Когда повезёт тому, кто везёт?
Проблемы пассажирских перевозок обсудили депутаты заксобрания и представители исполнительной власти в Мошковском районе.
112 водителей, работающих на школьных маршрутах области, — пенсионного возраста.
По словам координатора Общественного совета НРО «Единой России» проекта «Безопасные и качественные дороги», заместителя председателя Законодательного собрания Валерия Ильенко, согласно статистике министерства региональной политики НСО, претензий к качеству пассажирского обслуживания в Мошковском районе вдвое меньше, чем в среднем по области.
Например, Мошковское АТП, обслуживающее 64 маршрута внутри района и до Новосибирска, а также 12 школ, куда возят школьников из малых населённых пунктов, работает с прибылью. Правда, как отметил директор АТП Владимир Нюренбергер, непосредственно пассажирские перевозки большой прибыли не дают, а школьные маршруты в прошлом году и вовсе принесли 400 тысяч рублей убытков.
Зарабатывать транспортникам приходится на дополнительных лицензированных услугах: вывоз бытовых отходов, эвакуация транспортных средств, проведение предрейсовых медосмотров. Судя по всему (а в Мошково собрались руководители АТП из Мошковского, Болотнинского, Тогучинского, Колыванского районов и главы этих районов), похожая ситуация практически везде.
Есть существенные разрывы по зарплатам водителей.Если в Мошковском районе средняя зарплата на пассажирских маршрутах составляет 27 тысяч рублей (а на школьных — 24,5 тысячи), то в Колыванском — на школьных маршрутах водители получают 18—20 тысяч.
Как отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский, на 563 школьных маршрутах в регионе сегодня работают 112 водителей старше 60 лет. В Мошково водителей в возрасте 55—65 — около половины, а в Колыванском на школьных маршрутах 60% водителей — пенсионеры. Да, сегодня для них даже 18-19 тысяч рублей — хорошее подспорье к пенсии, но в любой момент эти люди могут уйти по состоянию здоровья, и в большинстве районов заменить их пока просто некем. Люди помоложе не хотят работать за такие деньги.
— Наш Общественный совет работает уже три года, и мы видим определённые позитивные сдвиги в плане транспортного обслуживания в районах области, — сказал Валерий Ильенко. — С другой стороны, и проблем немало — если даже в одном из лучших АТП области не самые высокие зарплаты; есть проблемы с прибылью, с подготовкой кадров. Очень хорошо, что с нами сегодня здесь и министр транспорта, и мой коллега по транспортному комитету заксобрания, председатель Общественного совета Сергей Титков. Решения на уровне исполнительной и законодательной власти, несомненно, будут приняты.
Одна из возможностей автотранспортных предприятий снизить накладные расходы и увеличить прибыль — новые автобусы: меньше затрат на ремонты, меньше простоев и так далее. Сергей Титков напомнил, что, благодаря депутатам Законодательного собрания, областная программа обновления парка сельских автотранспортных предприятий была запущена ещё в 2017 году, и за три года было приобретено 244 новых автобуса, ещё более 60 планируется купить в этом году. Программа при поддержке областного минтранса постоянно дорабатывалась и улучшалась в пользу перевозчиков. Сначала им компенсировали только 30% от стоимости новой техники, затем муниципальным районам предоставили возможность приобретать технику в расчёте 50/50, а, если приобретаешь транспорт на газу и с оборудованием для маломобильных пассажиров, это ещё по 10% компенсации за каждую «опцию». Если в 2017 году перевозчики (предприятия) закупили 92 новых автобуса, то в 2019-м — уже только 17, тогда как районные администрации — 60 машин.
Владимир Нюренбергер, Сергей Евстифеев, Валерий Ильенко и Сергей Титков в боксах Мошковского АТП.
— Благодаря транспортному комитету заксобрания мы смогли отстоять эту программу не только на уровне областного минфина, но и выше, хотя порой огорчает, что не все районы пользуются этой субсидией, — заметил Анатолий Костылевский. — А ведь проблема износа техники очень высока практически везде: тут, пожалуй, Мошковский район «выделяется» — всего 54 процента, приобретено только 10 новых автобусов. Но в большинстве остальных районов программа исполняется на уровне 80—90 процентов.
— Депутаты были готовы ходатайствовать об увеличении ежегодного финансирования программы, — добавил Сергей Титков. — Но учитывая, что в первые годы не все деньги по субсидиям выбирались до конца, с такой «кредитной историей» в минфин не пойдёшь, это вроде как показывает невостребованность программы, однако мы все понимаем, что проблема обновления техники существует.
Глава Болотнинского района Владимир Франк внёс предложение целенаправленно приобретать нужное количество автобусов (около 60 единиц в год) на средства областного бюджета. Сергей Титков ответил, что такой вариант изначально рассматривался, но предыдущий опыт показал, что это ведёт к нахлебничеству и нежеланию развиваться самому.
— Уже около десятка лет назад семи государственным автотранспортным предприятиям области покупали автобусы по такой схеме, и с тех пор они так ничего и не приобрели, сидят и ждут, когда им снова придут и подарят, — сказал депутат.
Желания и возможности
В ходе выездного совещания Общественного совета обсудили оптимизацию и сокращение холостых пробегов транспорта, программу по пешеходным переходам возле школ, сокращение аварийности на дорогах области. Как отметили участники совещания, подобный формат встреч очень интересен и полезен в плане обмена опытом и свежей информацией. Титков, Ильенко и Костылевский подчеркнули, что встречи — скорее всего, по кустовому принципу — будут продолжены.
Ещё один острый вопрос — подготовка водителей. Как сказал Владимир Нюренбергер, он хоть сейчас готов взять на работу до десятка водителей, включая и школьные маршруты. А в Колывани, наоборот, очередь: два водителя постоянно ходят в АТП, готовы немедленно начать работать.
Глава Болотнинского района Владимир Франк (слева) внёс ряд интересных предложений по развитию отрасли пассажирских перевозок.
За счёт областной программы предусмотрено обучение 25 человек ежегодно на нужную категорию, в том числе и работу на школьных маршрутах.
Валерий Ильенко подчеркнул, что если потребуется увеличение бюджетного финансирования, то депутаты вместе с минтрансом добьются этого. Поскольку для автотранспортных предприятий 35—40 тысяч рублей на обучение одного человека — серьёзные дополнительные расходы при не самой блестящей экономике.
Кстати, в марте по области пройдут проверки пассажирских автотранспортных предприятий, и Валерий Ильенко не сомневается, что во многих АТП будут выявлены факты нарушения водителями режима труда и отдыха.
— Многие перерабатывают, я в этом не сомневаюсь, потому что людей не хватает, — сказал Ильенко. — При этом надо учитывать, что на внутримуниципальных маршрутах пока нет тахографов. Летом их в обязательном порядке должны установить на все пассажирские автобусы и маршрутки в Новосибирске, и убеждён, что проблем там будет очень много. До районов это тоже когда-то дойдёт, поэтому подготовкой кадров нужно заниматься уже сейчас — и ни на секунду не забывать, что мы говорим о безопасности людей.
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА