Матрица войны
Чтение фронтовых писем и историй, постановки известных текстов и «живые» концерты — что приготовили новосибирские театры ко Дню Победы?
Спектакль «А зори здесь тихие…» Новосибирского музыкального театра. Фото Дарьи Жбановой
В юбилейный год Победы театры задумались над тем, как отметить эту дату и сделать это неформально. И столкнулись с тем, что в современной драматургии практически нет обращений к теме Великой Отечественной войны, остаётся только золотой фонд известных произведений или истории конкретных людей, которые ещё предстоит осмыслить.
Театр «Старый дом» готовит рассказ о судьбах актёров и театра во время войны. Основой истории послужат хроникальные события, изложенные в книге по истории театра «Ремарки на полях истории» Елены Климовой.
— Наш театр имеет богатую историю, я бы сказал, драматургическую в какой-то степени. Мы подумали, что важно рассказать о том, что было с людьми, которые работали в театре в годы войны, как жил тогда театр, — говорит главный режиссёр «Старого дома» Андрей Прикотенко. — К 75-летию Великой Победы мы хотим сделать концерт или разговор — ещё думаем о форме, но уже есть название — «Памяти памяти». Будем черпать историю из книги, будем ещё искать и дополнять своими ощущениями, артисты что-то от себя расскажут. Выросло не одно поколение людей, слушавших рассказы тех, кто был на войне. Дай Бог, вырастет ещё не одно поколение, которое добавит своё слово к этой памяти.
Театр «Глобус» поставит документальный спектакль по воспоминаниям новосибирцев. Ещё осенью театр пригласил новосибирцев поделиться семейными историями: люди откликнулись — пришли со своими рассказами и фотографиями, разговор длился больше трёх часов. Теперь с этим материалом работают режиссёр Анастасия Патлай и драматург Андрей Иванов, постановщики, имеющие большой опыт работы с документами, побывали в музеях города, выезжали в Академгородок.
— Нам хотелось понять, как эта тема развивается в сегодняшних новосибирцах. И вот на основе живых историй и полученных материалов будет создан документальный спектакль. Его премьера состоится 7 и 8 мая, — рассказывает Инна Кремер, замдиректора по творческим вопросам театра «Глобус». — В преддверии премьеры мы организуем лекционную программу о посттравмах, постпамяти войны. Мы пригласили Алёну Карась, известного театрального критика и журналиста, которая занимается разработкой этой темы, изучает, как она отзывается в драматургии и театре.
Ещё одна часть проекта под рабочим названием «Матрица войны в опыте поколений новосибирцев» — лаборатория документальной хореографии. Это новое для России направление. Наше тело несёт в себе генетические воспоминания, которые отражаются в его пластике. Так вот лаборатория, которая будет работать в «Глобусе», основана на практиках избавления от каких-то болезненных вещей и травм, зафиксированных в теле. Набор — всего 25 человек, среди них должны быть как люди, не имеющие хореографического опыта, так и юные студийцы театра, и опытные актёры. Результаты своей работы лаборатория представит на суд зрителей 6 мая.
Театр кукол 21 февраля представит премьеру — спектакль «Когда папа вернётся с войны» (6+) по рассказу Андрея Платонова «Детство Никиты». Режиссёр — заслуженный деятель искусств РФ Борис Саламчев, художник Александра Павлова. Постановщики используют приём соединения театра и кинематографа. Привычная для театра игра актёра с куклой останется за кадром, её проекцию выведут на экран, на двух других экранах будет идти кинохроника. Театр в сотрудничестве с художественными школами и студиями планирует создать выставку рисунков по мотивам спектакля. Особенно значимым должен стать совместный выставочный проект с Центральным государственным театром им. С. Образцова, который будет представлен к 9 Мая. Недавно НОТЕК издал книгу по истории нашего театра, автором стала журналист газеты «Ведомости» Наталья Дмитриева.
— Мы уже решили, что должно быть второе издание нашей книги, — рассказывает директор театра Юрий Горлатых. — В поисках материала мы очень плодотворно для себя посотрудничали с театром имени Образцова, я был у них в музее. К юбилею Победы они выпускают свою обновлённую книгу, в которой есть раздел, посвящённый новосибирскому периоду театра, когда они были здесь в эвакуации. Москвичи предоставили нам материалы, и к 9 Мая в нашем театре откроется выставка, где будут представлены афиши, программки тех лет, а также кинохроника, в которой Сергей Образцов проводит семинар для воинов сибирского округа с постановкой спектакля. Созданные тогда фронтовые бригады актёров отправились на фронт и устраивали представления в частях.
Новосибирский музыкальный театр «оживит» известные военные песни отечественных композиторов — в программе «Сердце моё» они прозвучат в формате «живой песни», с театрализацией. Создаётся и выставка, рассказывающая о спектаклях, которые в разные годы шли в репертуаре театра, в их числе «Севастопольский вальс», «В начале мая», «Василий Тёркин» с главным Тёркиным театрального Новосибирска — народным артистом РСФСР Иваном Андреевичем Ромашко, отметившим недавно своё 90-летие. Также в майскую афишу музкома войдут показы музыкальной драмы Андрея и Нонны Кротовых «А зори здесь тихие…» по мотивам знаменитой повести Бориса Васильева. Спектакль, рождение которого инициировало руководство НМТ, теперь идёт в нескольких российских театрах, а год назад музыкальную драму новосибирских авторов поставили в Австралии.
— Я противник спектаклей к датам, они недолго задерживаются на сценах. Спектакль «А зори здесь тихие» — это на все времена, потому что затрагивает глубинные струны души нашего народа, — говорит Леонид Кипнис, директор – художественный руководитель НМТ, заслуженный артист РФ. — Мы подбирали материал, остановили свой выбор на опере Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», написанной по случаю очередного юбилея по прекрасной повести Бориса Васильева. Но это такой серьёзный солидный материал, и мы поняли, что сегодняшнего зрителя этим не проймёшь. Нужно было новое произведение. Мы заказали его новосибирским авторам — композитору Андрею Кротову и драматургу Нонне Кротовой. В итоге получился превосходный материал — не только на тему войны, но и о любви, о самопожертвовании. И спектакль пользуется большой популярностью.
Городской драматический театр п/р С. Афанасьева будет читать «Василия Тёркина». За воплощение сценической версии поэмы Александра Твардовского взялся сам худрук Сергей Афанасьев. В театрализованном чтении примут участие разные поколения труппы — и старожилы, и «новобранцы» — каждый со своим представлением о войне и Победе. «Чтение будет и с разных жизненных позиций, и в какой-то момент это может перерасти в баттл. Репетиционный процесс начнётся в марте. Надеемся, это будет полноценный спектакль, который может остаться в репертуаре театра», — пояснила зав литературно-драматической частью НГДТ Ирина Никитенко.
Премьера 2019 года — спектакль «Не покидай меня», театр «На окраине».
Театр «На окраине» из Карасука — единственный за пределами Новосибирска государственный театр области — поставил спектакль по пьесе Алексея Дударева «Не покидай меня» (14+), написанной в начале 2000-х. Премьера состоялась в декабре 2019 года, режиссёр Александр Кобец (младший). Драматический очерк посвящён «девочкам, девушкам, женщинам, бабушкам…» Увидеть его в Новосибирске можно 30 апреля — показ состоится на сцене Дома актёра. А в апреле-мае сопереживать героям пьесы будут в нескольких районах области, театр традиционно много ездит.
— Режиссёр (а по совместительству мой сын) взял тему, которая ему близка, — делится подробностями Александр Кобец, создатель театра, директор, режиссёр и актёр. — Его бабушка, моя мама, прошла войну, мои родители — участники войны. К моей маме приходили подружки, тоже фронтовички, говорили вечерами, и мой сын рос в этом окружении… Мы очень переживали, как примет публика, особенно подростковая — но уже несколько спектаклей сыграно, и всё время аншлаги. На мой взгляд, спектакль получился.
9 Мая на площадке перед областным театром кукол планируется большая программа, в которой примут участие три театра — сам НОТЕК, «Красный факел», учебный театр театрального института «Пуля», а также ДК им. Октябрьской революции. Будет развёрнута выставка военной техники с полевой кухней, устроены фотозоны, обещаны танцы под духовой оркестр.
Марина ШАБАНОВА