08.06.20

Испытание войной

Передвижная выставка произведений новосибирских художников-фронтовиков из фондов Художественного музея расскажет о войне и жизни.

Художники, прошедшие войну, старались уйти от травмирующих воспоминаний и обращали своё внимание на современников. 

Отправиться в путь они должны были ещё в апреле, но помешали известные обстоятельства. 20 репродукций подготовили для ежегодной акции «Поезд за духовное возрождение России». Духовно-просветительская акция проходит в нашем регионе не один год, её организатором выступает правительство региона. Каждый год она охватывает несколько десятков населённых пунктов — к примеру, в 2018 году их было 125. Помимо социально-медицинского обслуживания всегда готовится большая концертная и просветительская программа. Выставка «Под солнцем весны» должна была стать частью этой программы. И станет — только произойдёт это в ноябре.

А пока в Новосибирском государственном художественном музее (НГХМ), готовясь к предстоящему 24 июня параду Победы, сняли видеоэкскурсию по выставке, в которой новосибирские художники-фронтовики рассказывают о войне и жизни. Увидеть её можно на страницах НГХМ в «Фейсбуке» и «ВКонтакте». Репродукции картин выполнены в едином размере с сохранением пропорций произведений на листах ПВХ — лёгких и пластичных, чтобы выставка была мобильной, ведь ей предстоит проехать не одну сотню километров.

Скульптуры супругов Елены и Вадима Телешевых — своего рода гимн жизни.

На выставке представлены работы разных жанров и стилей.

Это лишь очень небольшая часть творчества художников, участвовавших в Великой Отечественной войне, которое хранит НГХМ. У каждого из авторов — своё воинское звание. Открывает выставку старшее поколение — красноармеец Серафим Кобелев (1913 — 1987). В перерывах между боями он сделал большое количество рисунков однополчан, в том числе этот набросок «Доброволец Отечественной войны, старый партизан Омаров» — боец с усами времён Гражданской явно обладает волевым характером и горячим темпераментом. Рядом ещё одна графическая работа — картина Ивана Титкова (1905 — 1993) «В штурме Кёнигсберга», написанная в 1975 году в неоклассическом стиле: громада дворца в полосах дыма и группа солдат, бегущих косяком за пушкой танка. Иван Васильевич был на фронте с июля 1941-го по 1945 год, служил артиллеристом-разведчиком гаубичной артиллерийской бригады, войну закончил в звании старшины, награждён двумя орденами «Красной звезды» (1942, 1945), сообщает страница в рубрике «Мемориал» на сайте Новосибирского отделения Союза художников России.

Скульптура Михаила Меньшикова «Истребитель танков».

На соседней фотографии — скульптура «Истребитель танков» Михаила Меньшикова (1922 — 1988). Основатель династии новосибирских художников (сыновья — Данила и Сергей Меньшиковы) был призван в 1940-м, служил в воздушно-десантной бригаде Юго-Западного фронта, был политруком роты, после ранения в 1942-м уволен в запас, награждён медалью «За отвагу». После войны окончил институт имени Репина, в своём творчестве опирался на традиции классической русской скульптуры. Его работы представляют героических людей, бескомпромиссных и сильных духом. И в этой скульптуре запечатлён человек за несколько мгновений до подвига.

— Всех художников, представленных на выставке, объединяет общее испытание — война. Историк, культуролог Елена Сенявская это фронтовое поколение особо выделяет в истории Отечества, называя его социально-культурным феноменом, — рассказывает куратор выставки Вячеслав Чимитов. — Для них характерно особое мировидение и мироощущение. Наиболее ярко отразилось это на сознании фронтовиков, родившихся в 1921–1923 годах. Они пришли на войну в 18-19 лет, ещё несформировавшимися личностями, на фронте прошли свои армейские университеты. Именно там у них формируются такие качества, как независимость, бескомпромиссность, безапелляционность суждений. Они вернулись победителями, но после войны начались проблемы с адаптацией в мирной жизни, потому что травма была слишком велика, — кто-то справился с ней, кто-то так и жил с этим годами.

Пронзительным воспоминанием о войне становится картина Петра Давыдова (1924 — 1976), участника битвы на Курской дуге, командира взвода, «Воспоминание о сыне» — постаревшие отец и мать разбирают письма погибшего сына. Они выглядят осиротевшими, одинокими людьми, горе которых не только не уменьшается, а всё сильнее с годами.

«Проводы зимы», Павел Поротников.

Говорить о травме и связанных с ней психологических переживаниях в то время было не принято, и часть художников сознательно уходили от темы осмысления войны. В эпоху урбанизации, когда в городах начинают решать жилищный вопрос, строятся хрущёвки, сельские жители устремляются в город, иные художники едут в деревни. Анатолий Пятков (1919 — 1982), Павел Поротников (1922 — 1998), Василий Хлынов и другие новосибирские художники в конце 1950–1960-х уехали в сельскую глубинку и создавали там пейзажи. В их картинах отражён лирический, а иногда эпический образ сибирской природы, эпизоды мирной деревенской жизни сибиряков. Единение природы и людского балагана на картине «Проводы зимы» старшего лейтенанта Павла Поротникова — продолжение традиции голландской живописи, где большую роль играют пейзаж и окружение, в котором существуют люди.

Были среди художников-фронтовиков и новаторы, для которых главным принципом стал поиск нового метода за рамками традиций соцреализма. Это в первую очередь такие авторы, как Александр Тришин (1922 — 2014), представитель сурового стиля в новосибирской художественной школе, и Николай Грицюк (1922 — 1976), работавший в стиле абстрактно-сюрреалистического авангардизма. Ставший легендой ещё при жизни, Грицюк видел Новосибирск не серым и хмурым, а ярким, цветным, жизнерадостным, он чувствовал ритм, дыхание молодого, энергичного города. И на выставке представлена одна из самых ярких его работ — «Солнечный день».

Справа — авангардный натюрморт Михаила Кременского.

Авангардные черты несёт и работа Михаила Кременского; родился он в Новониколаевске в 1901 году, живописец, график, много публиковался в известном и очень авангардном для своего времени журнале «Настоящее» в 1920–1930-х, погиб на фронте, под Ленинградом в 1942-м. Его изящный натюрморт с синей вазой несёт в себе черты и французского импрессионизма, и модерна, и символизма.

Репродукции, конечно, не передают всех нюансов произведений искусства, но общее впечатление составить помогут. С другой стороны, это посыл к тому, чтобы в будущем приехать, прийти и увидеть саму картину в музее, потому что передать цвет, свет, настроение и ещё какие-то очень тонкие настройки, саму энергетику автора может только оригинал, только личный диалог с предметом искусства.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика