12.04.19

Лепестки на орбите

Мощнейший внеземной телескоп и первый российский многоразовый челнок после «Бурана»: над какими космическими проектами работают в новосибирском Академгородке?

Интерес к изучению космоса новосибирским детям прививают в Большом планетарии.

Вчера и сегодня

Пятьдесят восемь лет назад новосибирцы, как и все жители Советского Союза, побросав свои дела, с замиранием сердца прислушивались к голосу Левитана из радиоприёмников, сообщившему, что один из их соотечественников по имени Юрий Гагарин впервые вырвался за пределы Земли. Слышали эту новость и строители новосибирского Академгородка. Сегодня многие космические дороги тоже начинаются в Новосибирске. Куда они ведут, накануне Дня космонавтики рассказали новосибирские учёные.

 

Космические корабли в Новосибирске не строятся, и космодрома по соседству с городом нет. Но именно здесь производится целый ряд очень важных элементов электронной начинки этих кораблей. Более 400 типов интегральных микросхем выпускает Новосибирский завод полупроводниковых приборов, конденсаторы на основе тантала — завод радиодеталей «Оксид», генераторы и аппаратуру СВЧ-диапазона — предприятие «НЭВЗ-Союз». А в Сибирском научно-исследовательском институте авиации ряд предполётных испытаний проходил в восьмидесятые годы первый и пока что единственный отечественный «шаттл» «Буран». Что же касается научной базы и новых разработок — ОКБ «Пятое поколение», действующее на базе технопарка, проектирует малые космические аппараты и устойчивые к радиации интегральные микросхемы для работы в космосе (а также, совместно с учёными НГУ, искусственные спутники класса «нано»).

Тайны Галактики

Одна из организаций СО РАН, плотнее всего работающих по «космической» тематике, — Конструкторско-технологический институт научного приборостроения (КТИНП). Этой тематикой здесь основательно занялись в 2006 году. КТИНП создавал датчики для антенн спутников связи, которые были легче и дешевле используемых ранее зарубежных аналогов, лазерные устройства для обработки чашек космических антенн и другие устройства по заказу красноярского АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» (ИСС).

 

— Все искусственные спутники подвергаются тепловакуумным испытаниям: их помещают в специальную бочку, где моделируются космические условия. Одна сторона подогревается, другая охлаждается, перепад в несколько сотен градусов, и целыми сутками специалисты наблюдают, какие деформации происходят со спутником. По заказу красноярцев мы за один год сделали автоматизированную систему управления этими технологическими процессами, — рассказывает научный руководитель КТИНП профессор Юрий Чугуй.

 

Здесь же проводятся испытания, которые называются «обезвзвешиванием»: чтобы понять, как прибор начнёт работать в космосе, в условиях невесомости, для него надо такую же невесомость создать и на земле.

 

Но главная «космическая» цель КТИНП, как и многих других научных организаций России, — проект «Миллиметрон» астрокосмического центра РАН. Это космическая обсерватория, которая примерно в 2025 году должна отправиться с Земли в точку Лагранжа (это порядка одного миллиона километров от Земли — на таком расстоянии полностью исчезает влияние земной атмосферы на небесные тела), чтобы изучать дальний космос. Температура, при которой будет работать телескоп обсерватории, равняется -268 градусам по Цельсию. Это почти абсолютный ноль. Телескоп состоит из 196 лепестков, которые предстоит развернуть непосредственно на орбите. Как будет происходить развёртывание телескопа диаметром 10 метров — именно эту задачу сейчас и решают в КТИНП, выверяя процесс с точностью до микрона. А когда телескоп заработает, он покажет нам дальние звёздные миры с разрешением до миллиардной доли угловой секунды. С помощью «Миллиметрона» учёные надеются узнать больше о том, как устроена атмосфера планет Солнечной системы и их спутников, какие процессы происходят в ядрах галактик, структуру вещества около сверхмассивной чёрной дыры в центре нашей Галактики, найти самые древние объекты Вселенной и многое другое.

«Федерация» готовится к полёту

Вот уже более полувека космические корабли, на которых отправляются в свои экспедиции наши (а после гибели «Колумбии» вообще все) космонавты, носят одно и то же имя — «Союз». Меняются только порядковые номера да обозначения модификаций. Но, возможно, в ближайшие годы Россия наконец-то получит пилотируемый аппарат нового типа, у которого уже есть название — «Федерация». Проект этого многоразового корабля разрабатывает РКК «Энергия», а помогает корпорации целый ряд научных институтов, в числе которых — Институт теоретической и прикладной механики имени С. А. Христиановича СО РАН. Здесь сейчас заняты расчётами аэродинамических параметров «Федерации». Специалисты института разработали уникальную методику, при помощи которой изучается поведение аппарата во время колебаний, испытываемых при посадке.

 

— Ещё один блок работ связан с системой аварийного спасения, которая будет установлена на корабле. Тут нужно учитывать много компонентов — например, как взаимодействуют струи пороховых твердотопливных двигателей с поверхностью Земли при приземлении аппарата. Под воздействием этих струй будет подниматься пыль, а сможет ли она повредить аппарату — это мы и стараемся узнать, — рассказывает заместитель директора по научной работе ИТПМ Евгений Бондарь.

 

Кроме этого, в ИТПМ решаются вопросы, связанные с работой «Федерации» на орбите. Ориентация корабля в безвоздушном пространстве будет поддерживаться восемью специальными двигателями. Выяснить, как будет вести себя аппарат в том случае, если из всех двигателей в рабочем состоянии останется только один, – тоже жизненно важная задача.

 

Первые полёты в беспилотном режиме «Федерация», по последним планам Роскосмоса, должна совершить в 2023 году, через год она взлетит с людьми на борту, а в 2031 году, если сбудутся прогнозы руководства российской космонавтики, отечественный челнок доставит первых россиян на Луну.

Не спрятаться, не скрыться

Настоящие космические аппараты в Сибири всё-таки производят, но не в Новосибирске, а в Красноярске. Занимается этим уже упоминавшийся ИСС, который работает в тесной связке с новосибирскими НИИ. Геостационарные спутники, система ГЛОНАСС, как и в целом две трети находящейся на околоземной орбите российской группировки спутников, — всё это сделано в Красноярске. Сейчас группировка ГЛОНАСС, в которую входят 24 спутника, поддерживает глобальное навигационное поле над всей планетой — это значит, что от неё на Земле не спрятаться нигде. В 2020 году, по словам заместителя генерального директора предприятия Юрия Вилкова, будут введены в эксплуатацию ещё четыре геостационарных аппарата.

 

— Мы находимся в стадии разработки нового поколения навигационных технических аппаратов, ещё совершеннее нынешних. Они ещё больше увеличат точность определения положения объектов на Земле. Но сейчас необходимости в замене уже действующих аппаратов нет, заменяться новым поколением спутников они будут постепенно, — рассказал Юрий Вилков.

 

Для того чтобы обеспечивать высокий уровень технологий, ИСС не может обойтись без поддержки вузов и НИИ. Поэтому между красноярской компанией и Сибирским отделением РАН действует соглашение о сотрудничестве, которое позволяет им совместно выходить на различные конкурсы и обеспечивать финансирование новым проектам космического «судостроения». На «ИСС» так или иначе работают десятки предприятий Москвы, Новосибирска и других городов.

 

Космическая тематика отразилась и в проекте Новосибирского Академгородка-2.0. По словам начальника департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александра Люлько, в рамках Академгородка «второго поколения» планируется организовать междисциплинарный исследовательский комплекс по аэродинамике, машиностроению и энергетике, куда войдут институты теплофизики, гидродинамики и теоретической и прикладной механики. Среди других исследований будут вестись работы, связанные с ультразвуком, результаты которых тоже найдут применение в космической отрасли.

 

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика