Как бабы двор держали
Уникальная изба-театр привлекает в Сузунский район любителей деревенской жизни, туристов и этнографов
Учёные Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН в июне этого года сняли в деревне Поротниково фильм-спектакль «Про бабу» в постановке местного фольклорного театра «Сибирский двор». (Фильм можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=0Of3OdQBiCY&feature=youtu.be). Вы спросите, откуда в деревне, где живёт не больше ста человек, свой театр, да ещё и пользующийся большим успехом? Три года назад здесь стали проводить свой фестиваль «До третьих петухов», на который гости съезжаются со всей области. Этот праздник заинтересовал Ирину Октябрьскую, этнографа, ведущего научного сотрудника ИАЭТ СО РАН, доктора наук, профессора НГУ.
Нексолько лет назад в Поротниково построили сельский клуб. Средства для клуба в такой маленькой деревне вряд ли бы нашлись, если бы не серьёзный задел в смысле живой инициативы жителей. Клуб строили всем миром: часть средств поступила из областного бюджета, часть — по районным грантам, часть выделили депутаты. И поднялся в деревне домик из калиброванного бруса размером 10 метров на 6.
— Я когда в него вошла, поняла, что должен быть не просто клуб, а изба. Значит, материал здесь нужно собирать краеведческий, исторический. Создали коллектив, назвались фольклорным театром «Сибирский двор», — вспоминает руководитель театра «Сибирский двор» Галина Абрамова. — Жители сельские понесли старую утварь, расшитые полотенца, деревянные бочки. Есть у нас и старинная сузунская икона. Одних только фотографий собрано около тысячи. И ставим мы не спектакли, а картины из жизни, потому что обыгрываем их и проживаем вместе со зрителями, у нас и сцены как таковой нет. И принять мы можем не больше сорока человек, поэтому и фестиваль придумали. Проводим его на улице, чтобы людей больше пригласить: посмотреть, послушать, прожить этот день с нами, вспомнить своё детство, своих бабушек-дедушек.
В основу фильма-спектакля «Про бабу» — о том, «как бабы дом держали, как детей рожали, как в рекруты провожали», — легла история рода Бобровских, укоренённого в здешних краях. Галина Абрамова берёт за основу реальные истории, украшая их старинными песнями, побасенками.
— Нынешней весной я впервые проводила в Поротниково этнографическую школу в рамках международной студенческой конференции НГУ, — рассказывает Ирина Октябрьская. — По моей просьбе специально для участников школы Галина Ивановна со своим театром сделали спектакль с эффектом погружения, с мастер-классом и застольем. Во время спектакля я и поняла, что это нужно снимать. А когда с фотографом Виктором Боровских и оператором Татьяной Колесниковой приехала делать фильм, спектакль оказался совсем другим. Там были и уже знакомые песни, но это была другая история. Такая вот творческая импровизация. «Сибирский двор» играет разные спектакли. Клуб обычно полон людьми, и любой праздник превращается в коллективное творчество.
На крыльце избы-театра.
В народе Поротниково называют Чирухой, по имени местной речки — Чирушки, притока Оби. И жители, чирушане, говором своим повторяют: «а щё», «по щё», «защем»… Название деревня получила по фамилии одного из первопоселенцев. В 1701 году обосновались здесь, на берегу Оби, семьи Некрасовых, Малышевых, Поротниковых. Создали сначала отдельные «колоды», а потом и деревни образовались. А потом возникла Малышевская слобода.
— Вот здесь мы и собираем воспоминания о бывшей Малышевской слободе, колыбельные, басенки-куралесинки, песни застольные по разным случаям, какие-то истории из жизни, рецепты разыскиваем. Груздяные пельмени или редешные — уже и забыли, что такие были, а участница нашего коллектива Лидия Фёдоровна предложила и сама же приготовила, — продолжает Галина Ивановна. — Вот услышали мы приветствие: «Здорово ночевали, люди добрые!» Теперь у нас так фестиваль начинается, и все подхватывают. Или вот фраза ещё коронная фраза, потому что всем нравится: «Нищё, поносим мы с тобой ещё, Гальша, батистовы портянки…». После спектаклей подходят, плачут, благодарят. Вспоминают своих бабушек-дедушек, свою родню, свой дом.
Ещё не так давно Чируху-Поротниково называли умирающей деревней. Галина подростком слышала это название и всё мечтала побывать в деревне, где, по рассказам, росла «малина синего цвета» — ежевика. И так жизнь её развернулась, что в 1984 году приехала она в Малышево работать методистом в Доме культуры. По работе часто бывала в Поротниково. Всё ей казалось здесь необычным — и народ, и доброжелательное отношение, как в известном фильме «Дело было в Пенькове»: «От людей на деревне не спрячешься, нет секретов в деревне у нас…».
