарь». Музей истории Екатеринбурга демонстрировал коллегам парфюмерную карту родного города и с помощью ароматов отправлял в «путешествие» по истории целой страны.
Расскажем подробнее о двух из конкурсных проектов. Егорьевский историко-художественный музей представлял свой «Провинциальный эксперимент» — самобытные сувениры, украшенные современными гусляками. Издавна по берегам реки Гулицы селились старообрядцы. Проект музея адресован потомкам гусляков — староверов из посёлка Шувое Егорьевского района. Главным промыслом, прославившим здешних мастеров на всю Россию, было переписывание церковных книг крюкового пения и украшение их пышным орнаментом с золотым свечением. Но в начале XX века этот промысел угас.
— К сожалению, книгопечатание полностью вытеснило этот вид росписи, — рассказывает о проекте Евгения Отченко, сотрудник Егорьевского историко-художественного музея. — С 2014 года музей ведёт большой проект по возрождению этой росписи. Сначала мы изучили приёмы, получили грантовую поддержку Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко «Культурная мозаика малых городов» и начали кампанию по изучению росписи. Набрали школу мастеров — и для взрослых, и для детей, был большой ажиотаж. И на первом этапе конкурса у нас появились бумажные сувениры — конверты, открытки, альбомы. А уже на втором этапе в партнёрстве с обувной фабрикой мы шили сувениры из кожи — футляры для очков, чехлы для планшетов, а потом наши участники переносили роспись на кожу. Так, в 2015 году этот проект стал победителем Международного конкурса «Интермузей» в одной из номинаций. Мы продолжаем разработку сувениров: теперь это платки в гуслицком стиле с ручной росписью в технике батик. Они уже стали лауреатами Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» и международного конкурса «PRO-бренд».
Скала Кемпир-тас, или Баба-Яга, в Западном Казахстане известна всем.
Участник из Казахстана Георгий Пересветов, археолог, руководитель отдела Павлодарского областного историко-краеведческого музея им. Г. Н. Потанина, привёз в Новосибирск отпечатанные на 3D-принтере копии знаменитого «Тобольского мыслителя». Каменная скульптура, изображающая сидящего обнажённого человека, смотрящего в небо, была найдена в 1976 году на правом берегу реки Тобол в Кустанайской области. Эта 20-сантиметровая скульптура хранится сейчас в национальном музее Казахстана, в городе Нур-Султан, бывшей Астане. При этом является чуть ли не брендом челябинского Аркаима. Но не об этом споре речь, а о методе сохранения культурных ценностей, который предлагает археолог Пересветов.
— Каменные изваяния, наскальная живопись страдают от климатических условий — дождь, снег; люди оставляют на них надписи. В павлодарском Прииртышье, на озере Жасыбай, в туристической зоне, наскальные рисунки уже практически уничтожены. Благодаря новым технологиям мы сохраним эти объекты для потомков. 3D — моё хобби. Я фотографирую объект и при помощи специальной программы создаю абсолютно точную копию, до микронов. Эта программа была сделана питерскими студентами лет семь назад. По просьбе сирийского правительства в ней создавалась 3D-модель Пальмиры. На 3D-принтере я сделал несколько сувениров, в том числе самого узнаваемого в Павлодарской области природного памятники — скалы Кемпир-тас, или Баба-Яга, с ней связано много местных легенд. Такой «кемпир-тас» любому можно потрогать руками и ощутить текстуру поверхности.
Томичи рассказывают о своём проекте — скетчинг в музее.
В Томском областном краеведческом музее им. М. Б. Шатилова теперь рисуют. Раз в две недели, по воскресеньям, проходят встречи и мастер-классы по скетчингу, проводит их художник Татьяна Милякова. А началось с того, что девушка просто пришла и предложила: давайте я у вас тут порисую. Теперь этот проект приносит деньги музею и удовлетворение посетителям. На экскурсию с мастер-классом по скетчам приходят семьями, рисуют и мужчины. Святослав Перехожев, директор ТОКМ, на дискуссии «Музеи и партнёрство» рассказывал о другом проекте музея — летних open air в Музейном саду: «Мы не умеем продавать билеты на события, а наши партнёры могут: значит, лучше немного поделиться, но зато у тебя будет публика. Мы, музеи, не конкурируем между собой, а конкурируем за вниманием или за свободное время людей. С кем конкурируем? С торговыми центрами, кинотеатрами, театрами. Музеи должны быть круче всех. С одной стороны, это требует денег, а с другой — вполне по силам сделать посетителей своими друзьями, или, как требует того современный музейный тренд, соучастниками».
По итогам конкурсной программы фестиваля были определены два победителя. По мнению экспертного жюри, лучшее решение по продвижению музейных коллекций представил Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова. Приз — возможность бесплатного участия в стажировке в одном из ведущих музейных центрах России. Голосование участников фестиваля определило ещё одного победителя — им стал Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева. Один из его сотрудников примет участие в образовательной программе Новосибирского государственного краеведческого музея.
Музей способен окрылять.
Успешными проектами НГКМ стали серия видеороликов «Идеальный посетитель», промоакция «Музей — это…», программа встреч «Четверги в музее», интерактивные экспозиции в Музее природы, незабываемые акции в Ночь музеев, программа лояльности «Друг музея», серия сувениров с изображением находок древнего святилища.
— До недавнего музейного бума музеи были своеобразными башнями из слоновой кости, где всё запрещено, где много правил, а ещё этот миф о «злобных бабушках», хранительницах. Подчёркиваю, что это миф, потому что они, как правило, очень добрые, — поясняет директор НГКМ Андрей Шаповалов, член президиума Союза музеев России, эксперт в области стратегического управления в культуре. — Несколько лет назад мы задумались над тем, как сделать так, чтобы нашим посетителям было у нас интересно, комфортно и захотелось прийти снова. Мы стали развивать философию гостеприимства в разных направлениях. Музей — это место, которое сохраняет память, а сейчас сохранять память — модно, это мировая тенденция. Многие музеи стараются измениться, но не у всех получается. И этот фестиваль мы придумали специально для того, чтобы специалисты, заинтересованные в открытости, приезжали делиться своими наработками, общались, начинали дружить и придумывать совместные проекты.
В 2020 году НГКМ отмечает своё 100-летие. Программа третьего фестиваля маркетинга и гостеприимства обещает быть особенной. А сначала новые проекты увидят посетители музея. Одним словом, готовьтесь удивляться и соучаствовать.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА