Линии жизни заслуженного учителя
Заслуженный учитель РФ Владимир ГУСЕВ отмечает 60-летие своей педагогической работы и продолжает преподавать историю и обществознание
Подъёмы и спады, взлёты и падения — зависят ли они от самого человека, обстоятельств его жизни или являются результатом естественной смены возрастных этапов? Начнём с картины жизни, образно представленной Мопассаном: «Жизнь – гора. Поднимаясь, ты глядишь вверх, и ты счастлив, но только успел взобраться на вершину, как уже начинается спуск…» Эта аналогия, видимо, не случайна.
Значит, картина жизненного пути ясна и однозначна: подъём — расцвет — угасание? Давайте не спешить с выводами.
Когда Поля Хамори, занявшего высокое место в чемпионате Швейцарии по фехтованию, репортёры спросили о том, как ему это удалось в 82 года, он ответил, что готов говорить на любую тему, кроме своего возраста. «Я потому и занимаюсь спортом, — заявил он, — что игнорирую дату своего рождения». Вера в себя и дерзость независимо от возраста и обстоятельств — в этом видел секрет своего творческого долголетия и 90-летний писатель и литературовед Виктор Шкловский.
Проще всего было бы оценивать жизнь её продолжительностью. Однако долгая жизнь только тогда приобретает смысл и значение в глазах самого человека и других людей, когда она наполнена ценным содержанием. Только насыщенность жизни и её отдельных периодов является содержательным показателем.
Итак, продолжительность — это «рабочее время» жизни, а насыщенность — eё «производительность». Главная проблема — найти приемлемые единицы измерения.
В современных психолого-биографических исследованиях изучают события жизни — конкретные изменения в привычном её течении, в действиях и поступках, мыслях и переживаниях человека, в его социальном окружении. Почему именно события? Во-первых, они являются универсальными «единицами» отсчёта времени, в том числе и времени жизни, а во-вторых, так человеку легче определить основное содержание своей жизни в прошлом и будущем, её насыщенность.
Каждая индивидуальная картина жизни имеет разное соотношение периодов подъёма и спада. Если преобладают подъёмы, «вершина» смещена к более поздним этапам жизни, спады — к более ранним. Связаны ли эти различия с теми или иными личностными качествами? Оказывается, нет.
С возрастным увеличением или уменьшением насыщенности жизни значимо связан лишь общий интеллектуальный уровень личности. Чем развитее в этом смысле человек, тем более склонен он относиться к своей жизни как к росту, подъёму на всё более высокие ступени, сохраняя тем самым молодость души. И наоборот – невысокий интеллект чаще сопровождается преждевременной психологической старостью.
Однако основные источники формирования отношения к жизни следует искать прежде всего во влияниях социальной среды: дошкольного учреждения, школы, семьи и общественности, учителя.
Матерью всех профессий называют учительскую работу. Насколько сложен и многообразен труд учителя люди оценивают лишь, став взрослыми. И тогда к естественной признательности прибавляется восхищенное удивление: как же много удаётся успеть учителю!
С 1966 года Владимир Петрович Гусев трудится в Новосибирске: учителем русского языка, литературы, истории в школе № 142 Первомайского района; преподавателем общественных дисциплин в электромеханическом техникуме транспортного строительства; инструктором отдела пропаганды и агитации, затем отдела учебных заведений горкома КПСС; директором педагогического училища № 2; заведующим городским отделом народного образования; заместителем директора по воспитательной работе Сибирского политехникума (секретарем партийной организации); директором, учителем истории и обществознания школы № 184; учителем Лицея № 28 Калининского района.
За свою педагогическую и общественную деятельность учитель награждён Почётными грамотами Министерства просвещения РСФСР (1965 год), Министерства образования РФ (2007 год), знаком «Отличник народного образования» (1983 год), многочисленными грамотами и благодарственными письмами. Владимир Петрович — победитель общероссийского конкурса «Лучший учитель» (2007 год), его имя занесено в энциклопедии «Лучшие люди России» и «Новосибирск». Как учитель он большое внимание уделяет внеклассной работе с учащимися, основное её направление — краеведение. Его ученики — победители конкурсов и олимпиад. В 2017 году Владимир Петрович получил золотую медаль за победу во Всероссийском конкурсе «Патриот России» инновационных идей и проектов патриотического воспитания детей и молодёжи, который проводился под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры. В 2019–2020 году пятеро девятиклассников приняли участие в открытых краеведческих чтениях памяти государственного и общественного деятеля Ивана Цыплакова. Четверо получили дипломы участников, Катя Плотникова — диплом 3-й степени. За подготовку учащихся к чтениям В. П. Гусев награждён благодарственным письмом департамента образования мэрии Новосибирска.
Его кредо в работе с учащимися (а когда был директором — то и с учителями) — честность, справедливость, открытость, польза обществу. Это хорошо, но, видимо, не всем руководителям по нраву. Но именно за это Владимир Гусев и получает признание учеников, их родителей и коллег.
Главная линия в его жизни — профессиональное преподавание истории и обществознания и воспитание гражданина, патриота своей Родины. Каждый учитель готовит будущего труженика: рабочего, учёного, поэта, художника, дипломата, космонавта, врача, педагога — но во всех случаях это должен быть прежде всего гражданин. Гражданственность воспитывается каждым школьным учителем, но более всего это возлагается на учителя истории, прививающего интерес и любовь к ней. И это хорошо понимает Владимир Петрович.
Более ста лет тому назад Николай Чернышевский писал: «…можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно». Не устарело ли данное определение «образованности» Чернышевским сегодня? Думаю, что не устарело. Это говорит о том, что история и сегодня остается одной из важнейших наук, без которой нельзя представить себе современного культурного человека. Кто не знает истории, не способен познать и овладеть богатейшей культурой, которая формирует личность.
Безусловно, значительно изменился круг знаний, которые сейчас включает в себя понятие общей культуры. Но кто не знает истории, не сможет понять сути борьбы человечества в прошлом и закономерности его перехода к новым, высшим формам общественного развития в будущем. Кто не знает героической борьбы советского народа, не может стать сознательным гражданином своей Великой России.
Сказанное не означает, что я призываю молодёжь к профессиональным знаниям истории. Отнюдь нет! Речь идёт не об увеличении числа историков, а о распространении исторических знаний, которых подчас у молодёжи не хватает!
Не секрет, что среди немалой части школьников история особым расположением не пользуется. Да и родители больше интересуются, решены ли задачи по математике, выучены ли физика и химия, а по истории лишь бы двойка не стояла. У учащихся порой создается впечатление, что история — дисциплина устаревшая, в школе её преподают по инерции и тратить время на её изучение нецелесообразно. Это, конечно, грубая ошибка, которая неизбежно ведёт к заметному понижению общего развития и культуры учащихся.
Учителя истории должны привлечь внимание молодёжи к исторической науке, пробудить к ней интерес и, если хотите, любовь. Главное — усвоить: знание истории — одна из важнейших сторон духовного развития человека в условиях научно-технической революции.
Работа каждого учителя ведётся в двух формах — классной (урок) и внеклассной. Кроме этого заслуженный учитель хорошо знает каждого ученика, его способности, увлечения, здоровье, характер. Изучает семью и её традиции, чтобы вовремя призвать их в помощь себе и ученику. Любит свой предмет, чтобы личным примером обучать и воспитывать учащихся. Ведь в наших поступках всегда должны присутствовать правда, добро, красота. За каждым нашим словом должна стоять идейная позиция гражданина, творца нашей Страны.
Яркая, талантливая личность учителя — и ему не надо призывать к тишине класс, делать замечания нерадивому ученику, приглашать из-за двойки чьих-то родителей. Его слушают! Им восторгаются! Ему подражают!
