09.04.19

Когда смартфоны были большими

Влияют ли гаджеты на способность детей думать, читать и анализировать? «Ведомости» вместе с экспертами ищут ответ на главный вопрос эпохи

Психологи и социологи стучат в набаты: дети рождаются с «разъёмом USB», часами сидят в чатах и скользят по верхушкам информационных волн «видосиков» и новостных сюжетов, развивая клиповое мышление. А такое потребление информации вызывает «несварение» в тех частях мозга, которые отвечают за запоминание и анализ: большинство детей перестало «переваривать» большие тексты, предпочитая книге смартфон. «Ведомости» начинают цикл материалов, посвящённый новым вызовам, которые стоят перед системой образования, и сегодня мы узнаем, что думают об этой проблеме эксперты и как министерство образования НСО пытается помочь родителям понять своих детей.

Книжка без картинок

На недавнем УчСибе-2019, который был организован и проведён при поддержке правительства НСО, состоялось пленарное заседание, где были обсуждены перспективы развития российского образования. Одним из самых ярких выступлений стал доклад директора Института стратегии развития образования РАО Светланы Ивановой, обозначивший болевую точку на общем «теле» российского образования: современные дети больше не воспринимают тексты, где нет картинок. Как рассказала Светлана Вениаминовна, во время исследований сотрудники столкнулись с тем, что дети не могут пересказывать некоторые параграфы по гуманитарным предметам — они просто «не видели»
тексты, где нет картинок. Их мозг не воспринимал буквы, и это наследие клипового мышления, когда дети днями сидят на интернет-ресурсах, поглощая «видосики» и скроля ленту новостей с картинками в своём или родительском смартфоне.

 

— Вы знаете, когда ребёнок впервые видит экран гаджета? В каком возрасте? — спрашивает аудиторию Светлана Иванова. — Вы не поверите — в восемь месяцев! В год он умеет найти кино в мамином телефоне. И мы сегодня, педагоги, учёные-педагоги, сталкиваемся с другой проблемой: а кто будет учить этих детей, которые завтра придут к нам в школу, умея писать только в гаджете? Как их учить? Как формируется мозг у этого малыша с высокоразвитым правым пальцем? Академики уже окрестили школу, в которой будут учиться такие дети, цифровой и предлагают разрабатывать как можно больше электронных учебников, которые будут привычнее для «цифровых детей», чем обычные бумажные. Причём такие учебники не должны быть просто электронной версией бумажных книг, а должны разрабатываться по принципу мобильных приложений.

 

Эксперт уверена, что сегодня ребёнок плавает в море информации, которую он перепутал со знанием. «Цифровые дети» не понимают, что, пребывая в потоках разрозненной информации, они получают не целостное представление о мире, а «лоскутное одеяло». Но зато они понимают, что учитель не умеет «плавать» в этом море, учитель «тормозит» и отстаёт — он больше не авторитет и мудрый наставник. Зачем учить классиков, когда есть Google?

 

— В школу сегодня должен прийти совсем другой учитель, строящий отношения с ребёнком на совершенно иных основаниях, — уверена педагог. — Это очень серьёзный вызов педагогическому образованию. Вместе с разговорами об информационной среде нужно вести разговор о новой дидактике, соответствующей этой среде.

 

Информация в тему: коллеги Светланы Ивановой, специалисты Института возрастной физиологии РАО, проводили в 30 тысячах российских школ «творческий срез» среди вторых классов — просили ответить на тестовые вопросы и составить рассказ из предложенных слов. С тестом-то дети справились, а вот 70% второклашек не смогли придумать предложения из слов. Директор института Марьяна Безруких считает, что это связано с тем, что к началу обучения в школе от 40 до 60% детей имеют несформированную речь — бедный словарный запас, неумение грамматически правильно строить предложение, задавать вопросы и отвечать на них. Пересказывая события, мультфильмы, сказки, дети используют не развернутые предложения, а отдельные слова и междометия. И в этом нет вины «цифрового поколения», считает учёный, это проблема системы образования, которая «не хочет» принять единственный факт, что наши дети — другие.

 

— На навыки письма и чтения не влияет увлечённость гаджетами, — считает педагог-учёный. — Это скорее фактор отвлечения внимания, но мы могли бы использовать интерес к гаджетам. Больше того, я убеждена, что нужно срочно разработать технологию обучения письму с использованием клавиатуры. Мы должны быть готовы к тому, что не будет необходимости писать ручкой. Вы знаете о том, что письмо с использованием клавиатуры — ещё более сложная задача для мозга? И что способствует оно развитию всех функций не менее, чем письмо ручкой?

Галопом по параграфам

Поколение Х, которое сейчас формирует общественное мнение, с детства страдало хроническими «книжными запоями», сметая с библиотечных полок авантюрные романы, фантастику и классику. Поэтому в обществе модно говорить о том, что нынешняя молодёжь «пошла не та», с книгой не дружит, логические цепочки выстраивать не умеет, а значит, будущее страны под большим вопросом.

 

— Как преподаватель могу сказать, что поколение растёт достаточно безграмотное, — высказывает своё мнение новосибирский антрополог Роман Шамолин. — Они поглощают много визуальной информации и мыслят спам-категориями, не умея отфильтровывать информацию. У них чрезвычайно узки мыслительные горизонты, потому что чтение — это путешествие мысли и духа, расширение внутреннего пространства. А если человек не читает и кормит свой мозг просмотрами видео в соцсетях, то он обделяет себя. В последнее время меня не покидает стойкое ощущение, что из нашего мира начали исчезать смыслы. Мы их пытаемся искусственно создать, но они получаются скучными и бездушными.

 

Психолог-консультант Анна Веселина считает, что на формирование клипового мышления у детей влияет и школа, где главный «рабочий инструмент» — учебник. Дети его читают, скачут по параграфам — от одной темы к другой. Три абзаца истории, глава по литературе, параграф химии, немного физики и биологии, доклад по краеведению, на перемене проглотить кусочек географии — вот и сформировалось фрагментарное восприятие. А если учесть, что школьные нагрузки у современных детей весьма серьёзные, то и скакать им приходится по многим предметам.

 

— Несомненно, современному миру нужны люди с высокой скоростью включения, пусть даже они материал обрабатывают на примитивном уровне, — рассуждает эксперт. — Поэтому чтение книг сегодня намеренно задвигается на второй план как самый малоэфективный и медленный способ получения информации. Иногда мне родители с гордостью говорят: ну и что, что мой ребёнок не читает, зато он одновременно может делать несколько дел — смотреть новостной сайт, писать сообщение в чате, лайкать картинки и отвечать при этом на мои вопросы. Пытаюсь донести, что, конечно, ваш ребёнок — настоящий Цезарь, но он не способен к глубокому анализу и не сможет решать какие-то сложные задачи. Может, прозвучит это провокационно, но такие дети, по моему мнению, к сожалению, не смогут стать элитой страны.

 

Сейчас на многих психологических форумах родители задают вопросы: как подружиться со своим ребёнком, как помочь ему найти своё место в жизни — без нотаций и нравоучений? Ответы на эти сложные вопросы вы можете найти в серии онлайн-курсов для родителей «Университет педагогических знаний», которые в своё время запустило минис­терство образования НСО. По этой ссылке хранится целый видеорахив, где самые сложные ситуации разбирают специалисты — педагоги и психологи.

Чтение чтению рознь

Сейчас психологи и социологи разделились на два лагеря: одни говорят, что нужно ребёнка с детства приучать к книжке, вторые морщатся — да отстаньте вы от детей с вашими «ветхозаветными» придирками. Вот что, к примеру, говорит в блоге известный писатель Александр Архангельский, который недавно побывал в Новосибирске, чтобы презентовать свою последнюю книгу: «Когда мы говорим о чтении в эпоху интернета, то в самой этой формулировке заложено противопоставление одного другому. Давайте спросим себя: про какое чтение идёт речь? Вообще-то люди стали и писать, и читать гораздо больше, чем 10—20 и тем более 50 лет назад. Нам, может быть, не нравится то, что они пишут в бесконечных чатах, не нравится тот язык, на котором они друг другу рассказывают о своих жизненных ситуациях, не нравится, что в авторитете у наших детей блогеры, о существовании которых мы узнаем с изумлением и непониманием их исключительности и востребованности. Но, несомненно, читают и пишут наши дети сегодня гораздо больше, чем мы в своё время».

 

А вот писатель Дмитрий Быков, с которым «Ведомостям» посчастливилось пообщаться в рамках фестиваля «Новая книга», сказал на встрече с новосибирскими читателями, что, «видя читающего ребенка, я умиляюсь, а нечитающего — интуитивно опасаюсь». Конечно, речь идёт о ребёнке, читающем книги.

 

— Адепты видеокультуры, у которых книга вызывает примерно такое же снисходительное презрение, как лапти, упускают из вида существенную разницу между книгой и визуальной информацией: любое видео требует меньших усилий для восп­риятия, — сказал «золотые слова» Дмитрий Львович.

 

— Умение складывать буквы в слова, продираться через сложный текст, прячущий свои тайны, — базовое. Читающий ребенок лучше мотивирован, умеет сопротивляться, раскапывать клады, он умеет коммуницировать с миром и видит реальность полнее.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА


Продолжение следует

back
up