27.05.19

Конурбация как повод для сближения

В Новосибирске прошёл Международный Сибирский транспортный форум: какие темы обсуждали представители власти и дорожной отрасли в этом году

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть показывает Сергею Меняйло и Андрею Травникову, как будет устроена транспортная структура вокруг ЛДС.

 

Уже 8-й по счёту «ТрансСиб», как сокращённо называют наш форум, как всегда, охватывал весь спектр дорожно-­транспортных вопросов — от большой авиации до логис­тики и нескончаемых проблем в сегменте таксомоторных перевозок. Сотни специалистов и профессионалов отрасли федерального уровня и из регионов страны провели очень насыщенные и плодотворные три дня. Но квинтэссенцией, как всегда, являлась основная пленарная дискуссия «Национальные проекты. Взгляд из регионов».

Время планов закончилось

Ближайшие шесть лет — до конца 2024 года — должны пройти под знаком одного из самых глобальных обновлений дорожной инфраструктуры страны. Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), трансформировавшийся из партийного проекта «Единой России» БКД, должен стать реальным «переломом» хотя бы потому, что будет охватывать не около 40 крупнейших городских агломераций, а всю страну. Десятки тысяч километров региональных и федеральных дорог приведут в нормативное состояние, будут устранены тысячи мест концентрации ДТП, увеличится пропускная способность дорог и при этом повысится безопасность движения. При запланированном и регулярном финансировании проекта всё это должно быть исполнено, что особо подчеркнул полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло:

 

— Даже уже в ходе этой дискуссии у некоторых спикеров проскальзывают фразы «будем стараться», «попытаемся выполнить», что в корне неправильно. Нацпроекты — это прямое указание главы государства, и оно должно быть выполнено безо всяких оговорок. В России, к сожалению, мы слишком много планируем, а потом находим оправдания, почему не получилось. С нацпроектами такого быть не должно.

 

Полпред также отметил, что, помимо «физической» реализации БКАД в виде построенных и отремонтированных дорог, необходимо развивать и организацию движения. Это существенно дешевле, чем строительство, но не менее важно для функционирования всего дорожно-транспортного комплекса. Применительно к Сибири Сергей Меняйло посоветовал обратить особенное внимание на использование внутренних судоходных путей, которые сегодня практически не задействованы. При этом перевозка грузов как морским, так и речным транспортом существенно дешевле доставки по железной дороге и автотранспортом.

 

 

КСТАТИ

 

Как рассказал на форуме мэр Новосибирска Анатолий Локоть, в 2019 году начнётся подготовка к строительству шести ключевых объектов транспортной инфраструктуры вокруг нового Ледового дворца. Это развязка на площади Лыщинского, дамба Октябрь­ского моста (будет расширение в нескольких местах), плоскостная развязка вокруг дамбы, станция метро «Спортивная», прилегающая к ЛДС территории и ливневой канализации. Кроме того, на площади Лыщинского будет построен надземный переход через улицы Блюхера, проспект Маркса и Немировича-Данченко, а под дамбой моста будет ещё и подземный переход. Самый сложный объект — развязка на площади Лыщинского. Здесь будет обустройство съездов для транспорта с Немировича-Данченко и перекрёстка на участок с односторонним движением в сторону дворца спорта, съезд и выезд с дамбы, а также объездные пути под Октябрьским мостом. Были варианты построить развязку в несколько уровней, но это требовало больших площадей — для разворотов, подъездов и других целей. Поэтому было решено опираться на имеющуюся транспортную схему, которая будет существенно модернизирована к 2022 году. 

Давайте дружить городами

Новосибирская область, показавшая за два года один из лучших в России результатов по реализации БКД, несомненно, станет и ключевым сибирским регионом в плане реализации нового национального проекта. Дело не только в объёмах — есть регионы и покрупнее нас, — а в том самом центральном, узловом положении, которое мы занимаем в Сибирском округе и стране. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников напомнил, что, кроме БКАД, у нас идёт реализация и ряда других крупных и стратегических транспортных проектов: четвёртый мост через Обь, Восточный обход Новосибирска, подготовка к молодёжному чемпионату мира по хоккею 2023 года, а в перспективе — Юго-Западный транзит. При этом глава региона подчеркнул, что в такой жизненно важной сфере очень сложно определять главные приоритеты — всё важно и взаимосвязано между собой. А приведение региональных и федеральных дорог только поспособствует окончательному и официальному формированию Южно-Сибирской конурбации.

 

— Этого «страшного» и малопонятного слова поначалу многие опасались по большей части из-за того, что ожидали административного решения этого вопроса, — сказал Андрей Травников. — Мол, Москва скажет объединяться сибирским городам — и куда мы денемся? Этого, к счастью, не произошло. Более того, я считаю, что наша Южно-Сибирская конурбация, куда можно отнести Новосибирск и Томск, Кемерово и Новокузнецк, Барнаул и отчасти Омск, уже фактически существует. Приведу неожиданный пример: считаю, что Москва и Питер вместе с городами, расположенными между ними, также является конурбацией в основном значении этого слова. Это группа тесно связанных между собой самостоятельных городов, образующих единство благодаря интенсивным экономическим и культурно-бытовым связям. У нас тоже есть активный контакт с Томском, Кузбассом как на уровне бизнеса, так и в человеческих отношениях.

 

Губернатор отметил, что для сближения сибиряков руководством нашего региона уже немало сделано именно в транспортной сфере: открыто регулярное авиасообщение с Горно-Алтайском и Новокузнецком, скоро будет запущен экспресс до Шерегеша, ведётся работа над возвращением скоростной элект­рички до Барнаула.

 

— Мы сегодня видим запрос от населения на развитие конурбации, на более комфортное перемещение между центрами этого неформального территориального объединения. И нацпроект должен этому поспособствовать, — резюмировал губернатор.

 

Кстати, сколько бы мы ни говорили о необходимости поддержки села, развития глубинки и сохранения этого уклада жизни — всё это совершенно правильно, — централизация и акцент на создание агломераций и конурбаций неизбежен. Лишним доказательством тому, по словам модератора дискуссии президента Центра экономики инфраструктуры Владимира Косого, является принятая в феврале этого года федеральная программа «О стратегическом планировании пространственного развития России», где именно местам сосредоточения производства, науки, образования и трудовых ресурсов отводится особая роль в развитии страны. Если раньше, по словам Владимира Косого, среди специалистов шли споры о том, куда именно двигаться, то сейчас акценты расставлены чётко и недвусмысленно.

 

Системные меры

Проект такого масштаба, как БКАД, конечно же, имеет несколько подразделов. Это — помимо самого строительства — и повышение безопасности, в плане чего президентом поставлена очень жёсткая задача: в три с лишним раза снизить смертность в ДТП — с нынешних 13 до 4 человек на 100 тысяч жителей. Есть и подраздел, расплывчато называемый «Системные меры». Как пояснил и. о. директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Григорий Волков, одними из главных мер должны стать существенное повышение качества самого дорожного покрытия и доведение межремонтных сроков с 5 лет (в большинстве случаев гарантия составляет именно такой период) до 12. Иначе те дороги, которые будут построены в этом году, к концу срока действия нацпроекта уже будут нуждаться в ремонте, что фактически означает невыполнение задачи.

 

— В рамках нацпроекта будет сформирован реестр лучших технологий, рекомендуемых к использованию, также в Минтрансе рассматривается возможность создания единой карты региональных дорог России с указанием того, на чьём она находится балансе, какая подрядная организация строила или ремонтировала дорогу, когда истекает гарантийный срок. Мы уверены, что это будет очень удобный и действенный инструмент народного контроля, — сказал Григорий Волков.

 

Он отметил, что уже сейчас очевидно, в каких регионах БКАД будет реализовываться с наименьшими проблемами. Там — где два года работали по БКД, в том числе и в Новосибирской области. Андрей Травников добавил, что за это время в нашем регионе уже был наработан опыт в плане использования новых технологий в дорожном строительстве, а в рамках БКАД сформирована система организационной приёмки, которая позволяет не допускать сбоев в графиках и в качестве исполнения работ подрядчиками, что позволит максимально увеличивать гарантийные сроки.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back
up