20.04.18

Любовь сильнее страха

Романтическая опера на сюжет великого Данте открыла серию одноактных постановок на малой сцене НОВАТа.

Опера «Франческа да Римини» Сергея Рахманинова поставлена к юбилею композитора — 145-летию со дня рождения. Либретто Модеста Чайковского написано по драматическому эпизоду пятой песни «Ада» из «Божественной комедии». В основе сюжета — романтическая история, реальные события, имевшие место в XIII веке. Вечный сюжет о прекрасной Франческе и красавце Паоло, рассказанный Данте Алигьери, много веков вдохновлял поэтов, художников, музыкантов... Вдохновился ей и постановщик оперы, главный режиссёр театра Вячеслав Стародубцев.

 

В этой постановке задействовано и сценическое пространство, где центральное место отдано оркест­ру, и зал, включая балконы-хоры. «“Франческа да Римини” — редко исполняемая вещь. Великая музыка, — говорит режиссёр. — Здесь действие не должно перечить музыке. Главный герой, конечно, Ланчотто Малатесту, который любит искренне, для него это всё очень болезненно, его любовь самосжигающая. А Пауло — пылкий, страстный, молодой, как все мы в юности. Настоящая драма в музыке Рахманинова звучит в партии Ланчотто, в оркестровой партитуре это очень тонкие штрихи — виолончель, скрипка, их потрясающие соло. Я благодарен дирижёру Аре Арамовичу Карапетяну за работу с оркестром, это наш первый совместный постановочный опыт. Мне кажется, всё сложилось. Будем продолжать осваивать пространство Концертного зала имени Исидора Каца — великое, намоленное. Давать ему новую творческую жизнь — это целая история и большая ответственность».

 

Постановщики превратили Концертный зал в рыцарский замок времён властителя Римини Ланчотто Малатесты — перекрещённые кинжалы на стенах становятся факелами, на сцене кресло-трон в форме меча, воткнутого в землю, по стенам — видеоинсталляции с текстом Данте и адским пламенем. Автор сценографии — художник-постановщик Жанна Усачёва — и костюмы персонажей предложила в эстетике гравюр Гюстава Доре. Над пластическим решением работал хореограф Сергей Захарин.

 

Благодаря стараниям творческой команды всё прост­ранство зала оживает, зритель оказывается в центре действа. Данте (Кирилл Нифонтов) в сопровождении Тени Вергилия (Гурий Гурьев, студент пятого курса Новосибирской консерватории) погружается в ад, спускаясь по ступеням к сцене. Хор, напротив, медленно поднимается, заполняя балконы, и эта вереница людей в чёрном, похожих на тени, их голоса, музыка и полные драматизма движения наполняют сердца предчувствием ужасной трагедии… Но вот следует сцена влюблённых, хор отодвигается на второй план, юная Франческа (в партии которой дебютировала выпускница магистратуры Новосибирской консерватории 2015 года Анна Бачаева) трепетна и нежна; прекрасный Паоло в исполнении Сергея Кузьмина, ведущего тенора театра, следуя за возлюбленной, пластичен и грациозен. Но апогея действие достигает с появлением Малатесты — Алексея Зеленкова — мощного, в латах и плаще, его глубокий баритон передаёт всю гамму чувств мужа, страдающего от ревности: «Я вызывал на бой весь мир! А ныне... Где ты, прежний пыл? Франческа! Франческа, что ты сделала со мной?»...

 

Строки великого Данте Франческа читает голосом заслуженной артистки России Анны Тереховой, дочери Маргариты Борисовны Тереховой. «Я вырос из камерных постановок и, честно говоря, соскучился по тонкой работе. Большая сцена — это несколько другие краски, технические приёмы, работа с артистом. А здесь мне захотелось очень скрупулёзной подробной работы, — рассказывает Вячеслав Стародубцев. — Моя задача растить этот коллектив, давать возможность молодым становиться на ноги. И в этой постановке занято много молодых артистов. Мы будет устраивать встречи с нашими солистами, первая уже запланирована — с Алексеем Зеленковым». Следующий показ оперы «Франческа да Римини» состоится 18 июля.

 

Встреча с Алексеем Зеленковым, финалистом проекта «Большая опера» телеканала «Россия-Культура», лауреатом Национальной оперной премии «Онегин» и новосибирской премии «Парадиз», состоится 22 апреля, в 17:00. Ведущий баритон НОВАТа исполнит свои лучшие арии из оперных спектаклей под аккомпанемент фортепиано, расскажет о себе, поделится своими профессиональными секретами и ответит на вопросы зрителей. Входной билет — 150 руб.

 

Камерный репертуар театра сформирован до конца сезона. Ещё раньше, 27 января, Вячеслав Стародубцев представил премьеру оперы «Моцарт и Сальери» на музыку Николая Римского-Корсакова, следующий показ ожидается 20 июня. Цикл «Маленьких трагедий» 17 апреля  продолжила премьера оперы Сергея Рахманинова «Скупой рыцарь». Постановщики перенесли действие пушкинской трагедии из рыцарских времён в 30-е — 40-е годы XX века, поскольку считают, что история человека, одержимого жаждой денег, очень современна. Поставил спектакль молодой режиссёр Алексей Смирнов, которого Вячеслав Стародубцев оценил, будучи членом жюри Международного конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-опера». Музыкальный руководитель постановки — Ара Карапетян, художник-постановщик — Елена Бодрова. 31 мая театр порадует зрителей современной оперой «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока, над постановкой работает главный режиссёр театра Вячеслав Стародубцев, художник Жанна Усачёва и дирижёр Евгений Волынский.

 

Марина ШАБАНОВА и Наталья ДМИТРИЕВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика