28.02.19

Кто не рискует…

Сегодня государство активно призывает бизнес развиваться и выходить на новые рынки. Готов ли бизнес следовать этим призывам?

 

 

Об этом наш разговор с директором юридической компании «План Б» Натальей КИПРИЯНОВОЙ.

 

— По опыту наших отношений с клиентами бизнес относится к этим призывам настороженно. Перманентные законодательные изменения, риск-ориентированный подход при проведении проверок, повышение уровня налоговой прозрачности, проведение мероприятий налогового контроля — основные факторы, которые влияют на развитие бизнеса и не позволяют относиться к призывам государства с нужным откликом.

 

Настороженность вызывают высокие технологические возможности государства, которые используются им для контроля. К их числу можно отнести и цифровые автоматизированные системы контроля, и интеграцию информационных систем налоговых, банковских и таможенных органов, и систему мониторинга оборота товаров, маркированных средствами идентификации, и систему контроля кассового онлайн-оборудования и многие другие. Владельцы бизнеса чувствуют тотальный контроль государства, а вот реально работающих программ поддержки мало. В большинстве случаев развитие происходит по схеме «трансформация изнутри». Выход на новые рынки может стать успешным решением в случае масштабирования компании, или улавливания тренда развития отрасли, или, что даже интереснее, когда компания примеряет на себя опыт других отраслей. Из положительных примеров могу привести «уберизацию» в сферах общепита и продажи недвижимости. Также остаётся хорошим решением развитие по пути продажи франшизы, чем активно пользуются молодые и амбициозные компании!

 

— Различаются ли риски у мелкого, среднего и крупного бизнеса?

 

— Я бы говорила про разные категории рисков. В первую очередь, это риски, исходящие от государства. Во-вторых, риски в контуре управления и оргструктур. В-третьих, обычные предпринимательские риски, от которых никто не застрахован.

 

Риски, исходящие от государства, присущи бизнесу любого масштаба. Мы видим, как государство наводит порядок на всех уровнях — от микропредприятий до крупных холдингов. Так, в декабре 2018 года ФНС России особо обратила внимание на злоупотребления налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса. Поскольку именно для малого бизнеса была предусмотрена пониженная фискальная нагрузка, ФНС поручила усилить контрольно-аналитическую работу в отношении таких налогоплательщиков. Риски управления и ошибки в построении оргструктуры компании в мелком бизнесе наиболее высоки по причине того, что им уделяется мало внимания, просчёты происходят в элементарных вопросах. Зато такие компании могут быстро сменить курс, так как находятся на «ручном управлении». Средний и крупный бизнес страдает излишней формализацией бизнес-процессов и неповоротливостью, мешающей реагировать на изменения рынка.

 

— С какими рисками сталкиваются предприниматели из разных сфер при расширении бизнеса? У каждой сферы свои специфические сложности?

 

— Если мы говорим о рисках со стороны государства, то можно выделить классические высокорисковые отрасли. Это строительный и транспортный бизнес, АПК и производство. И если в первых двух сферах проблема кроется в исконно серых схемах оплаты труда и невысокой марже, которая бы позволила им «выйти из тени», то в сельском хозяйстве — это климатические условия и отсутствие квалифицированных специалистов. И для всех сфер — это сложности с привлечением инвестиций (программ поддержки не так много, и зачастую сразу понятно, под кого их сделали), а также неготовность менеджмента к расширению…

 

— Как оценить и минимизировать риски?

 

— Мы всегда начинаем работать с запроса собственника, чтобы определить карту рисков. Проблемы с постановкой бухгалтерского и налогового учёта, риски налоговых доначислений, неурегулированные правовые воп­росы между собственниками или риски личной финансовой безопасности собственников — эти вопросы мы выявляем по нашей методике и решаем. Если бардак в документообороте или нет эффективно работающей оргструктуры, мы привлекаем бизнес-архитектора. Если нужно разбираться с позиционированием компании, обращаемся к маркетологам.

 

Зачастую все проблемы взаимосвязаны — и решать их эффективнее в комплексе. Эта схема не раз проверена успешными совместными проектами. Наша задача — защитить интересы бизнеса с позиции доверительного партнёрства.

back

Новости  [Архив новостей]

up