Люди на колёсах
Имеют ли право электросамокаты на жизнь в большом городе, почему их боятся пешеходы и как СИМы становятся транспортом будущего.
Новосибирск «захватили» люди на быстрых колёсах, несущиеся по пешеходным дорожкам, как Фрези Грант по волнам — бесшумно, неожиданно, но красиво. За последний год в России на 730% выросли продажи электросамокатов, и тотальная мода на индивидуальные перемещения в пространстве доехала и до нас. Адепты называют электросамокаты экологичным транспортом будущего, а вот пешеходы считают его «убийственным» и не хотят делить свои тротуары с людьми на колёсах.
До Сибири все тренды доходят с опозданием на несколько лет — в 2018 году во Франции и Германии самокатчики и их собратья по классу «личных моторизированных средств передвижения» стали настоящим кошмаром для пешеходов и автомобилистов. На тротуарах они сбивали-пугали почтенных пешеходов, на проезжей части из-за своей «наглой маневренности» попадали под колёса. Европейские «гаишники» не выдержали и обратились к властям: дайте регламент для всей этой братии! Власти ввели понятие «транспортного средства без сиденья, оснащённое нетепловым двигателем и предназначенное для передвижения одного человека». Запретили ездить по пешеходным тротуарам, установили лимит скорости в 20 км/ч и обязали транспорт будущего передвигаться только по велодорожкам или автомобильным дорогам, где максимальная разрешённая скорость не превышает 50 км/ч. Если самокатчик выезжает на пешеходную зону — штраф в размере 135 евро. Превысил скорость? Отдай 1 500 евро!
Но здесь, как говорится, вам не тут. Наши сибирские самокатчики настолько суровы, что гоняют с большой скоростью по тротуарам, «вгрызаются» в плотный пешеходный поток и надменно не обращают внимания на разбегающихся из-под колёс граждан. Особенно эпично это смотрится на улице Ленина в пятничный вечер, когда граждане и гости столицы выходят на променад и постоянно шарахаются от «ниндзя на колёсах». В зоне конфликта оказывается и велодорожка на набережной — велосипедисты сильно недовольны, что их ЗОЖу мешают скоростные самокаты.
Активной популяризации электросамокатов в Новосибирске способствуют пункты проката — в том же Академгородке их на каждом шагу по нескольку штук. «Получила инструктаж, прокатилась с инструктором, поехала сама, не справилась с управлением (только кажется, что им легко управлять), попала в травму с переломом рёбер, — пишет в «фейсбучной» группе «Академгородок» Елена Семёнова. — Не надо, чтобы ездили на пешеходных тротуарах и оживлённых местах. Это очень опасно. Нас в травматологии таких трое было».
Электросамокат считается экологичным видом транспорта: работает от зарядки, недорого стоит, ему не нужен бензин, он не застревает в пробках, с ним пускают в метро и в магазины, а его «бортовой компьютер» синхронизируются со смартфоном через Bluetooth.
Как считает президент РОО «Федерация экстремального спорта и молодёжных спортивных движений НСО» Роман Канаев, если самокатеров не регламентировать, то будет очень много ДТП с печальными исходами — иной самокат разгоняется до 100 км/ч. А если с такой скорости с него упасть, то есть вероятность летальных последствий. Велодорожек у нас нет, асфальты щербатые, а пользователи зачастую слишком юны и самонадеянны. И, как официально заявила новосибирская Госавтоинспецкция, «владельцы этих транспортных средств иногда доставляют дискомфорт не только пешеходам на тротуарах, но и опасны сами для себя».
В нашем городе, к сожалению, нет инфраструктуры, где в своей тарелке чувствовали бы себя все, кто любит «экологичные колёса» — кроме разбитых велодорожек в Академгородке, 1 450 метров велотропинок в Заельцовском парке и статусной велотрассы на Михайловской набережной. Об этом каждый год со всех общественных трибун говорят велоактивисты и урбанисты, ратующие за формирование в Новосибирске комфортной городской среды: в современном мегаполисе должно хватать всем места — и пешеходам, и велосипедистам, и автомобилистам. А теперь ещё — самокатчикам.
Минтранс РФ разработал документ, где за электросамокатом закреплён новый термин — средство индивидуальной мобильности, или СИМ.
— В нашем городе довольно остро стоит проблема с велоинфраструктурой, — говорит велоактивист и основатель проката «Абсолют прокат» Андрей Левачёв. — И это, конечно, создаёт большие неудобства для пешеходов, которые вынуждены делить пространство с самокатерами. Да, это очень экологичный вид транспорта, и мне кажется, что скоро он выйдет на передовую линию — на самокате удобно перемещаться по городу, он держит заряд до 30 километров, его можно на зиму спрятать в кладовке и, самое главное, ему не нужен бензин. Думаю, что в будущем он обгонит велосипеды. В качестве городского мобильного средства перемещения самокат идеален. Но, разумеется, его нужно включать в развитие городской инфраструктуры, чтобы никто никому не мешал. А то получается, что, с одной стороны, самокатчиков «выживают» с полосы автомобилисты, а с другой — пешеходы. Зачем запрещать транспорт будущего и сопротивляться прогрессу, когда можно закрепить на законодательном уровне все права и обязанности?
Действительно, электросамокат выглядит настоящей альтернативной городскому транспорту, такой «сам себе троллейбус», способный, минуя все пробки, добраться из пункта А в пункт Б. Да и прогрессу нужно отдать должное, а не привычно ворчать: мол, распоясалась наша молодёжь. «Надо быть терпимее друг к другу и уважать друг друга на дороге», — говорит новосибирская Госавтоинспекция, и трудно с этим не согласиться. Но средний возраст самокатеров — это вчерашние подростки. А психологи считают, что от молодых людей в этом возрасте трудно требовать уважения к внешнему миру и соблюдения правил. Поэтому когда испуганная пожилая женщина кричит вслед самокатеру: «Как вам не стыдно!» — её в лучшем случае проигнорят.
Больше всего споров в обществе вызывает «генедерная принадлежность» электросамоката: он кто вообще? Обычный самокат или что-то вроде мопеда? Специалисты считают, что формально электросамокат с рыночной мощностью в 250 Вт можно по правилам дорожного движения приравнять к мопеду. Он походит к «мопедному классу» по ряду технических характеристик, а значит, все самокатеры должны носить шлемы и ездить только по обочине проезжей части. Но власти пока ещё не закрепили правовой статус мобильного электротранспорта: на федеральном уровне ГИБДД считает его пешеходом со всеми вытекающими. Вернее — выезжающими. Вот что говорится в официальном документе: «В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных колёсных средств передвижения на электротяге (сигвеи, электросамокаты, гироскутеры и моноколеса) в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены, поэтому де-юре пользователи приравниваются к пешеходам. Соответственно, требования к ним предъявляются исключительно как к пешеходам».
А значит — самокатчик может рассекать по пешеходным тротуарам и не спешиваться, как велосипедисты на пешеходных переходах, ну и встать за руль в алкогольном опьянении. Понимая всю зыбкость такого пешеходного статуса, ГИБДД сочинила документ, где владельцам СИМов предлагается «уважать приоритет пешеходов во всех случаях, если они находятся в одном с ними пространстве и не разгоняться более 20 км/ч, а взрослым самокатчикам ездить по велодорожкам». В общем, замкнутый круг.
Сейчас федеральный минтранс, понимая всю остроту момента, оперативно разрабатывает нормативный документ, где будут прописаны все пункты для владельцев СИМов: с какой скоростью они смогут передвигаться по городу, где они могут это делать, какую ответственность будут нести, если нарушат правила. Есть вероятность, что такая нормативная база появится в России к концу этого года, то есть весной 2021 года самокатеры станут полноценными участниками дорожного движения, а не бесшумными «ниндзя на колёсах».
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерий ПАНОВА