Легендарный штурмовик Ил-2, поднятый со дна озера, доставили в НГТУ
На его реставрацию уйдёт около четырёх лет.
Сегодня в Новосибирский государственный технический университет привезли штурмовик Ил-2, поднятый со дна озера Кулонга в Мурманской области в августе этого года.
По пути в Новосибирск самолёт проделал долгий путь, он проехал Санкт-Петербург, Псков, Смоленск, Брянск. Тягач, который вёз штурмовик, преодолел 6 400 км вместо 4 500, если бы поехал коротким путём. Это, как пояснил водитель Анатолий Буров, связано с тем, что его необычный груз «совсем негабаритный» и везти его по некоторым дорогам было просто запрещено.
Штурмовик командира 3-й эскадрильи 46-го Штурмового авиаполка Северного флота капитана Александра Каличева был подбит зенитным огнём 22 августа 1943 при штурмовке вражеского аэродрома Луостари в Мурманской области. Несмотря на повреждения двигателя, лётчик продолжил штурмовку, а затем смог вернуться на свою территорию и посадить самолёт на поверхность озера. Каличев покинул борт судна, которое в итоге затонуло на глубине 18 метров.
Благодаря мягкой посадке и илистым отложениям на дне озера самолёт, предположительно, находится в хорошем состоянии. Хотя сейчас сложно оценивать состояние штурмовика, доктор технических наук, профессор кафедры прочности летательных аппаратов НГТУ Владимир Бернс надеется, что удастся сохранить хотя бы 25% от оригинала. Ведь такой самолёт остался только один во всём мире.
«Этот самолёт уникален тем, что он одноместный. Всего Ил-2 было выпущено более 36 тысяч, это был самый массовый самолёт времен войны. Но большая часть из них были двухместные, а это ранняя модификация – одноместный. В мире таких больше нет. Их просто посбивали, потеряли все. Поэтому мы должны каждую железку сохранить», – сказал Бернс.
Восстановлением самолёта на базе НГТУ будет заниматься фирма «Авиареставрация». Предполагается, что самолёт будет восстановлен до лётного состояния. Но на это уйдёт немало времени. Как сообщил профессор, уже разработан график реставрации, рассчитанный на 46 месяцев.
«Самое сложное – это восстановление бронекорпуса. Бронекорпусы индивидуальны. Нам нужно будет его полностью разобрать, а потом собрать. Это тяжёлая работа. Также нужно будет заново делать хвост самолёта. В военное время алюминия не хватало, поэтому все части самолёта, которые находились за корпусом, за лётчиком, делались из дерева. Хвост в том числе. Так как он был деревянный, он, конечно же, сгнил в воде. Всё, что сгнило, мы и будем делать заново», – рассказал также Владимир Бернс.
По словам профессора, специалисты НГТУ занимаются восстановлением воздушных судов уже 26 лет и на их счету около 40 отреставрированных самолётов. Но даже им не под силу восстановить всё – например, бронестекло, которое было изготовлено по утерянной в настоящее время технологии.
Дарья КОСТИЦЫНА/ Фото Валерия ПАНОВА