Короли и легенды поп-арта
Новосибирский художественный музей представляет известные произведения, взбудоражившие мир в 1950—1960-х, и сегодняшних последователей стиля
Цветные портреты Мэрилин Монро, рекламные постеры, комиксы в миксе с репродукциями известных картин — всё здесь ломает привычный взгляд на искусство. Последователи стиля, возникшего как протестное движение на распространившийся после войны «абстрактный экспрессионизм», освобождали искусство «от всей этой отвлечённой рефлексивной ерунды». Они пытались вернуть искусству материальность и осязаемость, черпая вдохновение в современной жизни, в своём окружении и быте простых американцев, и на этом пути пускались во все тяжкие.
Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Том Вессельман и, конечно, Энди Уорхол, который встречает посетителей уже на входе. Его называют отцом поп-арта, он воплощал идеи взаимодействия различных направлений в искусстве. Студия «Фабрика» Уорхола в Нью-Йорке в середине 1960-х была центром передового искусства. Здесь экспериментировали с живописью, кино, фотографией и музыкой. Под стеклом на выставке — обложки виниловых пластинок группы «Вельвет Андеграунд» («Бархатное подземелье»), которую продюсировал Уорхол. Увидев музу Уорхола — солистку Нико, — Феллини специально для неё напишет небольшую роль в своём фильме «Сладкая жизнь». Позже Уорхол знакомится с Миком Джаггером и оформляет альбомы «Роллинг Стоунз» — эти стенды заставят вздрогнуть сердца людей, влюблённых в рок-музыку.
— Выставку нам предоставил Санкт-Петербургский арт-центр, прежде называвшийся «Перинные ряды». Они предложили провести такую выставку, и мы с радостью согласились, — рассказывает Сергей Тиханов, научный сотрудник, куратор выставочных проектов НГХМ. — Две недели назад я был в Москве, видел две очереди в Музей изобразительных искусств имени Пушкина: одна — большая — в главный зал на коллекцию из собрания Щукина, очередь поменьше — в соседний корпус, где демонстрируется искусство стран Западной Европы, в том числе работы Энди Уорхола. Хотелось бы, чтобы и к нам такая очередь была.
Вспыхнув в Европе в 1950-х, поп-арт быстро перелетел через океан и стал звездой нью-йоркских вечеринок. Именно там, под статуей Свободы, за просмотром голливудских фильмов, в сопровождении блеска бродвейской рекламы и под оглушительную музыку «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Дорс» и Дэвида Боуи, он обрёл свой дом. Выставка представляет настоящих пионеров поп-арта, которые начинали заниматься этим ещё до Энди Уорхола: в том числе Питер Блейк, нарисовавший знаменитую обложку альбома «Битлз» — «Сержанта Пеппера», и Рой Лихтенштейн, использовавший в своих картинах сюжеты комиксов, его «Безнадежность» соединяет невозможное — яркость красок и… невероятную грусть.
Один из самых дорогих сегодня художников Алекс Кац, потомок русских эмигрантов, создаёт в основном портреты. Его «Девушка с голубым зонтиком» и «Автопортрет» — удивительный баланс между традиционным искусством и провокацией. Самая знаменитая работа Роберта Индиана — Love («Любовь»), существующая во многих формах и ставшая настоящей поп-иконой 1960-х годов, — на выставке представлена в сине-зелёно-красной гамме. Рядом — растянутый на плоскости американский флаг, приснившийся Джасперу Джонсу, вызывающие красотки Мела Рамоса с пончиком и кока-колой, а ещё телефон Конрада Клафека, одновременно удивительно похожий и на подлодку, и на водно-бочковый инструмент. Создатели выставки «Поп-арт ФОРУМ» предлагают познакомиться с биографией каждого из выдающихся поп-артистов и сопровождают зрителя на протяжении всей экспозиции цитатами из их выступлений и обсуждения их творчества современниками, — будто приглашая к диалогу, продолжающемуся вне времени и пространства.
Поп-арт жив! — восклицают авторы выставки. Интерес к поп-арту возвращается и как к явлению в социальной истории, и как к современному искусству. По всему миру организуются сборные выставки и ретроспективы Лихтенштейна, Индианы, Уорхола. Работы художников соревнуются с наследием старых мастеров на мировых аукционах Christie’s и Sotheby’s и нередко бьют все рекорды.
«Сейчас очень трудно удивить людей, показать что-то новое, а на выставке можно это увидеть, — продолжает Сергей Тиханов. — Поэтому и надо идти, смотреть и вдохновляться. Ну и что, что мы живём в ХХI веке? Быть новатором в искусстве — никогда не поздно, говорил Джон Кейдж, величайший композитор ХХ века».
В экспозиции отдельно размещены работы последователей поп-арта. Современный художник представитель стрит-арта Бэнкси размышляет на тему прекрасного в повседневности: его «Оранжевая Нола» трогательно застыла под кислотного цвета дождём, столь же беззащитны и фигуры «Охотников за тележками», вооружённые орудиями эпохи неолита.
В картинах Ричарда Райана великолепным образом смешиваются киты современного мира — pop-art и fashion. Сегодня он один из самых известных художников-графиков в Скандинавии. По-настоящему прекрасны серии «Мой Лондон» и «Мой Манхэттен», созданные в 2010 году в той же любимой поп-артистами технике шелкографии. Столица Британии ассоциируется у художника с образом женщины в роскошном платье цвета национального флага, а на дальнем плане — Уинстон Черчилль с неизменной сигарой и с автоматом Томпсоном. Это надо видеть!
Выставка проработает до 15 сентября.
Марина ШАБАНОВА | Фото Дмитрия ДАНЕВИЧА