На уроках истории постоянно звучит живое слово учителя: объяснение темы, работа с исторической картой, изучение документов, произведений классиков… Во всех случаях язык учителя чист, ясен и прост. Ошибочно думать, что это даётся от природы. Хороший «учительский» язык — результат упорной и систематической работы самого учителя.
Владимир Петрович Гусев говорит о своей работе: «Я почти к каждому уроку подбирал заставки устные и художественные, вызывающие интерес к теме, сосредоточенность и внимание».
Сейчас существенно расширилось информационное пространство, что даёт возможность то или иное событие освещать с разных позиций: свидетельство очевидца, мнения современника, потомка, историка. Целесообразен диалог школьников с учителем, одноклассниками, родителями по оценкам событий и явлений прошлого, который будет способствовать выработке собственной системы ценностей. В практике работы Владимира Петровича — еженедельные сообщения и обсуждение прошедших за неделю событий.
Серьёзной проблемой для сегодняшних школьников является неумение выразить свои мысли в устной и письменной форме. Трудность пересказа, затруднения в формулировке вопросов, односложность ответов, информационная и эмоциональная бедность — вот что характеризует речь наших учащихся. В этих условиях Гусев стремится находить время для пересказа текста учебника, вставок, во время выполнения самостоятельной работы всеми учащимися слушает индивидуальный устный ответ отдельных ребят.
Важное место в патриотическом воспитании учащихся имеет изучение истории родного края. Для учащихся пятых классов в 2015/2016 учебном году в лицее № 28 был введён курс «Новосибирсковедение», рассчитанный на 17 часов. Курс посещали практически все пятиклассники. Программа курса предусматривала изучение истории возникновения и развития Новосибирска. После изучения факультативного курса сложилось творческое объединение «Люби и знай свой край родной» из восьми активных членов. Уже в следующем учебном году Р. Дедков стал участником фестиваля ЦДТ «Содружество» с исследовательской работой «С чего начинается Родина. История Калининского района» и получил диплом лауреата. Е. Буханченко занял первое место в районных исторических чтениях с работой «Сибиряки в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии». На одном из занятий состоялась встреча участников объединения с Антониной Ивановной Лобовой, маленькой девочкой, эвакуированной из блокадного Ленинграда.
Результат работы Владимира Петровича — стопроцентная успеваемость по истории и обществознанию и выбор большинством выпускников школы № 184 в качестве итоговой аттестации предметов истории и обществознания (средний балл более 60 баллов, у некоторых более 80). Е. Клочихин, выпускник школы № 184, закончил в 2016 году исторический факультет НГУ, А. Соболев — студент истфака НГПУ.
Владимир Гусев постоянно общается со своими выпускниками, причём первым из них уже более 70 лет. Вот несколько выдержек из писем к нему от выпускников 2013 года.
«Я счастлива, что мне довелось учиться у вас. Вы замечательный учитель. Прекрасно знающий свои предметы и так же прекрасно подносящий их. Однако более всего я благодарна за то, что вы давали нам и знания о жизни. Вы часто упоминаете о том, что не ладите с техникой, а, на мой взгляд, это не так важно. Вместо красочных презентаций вы предоставляли нам материал из газет, что иногда даже интереснее… Очень радует, что вы всегда на стороне детей, даже в случаях, когда все учителя были против нас. Очень любила ходить на ваши уроки, когда была готова к ним, и с опасением ходила, когда уроки не учила. Когда пришла в эту школу в первый раз в шестой класс, сразу обратила внимание на две ёлочки у входа. Люблю природу и была очень удивлена в хорошем смысле, когда узнала, кто был виновником их появления. Ёлочки тогда были совсем маленькими. Спасибо вам за всё. Стаценко Наташа»
«Знаете, если бы это письмо писала не только я, а ещё и мои родители, они бы тоже благодарили вас. У моей мамы до сих пор хранится тетрадь по предмету "философия", который вы вели и даже папа, не учившийся у вас, по этой тетради сдавал экзамены в техникуме. Очень хотелось бы, чтобы и мои дети учились у вас. Суршко».
«Вы единственный учитель, который понимал нас, к которому не было страшно или неохота идти на урок. Вы для меня не только любимый учитель, вы стали даже роднее, как любимый дедушка, который любит и пытается воспитать своих любимых внуков правильно! Мы Вас очень сильно любим! Извините за всё плохое, что было! Бачмага Ангелина».
«Обществознание стало моим любимым предметом. Благодаря вам я понял, насколько оно полезно и интересно. Мне понравилось, что вы старались объяснять на примерах, а не по учебнику. За все эти годы я не прочитал ни одного параграфа (дома) и при этом неплохо знаю предмет. Демченко Михаил».
«Я очень благодарна Вам за уроки истории и обществознания. Помню, я учила все даты, термины, мне было очень интересно читать дополнительную информацию. Я мечтала стать «великим историком», таким же, как Вы. Мне очень нравится обсуждать с Вами проблемы, слушать Вас. Просто обожаю, когда Вы читаете нам вырезки из газет. И когда вы рассказываете нам о своей жизни. Я слушаю и просто поражаюсь, какая у Вас была бурная жизнь. О такой можно только мечтать. Моя жизнь сложилась так, что я решила связать свою жизнь с такой профессией, как врач. Да, я больше делаю упор на химию и биологию, но забыть историю невозможно. Спасибо Вам большое за те знания, которые Вы мне дали. Если мы с мамой разгадываем кроссворды или отвечаем на вопросы с друзьями и там встречается вопрос, связанный с историей (особенно мои любимые даты), то я всегда отвечаю! Все поражаются и говорят: "Ты же медик, а не историк", а я говорю: "Всё благодаря моему учителю, именно благодаря ему я всё это знаю»". Курганская Настя».
«Владимиру Петровичу от ученицы, похожей на жену. Дорогой и любимый Владимир Петрович!!! Представляете, поначалу я боялась ходить к Вам на уроки, я боялась каждого Вашего слова и взгляда! Я хорошо помню открытый урок по истории в 5-м классе. Тогда-то всё и закрутилось. Были учителя, родители, нужно было показать себя с хорошей стороны, т. е. поднимать руку и отвечать. И вот тогда, преодолев свой страх, я встала и ответила, а Вы меня похвалили. Страх оставался, но в меньшей степени. А однажды на обществознании в 6-м классе вы сказали, что я рассуждаю как философ. Это было очень неожиданно и приятно. Я помню, как Вы передавали мне записки от Максима Полякова и как мы все вместе смотрели фильм "Стиляги". На Ваши уроки всегда шла с радостью, даже когда не выполняла домашнее задание. У меня всегда ведь был на это весомый аргумент: я похожа на вашу жену в молодости. С Вами всегда очень весело и интересно! Спасибо Вам за Ваш оптимизм и чувство юмора! Вы навсегда в моём сердце! Горст Дарья».
В архиве я случайно обнаружила письмо отличника просвещения РФ, участника Великой Отечественной войны, бывшего директора лицея № 28 Зои Абрамовны Гацко, память которой недавно была увековечена мемориальной доской. Я не могла пройти мимо этого письма к 60-летнему юбилею Владимира Петровича Гусева, хорошо зная Зою Абрамовну как личность, как человека, как руководителя лицея.
«Дорогой Владимир Петрович!
От души поздравляю Вас с днём рождения.
25 лет знаю Вас, и ни разу Вы не заставляли меня разувериться или изменить отношения к Вам.
Менялись места работы (горком, гороно, педучилище, техникум, школа), но Вы везде были самим собой, не подвергаясь ни влиянию моды, ни требованиям конъюнктуры.
За время моей более тридцатилетней работы в Новосибирске сменилось девять заведующих гороно, но помню я только умного, неординарного мыслящего Ю. И. Ясюлюнаса и Вас, Владимир Петрович. Неслучайно, что ни он, ни Вы не прижились в той системе угодничества и лжи. И это лишь подчёркивает Ваши достоинства…
Сейчас у меня есть время думать и оценивать прошлое: я воспитала в школе № 28 коллектив настоящих профессионалов и мастеров, но, думая, что это само собой разумеется, наверное, не взрастила жизнеспособных побегов доброты и отзывчивости. А ведь ни в одной профессии личностные качества не играют такой определяющей роли, как в нашей: они или очеловечивают профессионализм, или ведут к амбициозности и к неоправданному высокому уровню личных притязаний. При определённых условиях смены руководящей команды это привело, как ни печально, к самоуничтожению.
Я, Владимир Петрович, не могу судить о профессиональном уровне Вашего коллектива, но ощущаю на себе теплоту и искренность человеческих отношений, на себе теплоту и искренность человеческих отношений, доброту и участие людей. И этот нравственный фон, наверное, самое основное. Без него нет и настоящего мастерства. Вы это изначально поняли…
Мне жизнь подарила возможности узнать Вас, и я благодарна за это.
Вы в своё время ограждали меня от мелкой мстительности, "ретивых начальников", с которым я никогда не умела ладить, поняли смысл с содержание моей работы и дали возможность вырасти самобытной школе №28, сохранить ей свой почерк, свою педагогическую деятельность.
Вы, Владимир Петрович, на посту заведующего гороно единственный поняли, что важно иметь не только хорошие, но, самое главное при этом, разные школы. И это было понятно и реализовалось Вами в обстановке тотальной уравниловки!
Ваше дружеское участие помогло мне сделать нелёгкий переход от активной деятельности к положению пенсионера. Странно – сколько людей крутилось вокруг меня и школы, но никто никогда, кроме Вас, не понял драматизма ситуации. Вы и Ваш коллектив продлили мою творческую жизнь, согрели мою старость, когда никому до этого не было дела и трава забвения, казалось, заглушит всё в моей душе…
За чуткость и доброту, высокую нравственность, преданность делу, людям любят Вас, Владимир Петрович, и взрослые, и дети… Вот уже полтора месяца как я больна, теряя надежду вернуться в класс. Вы пытаетесь поддержать меня и сейчас. Вы думали я не поняла Вашего замысла, когда Вы мне прислали сочинения моих учеников с добрыми словами обо мне?! И в этом весь Владимир Петрович Гусев!
Мне дорого в Вас и то, что Вы сохранили редкое, к сожалению, для директора школы качество: Вы остались прежде всего учителем. А я знаю, как важно и трудно не допустить доминирования административных функций над функциями терпеливого, умного руководства и помощи учителя. Это даётся немногим.
Ещё раз, Владимир Петрович, поздравляю Вас с днём рождения. Коллективу школы №184 хочу сказать, что ему очень повезло, поэтому следует иметь в виду следующее: в России никогда не умели ценить талантливых людей и общество наше никогда не отличалось повышенным вниманием к одному, отдельно взятому человеку, а вашему директору уже 60! Важно, чтобы вы всегда помнили о нём, чтобы не коснулись Владимира Петровича невостребованность и забвение».
И я тоже вспоминаю работу Владимира Петровича на должности заведующего гороно. При нём в городе появились первые детские спортивные площадки и тиры по начальной военной подготовке, открылись лагеря труда и отдыха для 10-11-х классов, учебно-производственные комбинаты. И мы организовали массовый психолого-педагогический всеобуч для родителей. Целенаправленно работала школа резерва педагогических кадров.
Но особенно меня беспокоит то, что сейчас, в связи с фальсификацией истории, спекуляциями на прошлом, из-за которых у детей формируются недостоверные знания и негативные ценности, учителю в городе и области никто не помогает с методическим содержанием предмета и его осмыслением. А ведь всегда, даже в лучшие времена, историки СО РАН и НГПУ учили наших учителей истории и обществознания и сами обогащались от них. Вот почему заслуженный учитель РФ В. П. Гусев так взволнованно и трепетно выступал на философско-методологическом семинаре в НГПУ о проблемах, требующих сегодня философского и практического осмысления.
Какие проблемы выделил Владимир Петрович, которые волнуют не только его?
1. Необходимо оказание методической помощи учителю — как молодому, так и опытному. Следовательно, члены администрации должны посещать уроки учителей. Сегодня забыли об обязательном минимуме посещения уроков директором и его заместителями. Многие директора перестали вести уроки. Забыли о таком принципе: «Директор — учитель учителей». Отсюда родился формализм при проведении аттестации учителей: главное — набрать соответствующее количество баллов, а в требованиях к аттестации достаточно формальных признаков: оформление кабинета, участие в составлении программ… Мнения администрации школы сегодня не требуется, а кто лучше должен знать работу учителя, как не администрация, коллеги, учащиеся, их родители? Владимир Петрович считает, что необходимо вернуться к очной форме аттестации, учитывать мнение школьного коллектива.
2. Требуется рассмотрение вопроса взаимодействия между разработчиками программ по истории, авторами учебников и составителями заданий контрольно-измерительных материалов для проведения ЕГЭ. Авторы учебников, разработчики программ, контрольно-измерительных материалов, психологи, методисты — одна команда. Пока взаимодействия нет.
3. Практика выбора двух предметов для сдачи ЕГЭ привела к тому, что многие выпускники халатно относятся к предметам, по которым они не собираются сдавать экзамены. В этом случае необходимо введение независимой проверочной работы по всем основным предметам в конце апреля.
4. Учителей, учащихся беспокоит перегруженность программ по истории и обществознанию. Например, в тренировочных заданиях по обществознанию требуется определять функции президента, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Конституционного Суда, знать, кто кого и с чьего согласия назначает и т. д. Зачем это заучивать и надолго ли сохранятся эти знания? Есть Конституция, где можно в любой момент с этим познакомиться.
5. Трудно разобраться и в такой ситуации. По новым ФГОС, например, в 8-м классе предусматривается, изучение всеобщей истории в XIX веке, а истории России — в XVIII веке. Кроме того, курс истории в 9-м классе заканчивается Первой мировой войной. А если выпускник 9-го класса не продолжит образование? Как такая ситуация будет отражена в документе об образовании? А если учащийся выберет экзамен по истории? Или проведение экзамена по истории не предусматривается?
6. Говорят о низком уровне знаний философских вопросов у выпускников школ. Но в программе изучения обществознания нет вопросов философии. В 1960-е годы в курсе обществоведения изучались такие темы: «Основной вопрос философии», «Законы диалектики». Учащиеся знакомились с понятиями: материализм, субъективный и объективный идеализм, монизм, дуализм, онтология, гносеология, диалектика. Сегодня систематические знания по важным проблемам философии не даются.
7. Не обоснована ни философски, ни психологически, ни методически практика перехода на трёхбалльную систему оценки знаний, отказ от оставления учащихся на второй год обучения. В корне изменилось отношение учащихся, их родителей к обучению, к учителю. Расцвели потребительские настроения с их стороны. Возникла проблема с устройством выпускников 9-х классов, не сдавших экзамены. Все эти, и масса других проблем могла бы быть выявлена в процессе тщательной фронтальной проверки учебного заведения, а не формальной аккредитацией учебного заведения.
Почётна и ответственна роль учителя в жизни каждого человека. Еще на заре становления советской школы педагог М. А. Рыбникова писала: «Преподавание есть искусство, а не ремесло — в этом самый корень учительского дела! Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десяток учебников и не держаться ни одного из них неукоснительно — вот единственно возможный прием живого преподавания. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться — вот единственный курс учительской рабочей жизни». Итак, за развитие интереса к истории и за создание исторической атмосферы в школе!
Нина Алексеевна КОРНИЕНКО, доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры технологий обучения психологии и педагогики
Новосибирского государственного аграрного университета.
Фото Валерия ПАНОВА