— Я загадала, что буду жить в этой деревне когда-нибудь. Так случилось, что в 1988 году я действительно переехала в Чируху. И детей вырастила, и внучки у меня здесь растут. У нас в деревне ребятишек мало: сейчас всего 12, — говорит Галина Абрамова. — Мы на юге Новосибирской области находимся, это почти Алтайский край. И вот этот колорит шукшинский, золотухинский и наш, заволокинский, хотелось показать. Вот и назвали мы фестиваль в честь знаменитого произведения Василия Шукшина — «До третьих петухов». Потому что в деревнях уже петухи не кукарекали. А к четвёртому фестивалю, который проходил в августе, наконец и в нашей деревне петухи закукарекали.
Сарафан и платок — сценическая одежда Галины Ивановны. В жизни руководитель этнотеатра — абсолютно современный человек, педагог, культработник; её любимый режиссёр — Эмир Кустурица. В коллективе — люди с состоявшимися биографиями. Среди жителей села и участников театра — русские, немцы, мордва, татары.
Потихоньку возвращаются люди в деревню. Восстанавливают дедовские подворья. Покупают старые дома под дачи, потом остаются зимовать, приживаются.
Фестиваль «До третьих петухов» в деревне Поротниково.
Фестиваль «До третьих петухов» в этом году состоял из традиционных дневной фольклорной части и вечерней — с песнями и танцами советского времени, с костром и картошкой. А на второй день, 26 августа, гости из Поротниково отправились в Бобровку, где в Доме культуры к этому времени собрались старожилы. Общаться с ними приехали студенты Института культуры и молодёжной политики НГПУ и Борис Проталин, собиратель фольклора, сотрудник Областного центра русского фольклора и этнографии. Четыре часа говорили, делали записи, осматривали музей Бобровки.
— Одна из тем нашего фестиваля — «Забытые деревни», где мы ежегодно представляем одну-две деревни, которых уже нет на карте. Россия всегда опиралась на деревню, — уверена Галина Абрамова. — Мы и представление показывали «Каков род — таков и народ» о сохранении родословной, а после по традиции угощали гостей. Как один гость сказал: «К вам надо людей привозить, чтобы показать, каким человек должен быть, показать лучшее в нём». Мы-то почему растеряли свою культуру либо сделали её матрёшечной, кукольной? А натуральная живая история может быть интересна, вокруг нас вертятся и ребятишки, и молодёжь. Нам лицо своё нужно сохранить, и сделать это можно, опираясь на память. С людьми давно говорят в основном на официальном языке, или с призывами, или с безысходностью. А стоит нам заговорить на народном языке да с прибаутками — все сразу становятся родными и в хоровод идут. Надо, чтобы не забывали деревню, чтобы в ней и петухи кукарекали, и коровки паслись, и ребятишки бегали.
Поддерживает фестиваль и Сузунская администрация. Каждый год он собирает всё больше участников и гостей, на представления фольклорного театра «Сибирский двор» приезжают группами на автобусах. Постепенно клуб превращается в «структурообразующее предприятие» маленького села. Сейчас задумали расширяться, в избе-театре появится пристройка с настоящей русской подовой печью, которую можно будет топить. Ещё бы решить вопрос дороги: от Сузуна до Поротниково чуть больше 20 километров грунтовки — глядишь, появится асфальт. Деревня уже стала одной из локаций местного туризма. В Сузунском районе сложился целый кластер фестивалей — «Сузунская миллионщина» и «До третьих петухов», плюс музейно-туристический комплекс «Сузун-завод. Монетный двор».
— В чём ценность этого театра? — задаётся вопросом Ирина Октябрьская и сама на него отвечает. — Он обозначает перспективы. Сохранение памяти села и фольклорный театр — это реальное социальное творчество. Оно не навязано, не предложено, а рождено самой жизнью. И фестиваль начинался с того, что просто ставили у клуба телегу, на которую каждый мог подняться и выступить. Обычно в фестивале принимают участие многие коллективы, в том числе фольклорная группа из села Мышланка — удивительная, известная с 1970-х годов. Она была одной из первых групп, записанных в Советском Союзе. Кстати, на первые фольклорные пластинки в 1970—1980-е годы записаны и песни сёл Бергуль и Белое в Новосибирской области. Народный хор села Мышланка очень любил наш знаменитый земляк — учёный, фольклорист Михаил Мельников. Сейчас поёт новое поколение, но в той же манере. Это и есть традиция. Этот канон нужно сохранять, на него нужно ориентироваться, но требовать от всех такого же исполнения нельзя. Человек вправе переосмысливать традицию, культура — это живой процесс, она должна опираться на творчество.
А нам остаётся добавить, что в нашей области действует государственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Новосибирской области, на 2015—2020 годы». Но, как говорится, на программу надейся, а сам инициативу проявляй и развивай.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА и Виктора БОРОВСКИХ