05.12.22

Мечтатель из КИБО

Сотрудник НГОНБ, победитель Всероссийского конкурса «Библиотекарь года» Сергей ПЕТУНИН — о том, как любовь к книгам привела в литературу.

СЕРГЕЙ ПЕТУНИН
Участник третьего совещания молодых литераторов Сибири и Дальнего Востока, Всероссийского совещания молодых литераторов в Химках. Вошёл в длинный список литературной премии «Неистовый Виссарион», присуждаемой за достижения в области критики. В 2022 году принял участие в 11-м Всероссийском семинаре-совещании молодых писателей «Мы выросли в России» в рамках проекта «Новые имена» издательства «Эксмо» и получил стипендию на издание книги. По итогам Всероссийской литературной мастерской, организованной Ассоциацией союзов писателей и издателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, в числе девяти участников получил сертификат на издание книги.

Церемония объявления победителей конкурса состоялась в ноябре на ежегодном совещании руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России в Санкт-Петербурге. Лучшим в стране библиотекарем стал Сергей Петунин — ведущий библиотекарь отдела художественной литературы Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ).

Сергей работает в библиотеке с 2014 года. Его знают и любят во многих районах области — ведь именно он привозит на «библиомобиле» книги и журналы в сёла Колыванского, Сузунского, Маслянинского, Искитимского и Новосибирского районов, где нет библиотек. А ещё ведёт бессрочный онлайн-курс «Как стать писателем в 17 лет?» для школьников 8–11-х классов средней общеобразовательной школы №148 Купинского района. О съёмках фильма по Достоевскому, читателях философского склада, цикле повестей о посёлке Ола под Магаданом и книгах-открытиях — рассказывает Сергей Петунин.

— Сергей, судя по всему, слава обрушилась неожиданно?

— Честно говоря, да, не ожидал, что будет такой резонанс. Мне очень понравилось, как меня встретило библиотечное сообщество Москвы и Санкт-Петербурга, где собрались все самые видные лица. Руководство Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ), Российской национальной библиотеки (РНБ), других библиотек, которые сегодня на слуху. Они приняли меня как равного, как профессионала высокого уровня, было очень уважительное, дружеское общение. Плюс я дал несколько интервью, планируются передачи и даже съёмки фильма про КИБО, на котором я езжу, — это сокращение от «Комплекс информационно-библиотечного обслуживания». Есть и приглашения от библиотек — зовут в Томск и Казань рассказать о нашей работе и поделиться опытом. Ещё пригласили в один новосибирский колледж провести мастер-класс о том, как интересно писать заметки в их газету. Вот такие приятные встречи. Я благодарен за ту поддержку, которая оказывается сегодня моей профессии — профессии библиотекаря. Да, мы не строим дома и дороги, но мы делаем то, без чего очень быстро не понадобятся ни дома, ни дороги.

— Что было решающим в вашей победе?

— Мне прямо сказали, что жюри подкупил такой плавный и закономерный переход от библиотечной деятельности к литературному труду. Их впечатлило, что библиотекарь доработался до того, что сам стал писателем. Как сказал генеральный директор РНБ Владимир Геннадьевич Гронский: «Мы после такого просто не могли не отдать вам победу».

— Расскажите о своём «библиомобиле». Сколько лет вы в разъездах? И кто к вам приходит за книгами?

— 11 дней я работаю в отделе областной библиотеки — на выдаче книг, остальное время провожу в разъездах, так уже почти три года. Не сказать, что работа сложная, за исключением дальних поездок, которые, конечно, выматывают. Мы перемещаемся по пяти районам области в те населённые пункты, где уже нет библиотек или они очень маленькие. В день не больше пяти точек успеваем обслужить. Стоим, как правило, у школы, магазина или таксофона. Заранее договариваемся с администрацией, они оповещают. Как показывает практика, двух часов хватает.

— В фильме «Люба» про Достоевского, который снимала команда ГТРК во главе с Еленой Агамян, вы в роли себя самого выдаёте книгу классика читателю, который оказывается настолько заинтересован, что следующая ваша встреча происходит на спектакле «Идиот» в театре «Старый дом» в Новосибирске. Это реальная история?

— Это был актёр-любитель, история с выдачей книг типичная, но вот так, чтобы я подружился с читателем и встретился с ним в театре, — не было. Хотя везде есть люди, с которыми общаюсь с удовольствием. Кстати, именно в этом селе Бородавкино живёт очень интересный читатель — Алексей Григорьевич Кобринович, бывший учитель сельсовета Степной, эрудированный человек. Он всегда много интересного рассказывает. И практически в каждом селе есть такой читатель.

— Что вы привозите в мобильной библиотеке от НГОНБ?

— Деревенский читатель больше любит отдохнуть за чтением. Читают фэнтези, жанровую фантастику, женские и мужские детективы. Спрашивают историческую и научно-популярную литературу. Интересуются книгами по здоровью, садоводству и огородничеству. Такого рода литературу мы и привозим. Я заметил, что люди в сельской местности очень нуждаются в книгах и с огромным удовольствием приходят к нам. В местных библиотеках не хватает финансирования для новых поступлений. К нам даже очереди выстраиваются — человек на десять. 

— Откуда у вас самого любовь к чтению — семья, родители, школа?

— Семья, конечно. За первую книжку меня родители пинками усадили. Мне было 11 лет, и это были «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» — я злился, но уже через пять страниц понял, что мне интересно, что-то в жизни этих мальчишек пересекается с моей. Так я начал читать, и к старшим классам перечитал практически весь фонд золотой литературы для детей и подростков — «Остров сокровищ», «Копи царя Соломона», «Чёрная стрела». Не имей я такого читательского опыта, насколько беднее была бы моя жизнь.

— И филфак выбрали из-за любви к чтению?

— К тому времени я начал ощущать в себе какие-то творческие позывы. А про литературный институт в этом возрасте не думают. Казалось, это самая близкая дорога.

— А в итоге свои произведения появились не скоро?

— В девятом классе я понял, что математика мне не очень даётся, и с этим нужно что-то делать, так я поступил в Новосибирский педагогический колледж №3 (которого сейчас уже не существует) на специальность «учитель русского зыка и литературы в средних классах школы». Отучился пять лет, а потом ещё пять в Новосибирском государственном техническом университете на гуманитарном факультете. Ещё до университета в колледже писал статьи в местной газете «Зелёное яблоко», делая свои первые шаги на ниве журналистики, но мне всегда хотелось чего-то большего. В университете я был старше своих сокурсников, потому что поступил в 21 год. Мне нравилось учиться, но у меня начинались приступы взрослой жизни, я испытывал желание работать, к тому же нужно было платить за учёбу. Так что на литературу времени не было, мне тогда казалось: целая жизнь впереди, успею всё переделать. А сейчас я стараюсь каждый свободный час посвятить литературе, замыслов много.

— Расскажите о своём творчестве. Какие сюжеты вас волнуют?

— Я стартовал как литературный критик, опубликовано около десяти моих критических статей, я и сейчас с удовольствием иногда их пишу. На церемонии награждения я познакомился с Сергеем Александровичем Басовым, известнейшим в библиотечном сообществе человеком — заведующим методическим отделом РНБ. Мы очень хорошо пообщались, в итоге он дал мне подборку своих стихов и предложил написать на них рецензию… Мне давно хотелось выражаться в прозе, было несколько черновиков с рассказами и даже романом. Но я понимал, что там нет моего голоса, это всё было подражанием, чем-то несамостоятельным. Есть две книги прозы: одна вышла тиражом 200 экземпляров по итогам семинара-совещания для писателей «Мы выросли в России», называется она «Библиотечная повесть»; 9 декабря в Москве выходит книжка по итогам литературной мастерской, я полечу на её презентацию. В журнале «Бельские просторы» опубликована моя повесть «Прощание с Олой», которая посвящена моему родному посёлку Ола под Магаданом, где я родился. Планирую целый цикл — «Посёлок на Атарганской косе». Здесь уже можно увидеть зачатки какого-то моего собственного голоса как автора. У меня просто сейчас такая теория: каждого писателя подпитывает его родная земля, не обязательно, что он будет писать какие-то краеведческие очерки. Родная земля может вывести его на широкий круг тем, на общечеловеческие вопросы. Буду также продолжать писать библиотечные повести. Я не очень люблю выдумывать, для меня важны истории из жизни, о простых людях. Впечатляюсь я самым обычными эпизодами, просто чувствую некое волнение, сажусь и пишу.

— Какие книги для вас самого стали откровением в последнее время?

— Как ни странно, это была книжка молодого писателя Андрея Тимофеева, председателя Совета молодых литераторов Союза писателей России. Он преподаёт в Московском институте культуры, написал, на мой взгляд, талантливое произведение, которое называется «Пробуждение», оно опубликовано в журнале «Наш современник». Недавно я прочитал книгу Олега Куваева «Территория», она знаменитая, просто я с ней поздно познакомился, это близкая мне тема, поскольку рассказывается о разведке золота на Чукотке — практически мои родные места. Глубина и размах этого материала — потрясающие. Ещё очень нравится творчество Леонида Бородина, особенно его «Божье поле». И, конечно, я читаю классику XIX–XX веков, там всегда можно сделать открытия. Толстой, Бунин — буквально несколько абзацев, и уже есть над чем задуматься.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

back
up