Капитальная проверка
Ветхие дома и капитальный ремонт не первый раз оказались в центре внимания депутатов строительного комитета заксобрания.
Председатель комитета Майис Мамедов,
его заместители Дмитрий Козловский и Олег Сметанин.
Капитальный ремонт многоквартирных домов и всё, что с ним связано, — начиная от установления тарифов и заканчивая качеством выполненных работ, — непреходящая «болевая точка» Новосибирской области. Расходы на капремонт были возложены на жителей многоквартирных домов три года назад. Проверку того, как за это время в области велись работы по капремонту домов, выполнила Контрольно-счётная палата. Доклад КСП был представлен 15 февраля на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.
Аудитор КСП Валерий Алёхин рассказал, что к началу октября 2016 года в региональную программу капитального ремонта было включено 12 725 многоквартирных домов. Программа рассчитана на 30 лет, и для её выполнения нужно 200 миллиардов рублей — по 6 с небольшим миллиардов в год. За жителями оставлялось право самим определиться со способом расчёта за предстоящий ремонт, и 72 % собственников жилья в Новосибирской области выбрали для этого общий счёт регионального оператора (Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований), а 26 % — спецсчета. Но добиться стопроцентных платежей от жителей за прошедшие три года так и не удалось: в 2016 году было собрано 4,9 миллиарда рублей (81,3 % от необходимого).
Минимальный тариф в НСО на 2017 год установлен в размере 6,45 рубля за квадратный метр в месяц. На фоне других сибирских регионов, где тарифы колеблются от 3 рублей (Хакасия) до 9,3 рубля (Красноярский край), — величина средняя.
Отремонтирован же за три года был 531 дом, на что ушло около 1,1 миллиарда рублей. Однако более чем в половине случаев этот ремонт нельзя назвать капитальным даже с большой натяжкой: там ограничились одним-двумя видами работ. Хотя иногда полноценному ремонту мешали и сами собственники, отказываясь, к примеру, подпускать строителей к инженерным сетям внутри квартир.
Депутаты со своей стороны тоже подвергли деятельность Фонда модернизации и развития ЖКХ критике. Заместителя председателя комитета Дмитрия Козловского насторожило, что КСП увидела на счету Фонда 3 миллиарда рублей, а сам Фонд отчитывался о наличии 1,2 миллиарда рублей. Этот вопрос разъяснил министр ЖКХ и энергетики области Евгений Ким: «пропавшие» почти 2 миллиарда были перечислены исполнителям за выполненные по договорам работы в четвёртом квартале 2016-го.
— За три года в программу шесть раз вносились изменения. 1 550 домов из неё исключили, 2 354 дома включили, постоянно меняют виды и сроки работ. Материалы — например, асфальтобетонные покрытия для крыш — берутся с такими характеристиками, что в течение тридцати лет действия программы потребуют ремонта ещё раза три. Фактически отсутствует система технического учёта жилфонда. Собираемость оплаты низкая, но региональный оператор не в состоянии использовать и те средства, которые уже собраны. Значит, в области региональная программа по капремонту не выполняется уже третий год подряд! — резюмировал заместитель председателя Олег Сметанин.
Вердикт председателя комитета Майиса Мамедова рабочей группе, возглавляемой Дмитрием Козловским, — подробнее изучить работу Фонда, используя дополнительные материалы, и представить комитету собственную оценку деятельности регионального оператора. Депутаты поддержали это предложение.
Ещё одна проблема, с которой городские власти пока не могут справиться, — обслуживание ветхих домов. Уже сейчас, по данным Олега Сметанина, управляющие компании отказались от 450 таких домов, в ближайшее время такая же судьба постигнет ещё 278 домов, а к концу года их число может перевалить за тысячу. Причина — обслуживать такие дома компаниям выходит себе в убыток.
— Тарифы на капремонт жильцы устанавливают в ветхих домах на уровне 14—15 рублей, хотя фактически должны быть в два-три раза выше, — отметил депутат. — Но и эти тарифы оплачивают не все: долги собственников такого жилья достигают 20—30, а порой и превышают 50 %. Фактически УК содержат ветхие дома за свой счёт.
Такие дома потом не находят нового «хозяина», даже по десять раз подряд выставляясь на конкурс, — ответственность за них брать никто не хочет. Оставаясь без техобслуживания, их инженерные коммуникации и конструктивные элементы начинают ветшать ещё быстрее. Для выхода из положения Дмитрий Козловский предложил создавать государственные и муниципальные управляющие компании с бюджетным финансированием, однако его поддержали не все депутаты.
— Это путь тупиковый, мы уже не раз видели, как муниципалитеты управляют жилым фондом, — высказался депутат Илья Поляков. — Надо рассчитать реальный тариф по каждому дому, понять, сколько и из какого бюджета должно компенсироваться, а занимаются домами пусть те компании, которые существуют.
Представители муниципалитетов тоже получили слово. Руководитель департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска Андрей Колмаков сообщил, что в 2017 году в городском бюджете впервые заложена возможность возмещения компаниям затрат, связанных с обслуживанием ветхих домов — уборкой снега с кровель и подготовкой к отопительному сезону. Отметил он и то, что многие собственники квартир в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, отказываются переезжать в предлагаемое им жильё из маневренного фонда — это тоже тормозит процесс.
К разговору о ветхих домах депутаты решили вернуться в апреле, а пока они создадут рабочую группу, которая попробует выработать механизм решения этого вопроса. Все понимают, что проволочек быть не должно, иначе в коммунальном хозяйстве назреет настоящая катастрофа.
Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА