22.05.17

Место от одиночества

Творческая интеллигенция осваивает неожиданные городские пространства.

Новосибирск переживает небывалый культурологический подъём — лекции, концерты, выставки, салонные поэтические вечера, музыкальные «ликбезы». Если задаться целью тотального духовного просвещения, то домой можно приходить только ночевать. Причём публике предлагаются совершенно новые формы «культурного досуга» — например, принять участие в музыкально-поэтическом перфомансе в… бывшей лифтовой.

 

 

Там, где рождаются старт-апы

 

Антураж «Чёрной речки» — авангардная эклектика, где есть место и книжным полкам, и настенным рисункам в стиле «современный Пиросмани», и коллекции кепок, и дартса с портретом-мишенью Дантеса. В лифтовую вмещается лишь лестница-сцена, несколько стульев и группа «своих» людей.

 

— «Чёрная речка» — это место встречи, — говорит поэт, культуртрегер и идейный вдохновитель создания салона-подъезда Андрей Жданов. — Конечно, не такой драматичной, как встреча Пушкина и Дантеса. Это встреча с чем-то новым, неизведанным; может быть, даже странным. Это удивительное место, где обстановка располагает к непосредственности. Сюда не нужно приходить упакованным в какой-то специальный эпатажный наряд. Достаточно быть естественным.

 

«Чёрная речка», считает её основатель, это ещё и испытательный полигон для творческих старт-апов — они здесь рождаются, проходят апробацию, а потом выходят в большой мир. К примеру, здесь родился проект самого Андрея Жданова — мелодекламация в сопровождении симфонического оркестра, который удачно «выстрелил» на Библионочи. Или — цикл лекций известного краеведа Константина Голодяева, посвящённый изнанке жизни в Новониколаевске. Особенно впечатлил исторический ликбез, посвящённый новониколаевским женщинам с «низкой социальной ответственностью», — с архивными фотографиями и сканами старых газетных объявлений.

 

— Людям творческим свойственно собираться в закрытых помещениях, — рассуждает собеседник. — Раньше они на кухнях сидели, в подъездах кучковались — и даже выпивали в этих подъездах. И в этом была определённая свобода. Сейчас в Новосибирске стали появляться такие места, где встречаются люди, созвучные друг другу. Наступает время новых пространств — и поэтам, художникам, музыкантам даётся возможность попробовать себя в новых формах.

 

В нашем городе таких пространств с каждым месяцем становится всё больше: открываются новые лофты, запускаются гуманитарные проекты и даже общепитовские точки носят культурологический и просветительский характер. Андрей как человек, занимающийся культуртрегерской деятельностью, держит руку на пульсе и вовремя примечает, для кого из творческой братии был бы уместен новый проект. Вот, к примеру, поэт Иван Полторацкий более органичен именно в антураже «Чёрной речки» нежели в книжном магазине «Капитал».

 

 

Серебряный век в Новосибирске

 

Обилие гуманитарных проектов в городе напоминает настоящую культурную «оттепель»: каждый день где-то что-то происходит — просвещение в режиме нон-стоп.

 

— Действительно, ощущение такое, будто общество раскрывает ежечасно в себе творческий потенциал и реализует его, — говорит Андрей. — Атмосфера безудержного Серебряного века: появляются новые имена среди поэтов, художников и музыкантов, люди собираются в определённых местах, разговаривают, читают стихи, общаются, слушают музыку… Мы недавно с моим приятелем как раз рассуждали на эту тему: откуда в обществе такой творческий порыв появился?

 

Андрей уверен — подобной гуманистической работой над собой общество реагирует на внешние явления в стране и мире. Тут, как говорится, исторические аналогии сами собой напрашиваются: 17-й год, интеллигенция погружается в творческий экстаз, ну и далее — по знакомой нам спирали… Хотя мой собеседник высказывает ещё одну версию — думающие люди пытаются выбраться из пут потребления. Вот и творят.

 

— Есть у меня и другие соображения на этот счёт, — продолжает развивать острую тему культуртрегер. — На все эти лекции и мероприятия люди ходят от одиночества. Понимаешь, от одиночества. Им всё равно, о Пушкине будет лекция или о психоанализе — важно заполнить свою внутреннюю пустоту, побыть в пространстве, где есть люди. Посмотри, сколько одиноких людей сидят в кафе? Просто пьют чай или кофе. Им важно быть рядом с людьми. Это грустно, да.

 

Писательский глаз Андрея подметил и другой аспект одиночества — в продуктовых супермаркетах. Около касс можно часто встретить брошенные продуктовые корзинки — с продуктами, которые каждый день и не купишь. Салями, оливки, дорогие сыры, фрукты… Это люди просто пытаются идентифицировать себя с «богатыми», с теми, кто может себе это позволить.

 

— Наше время — время одиночества, — грустно улыбается Жданов. — Но, как говорится, интеллигентному человеку никогда с собой не скучно.

 

Жданову не скучно, это факт. Во-первых, детище «Чёрная речка» требует постоянных душевных вливаний. Во-вторых, есть свои собственные творческие проекты: сейчас Андрей работает над Бестиарием, где будут классифицированы животные постапокалиптического времени — в жанре бытовой антиутопии. Ну а в-третьих, он есть у самого себя.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

back
up