21.02.19

Куда «утекут» потоки?

Автовокзалы и автостанции на окраинах Новосибирска не решают проблемы с пробками. Их главная задача — удобство пассажиров

На Гусинобродском шоссе работает маленькая автостанция, но скоро откроют большой автовокзал.

 

Сотни отправлений и десятки тысяч пассажиров ежедневно, традиционно высокая заполняемость подвижного состава. Междугородние и международные автобусы продолжают оставаться самым популярным и востребованным видом транспорта у жителей Новосибирска и области. С каждым годом передвигаться на автобусе по области и сибирскому региону становится всё удобнее.

Планы и реальность

Давно стало аксиомой: в Новосибирске ужасный авто­вок­зал — маленький, тесный, неудобно расположенный. Вроде бы в центре, но далеко от метро, в часы пик добраться туда не так просто. С другой стороны, междугороднее автобусное сообщение у нас замечательное. Уехать, чаще всего на комфортабельных автобусах, можно во все районные центры области, несколько регионов Сибири и городов Казахстана. Мало кто знает, но есть даже рейс в столицу Кыргызстана — Бишкек. Такого охвата нет у железнодорожного транспорта, да и цены на проезд в автобусах дешевле, чем в поездах.

 

О том, что зацикливать всё движение только на одном автовокзале нельзя, начали говорить давно. Лет пять назад разговоры и планы начали переходить в практическую плоскость. Ещё в январе 2014 года первый заместитель председателя правительства Новосибирской области Владимир Знатков, тогда исполнявший обязанности мэра Новосибирска, заявил, что три-четыре новые автостанции появятся на выездах из Новосибирска — западном, северном и восточном. На южном направлении (Искитим, Черепаново, Маслянино, Сузун и Алтайский край) предполагалось и дальше использовать действующий Новосибирский автовокзал и автовокзалы в Бердске и Искитиме. Полностью реализовать план намеревались уже к 2016 году, но в обозначенные сроки уложиться не удалось. Первая Юго-Западная автостанция (слегка не там, где планировалось) появилась только осенью 2016-го. Летом 2017 года маленькая автостанция появилась и на Гусинобродском шоссе — одном из ключевых выездов из города.

Кому это выгодно?

Новосибирский автовокзал как здание и географическая точка — это прошлый век и «тихий ужас». Новосибирский автовокзал как бизнес-структура — очень продвинутая, современная и клиентоориентированная. Помимо автостанций на Гусинобродском шоссе и пересечении улиц Станиславского и Немировича-Данченко, есть диспетчерские пункты в аэропорту Толмачёво и железнодорожном вокзале Новосибирск-Главный, откуда можно уехать во все крупные города соседних регионов. Юго-Западная автостанция «закрывает» такие востребованные направления, как Ордынское, Кочки, Краснозёрское, Карасук, Камень-на-Оби, Славгород и Яровое.

 

Гусинобродское шоссе — это Горный, Тогучин и все основные города Кузбасса, кроме Кемерово. На этих автостанциях, через которые проходят десятки рейсов ежедневно, можно не только купить билет, но и сесть на автобус, не отправляясь на посадку в центр города. Сказать, что это невероятно востребованные места, — нельзя, но, по словам директора Новосибирского автовокзала Сергея Ермакова, все четыре пункта, открытые в последние годы, своё предназначение выполняют.

— Мы реализуем проект, — рассказал Ермаков, — которым охвачена примерно половина автостанций в области — когда в любой кассе или на нашем сайте человек может купить билет, в том числе обратный, из любой точки региона.

Из центра никто не уйдёт

Сейчас неподалёку от Гусинобродской автостанции уже возведён и скоро будет запущен в эксплуатацию большой автовокзал: два этажа, 1 600 «квадратов» площади, суточный объём пассажирских перевозок до 6 000 человек. Это частные инвестиции автовокзала, в сотрудничестве с мэрией Новосибирска. Главная цель — не только создать транспортно-пересадочные узлы на периферии города, активизировав развитие в этих районах транспортной сети, но и со временем окончательно вывести автовокзал из центра города. «Построить несколько автовокзалов на въездах в Новосибирск с разных сторон и в конечном итоге перестать эксплуатировать транспортный узел на Красном проспекте. Нет смысла ехать туда крупным автобусам, а потом выбираться оттуда по пробкам», — эти слова принадлежат градоначальнику Анатолию Локтю. Но если первая задача вполне логична и решаема, то полностью избавиться от автовокзала в центре вряд ли удастся. По словам Сергея Ермакова, в европейских городах, на чей опыт мы так часто ссылаемся, есть пересадочные станции на выездах, но главный автовокзал всё равно находится в центре. Да и вряд ли сотня-полторы автобусов, приезжающих и уезжающих в течение каждого дня с автовокзала, смогут существенно повлиять на транспортную ситуацию в городе.

 

— Это абсолютно правильный бизнес-подход со стороны автовокзала — создавать центры притяжения на окраинах, — считает председатель комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике Фёдор Николаев. — У нас город чрезвычайно централизован, а на том же Западе основные торговые центры вынесены на окраины. Восточное направление, на Гусинобродском шоссе, как раз ближе всего к этой стратегии, поэтому построить там и автовокзал — правильное решение.

 

Гусинобродское шоссе, кстати, в этом году должны реконструировать и расширить в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». Несколько лет назад, когда автовокзал был ещё в планах, предполагалось, что на месте бывшей барахолки уже будут строиться метродепо и станция метро «Молодёжная». Что к 2019—2020 годам точно будет сдана хотя бы первая очередь Восточного обхода Новосибирска, и эта часть города действительно получит новый импульс развития. Увы, оптимистическим планам сбыться пока не суждено, поэтому максимум, на что пока можно рассчитывать, — продление трамвайной линии до автовокзала и Плющихинского жилмассива или экспресс-автобус от ближайшего метро «Золотая Нива». Автостанции на окраинах — дело в любом случае хорошее, вот только жаль, что наши планы и концепции очень редко реализуются в комплексе, а, разбиваясь на «осколки», пользы приносить не смогут.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back
up