11.10.19

Кто поймает зрителя? Если сможет

С кем и за что конкурируют сегодня театры? Семь тезисов маркетолога Дмитрия Петрова на тему театрального рынка России и Новосибирска

 

Так случилось, что нынешний Год театра я проживаю не только в качестве театрального зрителя, но и театрального спикера.

По чистой случайности, в роли которой выступила директор Первого театра Юлия Чурилова, я провёл мастер-класс с театральными маркетологами на форуме, который проходил в Новосибирске. Рассказал, как можно использовать технологию сторибрендинга для продвижения театральных постановок.

 

После мастер-класса ко мне подошла Юлия Юдина, руководитель информационно-аналитического отдела Союза театральных деятелей России, и говорит: а не хочешь ли ты прокатиться с нами по другим городам? Я говорю: а чего нет-то? И дальше пошло-поехало: Екатеринбург, Вологда, Грозный, Владивосток. Это были окружные форумы, на которые приезжали представители театров из соседних регионов. Интересный опыт, должен вам сказать. В том смысле, что мне как маркетологу удалось получить пусть и неполный, но всё-таки обширный срез российского театрального рынка. Хочу поделиться с вами некоторыми выводами.

 

Первое. Большинство театров, пытаясь «усидеть на двух стульях» – получать деньги из бюджетов разного уровня и зарабатывать на билетах-буфетах, – неэффективны как рыночные субъекты.

В некотором смысле театры демотивированы зарабатывать больше. Логика проста: больше заработал – меньше получил бюджетных денег, меньше заработал – есть основания просить деньги из бюджета. Конечно, я упрощаю, и всё гораздо сложнее. Но если обнажить суть, то так оно и есть. Я понимаю, что большинство театров, особенно региональных, просто не выживет без государственной поддержки. И она, безусловно, должна быть. Но именно господдержка зачастую становится тормозом для развития конкурентоспособности театров.

 

Второе. Театры конкурируют сегодня не друг с другом и даже не с кинотеатрами, а с кофейнями, фаст-фудами, сериалами и соцсетями.

Конкурируют не столько за деньги, сколько за время и внимание – главную валюту современности. У человека должны быть серьёзные резоны, чтобы потратить два часа своего времени на поход в театр. И если у людей старше сорока в картине мира театр существует как вид культурного досуга, то аудитория помладше за редким исключением вообще не понимает, зачем нужен театр. Это подтверждает и театральная статистика: в среднем 80 % зрителей – это дамы старше 40, остальные 20 % – мужья, взятые в качестве сопровождающих. Если ничего кардинального не произойдёт в переформатировании «театрального продукта» и методах его продвижения, театр скоро окончательно потеряет свою долю рынка.

 

Третье. Есть ли у театра как жанра искусства шансы побороться за свою потенциальную аудиторию? Конечно. И убедительным доказательством этого служит опыт Новосибирска.

За последние десять лет ситуация с новосибирскими театрами изменилась коренным образом. На многие постановки билеты приходится покупать за несколько месяцев до показа. Залы большинства театров заполнены до отказа. Обычным делом стали визиты «на один вечер» столичных и зарубежных гостей, чтобы посмотреть нашумевшую постановку. Я уже не говорю про «золотые маски» и прочие награды, которые регулярно получают новосибирские театры. Добавьте к этому немалое количество театральных фестивалей, которые ежегодно проходят в городе. Кстати, не пропустите фестиваль актуального театра «ХАОС», который начнётся 19 октября. Когда я описывал эту ставшую привычной для новосибирской публики ситуацию театральным работникам из других регионов, они смотрели на меня с удивлением, переходящим в недоверие. И задавали только один вопрос: как, как они это сделали?

 

Четвёртое. Я попытался ответить на вопрос «как?» и вот к какому выводу пришёл. Дело в том, что новосибирские театры постепенно и уверенно переходили к современным бизнес-технологиям в своей деятельности.

Предтечей этому, несомненно, был Сергей Афанасьев, который ещё в 90-х решительно отбросил фиговый листок «искусства ради искусства» и стал ставить качественные и востребованные спектакли. Затем, уже в нулевых, появились другие театральные менеджеры, придерживающиеся принципа: хороший театр – полный театр. Преодолев извечную дилемму «высокое искусство VS коммерческий театр» и доказав, что высокохудожественные постановки востребованы зрителем, они совершили прорыв в жизни города. Сегодня в Новосибирске неприлично не посмотреть премьеру в «Старом доме» или «Красном факеле». Разумеется, в определённых кругах. Но эти круги и формируют культуру города.

 

Пятое. Когда-то проект Cirque du Soleil полностью изменил представление о цирке.

Маркетологи этот кейс любят приводить в качестве реализации стратегии «голубого океана». Сегодня театр нуждается в подобном проекте. Он нужен, чтобы завоевать поколение «игреков» и подрастающих «зетов». Будет это проект одного театра или некой театральной коллаборации – я не знаю. Но то, что он должен случиться, это точно. Для этого есть предпосылки. Но не стоит затягивать.

 

Шестое. Театр давно уже не начинается с вешалки. Он начинается далеко за пределами своих стен, с первого контакта с аудиторией.

Единая система интегрированных коммуникаций, в которой сам спектакль лишь кульминация взаимоотношений театра со зрителем, – именно так сегодня надо выстраивать театральный менеджмент и маркетинг. Театру уже давно пора выйти за пределы своего здания и настигать потенциального зрителя в местах его естественного обитания.

 

И последнее. Театр обладает уникальным конкурентным преимуществом – это живое действо, разворачивающееся «здесь и сейчас», в котором зритель принимает непосредственное участие.

Ни один блокбастер не в силах воспроизвести этот эффект и породить такой зрительский опыт. Именно театр может стать «эликсиром жизни» в эпоху цифровой интоксикации. Если, конечно, сумеет переродиться сам…

Дмитрий Петров | Фото Александр БРЕЖНЕВ

 

 

back
up