18.04.19

Кто заплатит дважды?

Минфин РФ выступил с инициативой включить в Налоговый кодекс шесть неналоговых платежей. Что по этому поводу думает бизнес?

В результате в Налоговом кодексе должно появиться пять новых налогов и сборов. На федеральном уровне в него предлагается включить утилизационный сбор и сбор с большегрузов по системе «Платон», налог на операторов сетей связи общего пользования, а существующие сейчас экологический сбор и плату за загрязнение окружающей среды предлагается объединить в один экологический налог. Кроме того, на местном уровне предлагается установить гостиничный сбор. Новация может начать действовать с 2021 года.

 

По мнению сопредседателя Новосибирского областного отделения «Опоры России» Наталии Безрученковой, заверения разработчиков законопроекта, что налоговая нагрузка на бизнес не возрастёт, не соответствуют действительности:

 

— Нагрузка обязательно вырастет, а бизнес сейчас находится в такой ситуации, что повышение неизбежно скажется на нём плачевно. Поэтому позиция «Опоры России» на федеральном уровне — мы против перевода этих платежей в налоги. Повышение НДС на два процента — это та реальность, с которой приходится смириться: растёт себестоимость продукции, растёт и себестоимость услуг. Нам обещали мораторий на другие налоги.

 

Начальник юридического направления компании «План Б» Елена Кукушкина констатирует, что сегодня динамика фактических поступлений этих неналоговых платежей свидетельствует о низкой эффективности их взимания. Поэтому для бизнес-сообщества законопроект чреват прежде всего ужесточением контроля за взысканием этих сборов, повышением качества администрирования со стороны налоговых органов.

 

— Никто не будет отрицать, что у налоговых органов гораздо больше полномочий и инструментов как для осуществления сквозного контроля за собираемостью платежей, так и для их взыскания, чем у тех органов, которые их администрируют сегодня, — отмечает она.

 

Тем не менее существенной дополнительной финансовой нагрузки на бизнес, по мнению Елены Кукушкиной, не последует. Если бы законопроект вступил в силу сегодня в предлагаемой редакции, то тогда можно было бы говорить только о возможном изменении ставки гостиничного сбора относительно существующей ставки курортного сбора, отмечает Елена Кукушкина.

 

— Согласно законопроекту ставка гостиничного сбора не сможет превышать 100 рублей за проживающего в сутки, — поясняет она. — Конкретные его ставки должны быть установлены муниципальным органами власти. Действующие на 2019 год ставки курортного сбора как минимум вдвое ниже. Но начиная с 2019 года субъекты РФ вправе поднять ставку существующего курортного сбора до тех же самых 100 рублей в сутки. Поэтому оценивать нагрузку на бизнес в отношении этого сбора можно будет только на этапе его вступления в силу.

 

Какие из новых налогов и сборов вызывают больше всего возражений со стороны предпринимателей? Елена Кукушкина предлагает обратиться к информационному порталу, на котором проводятся общественные обсуждения законопроекта: очевидно, что большинство их участников возражают против включения в Налоговый кодекс именно экологического налога и утилизационного сбора.

 

— В их части документ в большей степени направлен на взимание сбора и оставляет в стороне вопрос организации переработки, — отмечает она. — Поправки отменяют для компаний возможность самостоятельной утилизации отходов — они признаются плательщиками сбора без каких-либо исключений. Подобный подход в корне противоречит формируемой в настоящее время концепции реформы управления отходами.

 

Эксперты указывают, что законопроект в рассматриваемой редакции не устраняет риски двойной уплаты за причинённый окружающей среде вред, поскольку уплата экологического налога не освобождает от обязанностей по возмещению вреда в соответствии с законодательством о защите окружающей среды.

 

Коснётся ли изменение налогового законодательства кошельков обычных людей? По мнению Елены Кукушкиной, повышение любых налогов и сборов может опосредованно сказаться на конечных потребителях товаров, работ и услуг. Больше всего на них может отразиться введение гостиничного сбора, который с 1 января 2023 года должен будет заменить действующий в четырёх регионах в режиме эксперимента курортный сбор, считает она:

 

— Заменяющий его гостиничный сбор пока не ограничен каким-либо территориальным принципом. Юридически, конечно, плательщиком станет не сам турист, а непосредственно объект размещения. Но при подобном территориальном подходе новый сбор в любом случае приведёт к росту стоимости гостиничных услуг, оказываемых не только на территории тех четырёх регионов, где сейчас действует в виде эксперимента курортный сбор, а на территории всей Российской Федерации. Ещё один для меня практически не решённый вопрос: в отличие от курортного сбора, который должен расходоваться на развитие туристической инфраструктуры, гостиничный сбор местные власти смогут тратить на что угодно. Сейчас внятного ответа на вопрос, на что именно пойдут деньги, поступившие от гостиничного сбора, нет.

 

Одним из главных последствий реформы станет то, что после преобразования неналоговых платежей в налоговые за их неуплату будет грозить уголовная ответственность. Однако бояться наступления тотальной ответственности, во всяком случае на начальном этапе, не стоит, считает Елена. Она напоминает, что законодатель предлагает вдвое снизить штрафы за неуплату сборов — с 20% от суммы неуплаченных налогов и сборов до 10%, а также ввести 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату этих налогов и сборов.

 

Эксперт делает акцент на том, что законопроект пока находится в стадии общественных обсуждений, по итогам которых и будет сформирован окончательный перечень неналоговых платежей, подлежащих включению в Налоговый кодекс. Достаточно часто законопроект существенно перерабатывается именно на финальной стадии, отмечает она.

 

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика