16.01.19

Крестьян поддержат по-новому

Как изменится областной закон о государственной поддержке сельхозпроизводства и почему он перестал устраивать практически всех?

Беспрецедентным шагом в господдержке сельхозпроизводителей станет компенсация до 60% от стоимости приобретаемого оборудования для подработки и сушки зерна. Эта мера будет действовать в 2019—2020 годах.

 

Подводя на большой пресс-конференции итоги 2018 года и определяя задачи на год текущий, председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив сообщил, что одним из главных событий 2019-го станет принятие новой редакции Закона «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области». Документ, который в 2006 году был «революционным» для сельского хозяйства России, сегодня, по мнению спикера зак­собрания, практически не работает и «весь ушёл в постановления правительства». «Ведомости» попытались разобраться, что же с ним не так?

Также в новом законе планируется поддержать элитное мясное животноводство

Отпор диспаритету

Областной закон №61, принятый 30 ноября 2006 году постановлением Новосибирского областного Совета депутатов 4-го созыва и подписанный 8 декабря 2006 году губернатором НСО Виктором Толоконским, стал первым подобным законом в регионах России и вышел даже чуть раньше федерального закона. Понятно, что появился он не вдруг, его принятию предшествовала долгая подготовительная работа, в которой самое активное участие принимали как депутаты-аграрии областного парламента, так и руководители многих предприятий региона, входивших тогда в Совет при губернаторе по развитию агропромышленного комплекса. Как рождался законопроект, вспоминает руководитель управления производственными подразделениями Новосибирского государственного аграрного университета (НГАУ) Георгий Иващенко, который в те годы работал начальником управления сельского хозяйства департамента агропромышленного комплекса администрации Новосибирской области.

 

— Если вернуться в 2004—2005 годы, то самым популярным словосочетанием в сельском хозяйстве был «диспаритет цен», — говорит Георгий Васильевич. — Цены на ГСМ, технику, удобрения и семена растут и сейчас, но тогда этот рост в процентном выражении был несоизмеримо выше и стремительнее, стоимость производимой крестьянами продукции просто не успевала за инф­ляцией. К тому же и кредиты были тогда существенно дороже, чем сейчас. И по очень большой группе хозяйств речь шла даже не о поддержке — об элементарном спасении. Помогло то, что на федеральном уровне впервые за многие годы начали раздаваться голоса о необходимости поддержки сельского хозяйства. Ещё никто не говорил о законе — федеральном или областном, но именно в нашем регионе эту тему подхватили активнее всего.

 

По словам Иващенко, огромную энергию работе придавал именно комитет областного Совета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям, особенно его тогдашний председатель Александр Морозов, сейчас возглавляющий бюджетный комитет заксобрания. Да и состав депутатов, являвшихся руководителями сельхозпредприятий, был впечатляющим. Легендарные Юрий Бугаков, возглавлявший Совет по развитию агропромышленного комплекса, и Бруно Шмидт, Анатолий Жуков и Анатолий Кондратов, Михаил Вересовой и Геннадий Антонов, а также нынешний председатель заксобрания Андрей Шимкив. Четверо из того состава комитета и сейчас являются областными депутатами.

 

Более года функционировала рабочая группа, создававшая закон, затем ряд поправок был внесён членами Совета по развитию агропромышленного комплекса, после чего законопроект был согласован в администрации области и вынесен на голосование депутатов. Даже спустя 12 лет многие депутаты ставят 61-ОЗ на высшие строчки «рейтинга» законов, когда-либо принятых областным парламентом.

Закон о господдержке сельхозпроизводителей помог большинству хозяйств приобрести новую, высокопроизводительную технику

Всё хорошо, но…

Документ был не только первым и «революционным», но и весьма эффективным. Подавляющее большинство сельхозпредприятий области действительно сохранились, с той или иной степенью успешности выполняя задачи по увеличению производства зерна, молока и мяса. У нас в области, без сомнения, очень неплохо за эти годы подросла отрасль птицеводства, а начавшееся в 2008 году массовое техническое перевооружение сельхозпредприятий, которое также поддерживалось из бюджета, можно считать отдельной победой. Сейчас даже в самых маленьких и отстающих хозяйствах уже практически не встретить старой посевной и уборочной техники, а мощные высокопроизводительные комбайны дают главное, что нужно осенью, — ускорение темпов уборки и сохранение урожая.

 

При этом закон никогда не был закостеневшим, изменения в него вносились постоянно: это была реакция либо на изменения в федеральном законе, либо на внутренние тренды в сельхозпроизводстве. В 2010 году, например, изменения в 61-ОЗ вносились трижды, а в 2011-м даже четырежды. Последнее существенное изменение было внесено в 2015 году (тогда же был избран и 6-й, действующий созыв Законодательного собрания), и вскоре начались разговоры о том, что закон уже пора править не точечно, а кардинально. Сами депутаты, создававшие и корректировавшие закон, признавали: всё было хорошо, главные задачи выполнены, но прошло время и нужно многое менять. Хотя большинство экспертов и, прежде всего, практиков, с которыми мы разговаривали при подготовке этого материала, выражали большие сомнения, что изменения в редакции закона 2019 года будут кардинальными. Однако, как выяснилось, без «громких» поправок всё-таки не обойдётся.

Компенсация до 60% стоимости оборудования для зернотоков и элеваторов станет одним из главных новшеств областного закона

В поисках справедливости

Главной претензией, которая высказывалась в последнее время к закону, стало то, что он фактически перестал быть таковым, трансформировавшись в постановления правительства области. Изменились со временем и федеральные подходы к оказанию мер государственной поддержки сельхозпроизводителям, особенно в сфере животноводства. С одной стороны, вроде бы справедливо, что, чем выше продуктивность стада и объёмы производимого молока, тем больше может получить хозяйство, однако у нас в регионе, как и во многих других, это привело к тому, что львиная доля всей поддержки за молочное животноводство (70—80%) уходило к самым крупным хозяйствам, так называемым мегафермам. Прежде всего, широко известным «Сибирской Ниве», «Русскому полю» и «Ирмени». Но если к «Ирмени» вопросов меньше — хозяйство много-много лет работает с большой прибылью, то остальные мегафермы не только малорентабельны, но и, забирая львиную долю денег, «тянут на дно» остальных более мелких производителей. Одним из главных и последовательных сторонников ограничения господдержки мегаферм из областного бюджета является председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив, убеждённый, что это неэффективно, как показывают цифры, и вредит области в целом.

 

— Не секрет, что вокруг молочных или других мегакомплексов практически ничего не остаётся: скупается земля, прекращается то небольшое производство, которое там существовало. Да, они дают объёмы, статистику, загружают перерабатывающие заводы, но наша задача как власти — думать и о сохранении сельских территорий, сельского образа жизни, — подчеркнул Андрей Шимкив, на состоявшейся 15 января коллегии минсельхоза Новосибирской области. — Эти предприятия и так получают огромные суммы федеральной господдержки, поэтому, если мы ограничим им средства из областного бюджета и перераспределим их на поддержку средних сельхозпредприятий, это будет правильно и справедливо.

 

Выступавший на коллегии министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко рассказал, что концептуально новые меры господдержки уже разработаны и обсуждены в рабочих группах. Что же ожидается принципиально нового? Так, среди 21 направления областной господдержки появится субсидирование подготовки специалистов для сельхозпроизводства — совместно с аграрным университетом, и это фактически является возвращением к целевой подготовке, ранее существовавшей в нашей области. Повысятся суммы единовременных и ежемесячных выплат для молодых специалистов, приезжающих работать в село, причём, как заявил министр, цифры планируется регулярно индексировать. Беспрецедентным шагом, правда, только на 2019—2020 годы, станет компенсация до 60% от стоимости приобретаемого оборудования для подработки и сушки зерна. Как отметил заместитель председателя аграрного комитета зак­собрания Глеб Поповцев, мера эта очень правильная, хотя и немного запоз­далая. Именно из-за нехватки подобного оборудования снижается прибавочная стоимость урожая, особенно в такие климатически тяжёлые годы, как 2018-й. В правительстве согласились и с доводами и предложениями депутатов областного парламента, касающимися защиты средств областного бюджета и возврата средств господдержки от хозяйств, находящихся в стадии банкротства или ликвидации. У нас в регионе, к сожалению, были такие неприятные примеры, как САХО и «Радуга», когда оказавшиеся позднее недобросовестными инвесторы получали десятки, сотни миллионов господдержки, и деньги эти фактически пропадали. И, наконец, министр сообщил, что по новому закону сумма областной господдержки должна быть фиксированной, в зависимости от доходов областного бюджета, и неснижаемой.

 

Правительство было готово внести законопроект в Законодательное собрание уже в ближайшие недели, однако Андрей Шимкив предложил не торопиться и на заседаниях рабочих групп и согласительных комиссий ещё раз тщательно пройтись по всем пунктам.

 

— Пускай мы лучше потратим ещё два-три месяца, но создадим такой закон, который не будет вызывать никаких вопросов и нареканий, а главное — будет действительно рабочим и полезным для наших крестьян.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Материалы по теме:

21.01.19 Предпродажная подготовка

Повышение экспортного потенциала региона и поддержка малых форм хозяйствования — одни из главных задач новой государственной аграрной политики Новосибирской области

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика