22.11.18

Искусственный отбор

Мастера, дарители и выставки — как пополняет свою коллекцию Новосибирский Художественный музей, отметивший 60-летие?

На выставке «Новое. Избранное».

Новое. Избранное

Очередной этап своей истории Новосибирский государственный художественный музей отметил открытием выставки новых поступлений «Новое. Избранное», где представлено всё лучшее, что приобретено музеем с 2009 года. По словам директор НГХМ Сергея Дубровина, фонды музея пополнили свыше 1 000 произведений, выставка знакомит с наиболее яркими из них. 200 уникальных живописных и графических произведений, наиболее ранние датируются XVIII—XIX веками, а также выразительные образцы скульптуры, декоративно-прикладного искусства и современных художественных течений. Пополнение фондов финансируется министерством культуры Новосибирской области.

 

Одним из главных источников поступления произведений в коллекцию музея становятся выставки, которые организует музей. И в первую очередь это крупные выставочные проекты, как например, Новосибирская международная триеннале современной графики. — Проект этот существует с 1999 года, сначала как биеннале, с интервалом раз в два года, теперь форум проводится раз в три года, — рассказывает Светлана Голикова, заместитель директора по научной работе. — Его инициаторами стали наши коллеги — заведующий выставочным отделом музея в те годы Владимир Назанский, ныне работающий в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, искусствовед Светлана Борисовна Коган, уже ушедшая из жизни, а в те годы одна из самых ярких личностей художественной жизни Новосибирска. Идея проекта — показать новосибирским зрителям современные тенденции, стилистические и технические поиски, которые есть в творчестве известных, выдающихся мастеров всего мира — Европы, Азии, Америки, причём у нас были представлены страны и Северной, и Южной Америки, и Австралия принимала участие. Одним из условий проведения этих выставок стало поступление в коллекцию музея работ, которые художники по своему желанию приносят в дар нашему собранию.

 

Надо заметить, музей принимает в дар не все работы триеннале, а только часть. Благодаря этому проекту в коллекции музея сложилось новое направление — современные художественные течения, раньше такого фонда не было. Теперь он пополняется и с помощью иных больших выставок, показывающих творчество прежде всего зарубежных художников или фотохудожников. Выставка триеннале составляется из разных национальных, кураторских проектов, которые готовятся или искусствоведами, или художниками разных стран. Большая часть экспозиции уже демонтирована, но вот восточный раздел — проекты из Японии, Кореи и Таиланд — ещё можно увидеть, он экспонируется на 1-м этаже.

 

На 2-м и 3-м этажах — выставка «Новое. Избранное», с которой мы и начали наш рассказ.

 

В центре большого зала установлена скульптура Михаила Меньшикова «Сыны» — два мальчика в зимней одежде словно застыли в большом сугробе-мраморе. «Даниле здесь шесть лет, мне — пять. Скульптура стояла в мастерской отца, на площади Калинина, где сейчас штаб-квартира Союза художников, а потом Данила передал её музею», — рассказывает художник Сергей Меньшиков, представитель известной в Новосибирске художественной династии.

 

Михаил Меньшиков, «Сыны».

 

Среди новых поступлений и работа самого Сергея Михайловича — «Чистый вечер», которую у него приобрёл музей, ещё одну картину он передал в дар. На персональной выставке «Случай в мегаполисе» нынешним летом и эксперты, и зрители обратили внимание на картину «Такие вот дела», однако приобрести её музей не смог. «У нас не было такой финансовой возможности, надеемся, что в будущем она появится, потому что нельзя не согласиться, что это произведение действительно музейного уровня», — говорит Светлана Голикова.

Миллион на пополнение

Значительный процент от произведений, поступивших в фонды НГХМ за 2009—2018 годы, составляют пожертвования или дары авторов по итогам персональных выставок, а также закупки произведений у авторов. Другие частые способы поступлений — пожертвования и закупки у наследников или частных коллекционеров. Для закупки произведений графики устанавливается цена в среднем 5—30 тысяч рублей (в зависимости от автора, художественной ценности, времени создания работы). Средняя цена закупок живописи составляет 50—70 тысяч рублей, в индивидуальных случаях может быть и выше — например, стоимость картины уровня «Такие вот дела» как минимум на порядок выше. Скульптура и произведения декоративно-прикладного искусства закупаются по ценам от 30 до 100 тысяч рублей.

 

«В 2018 году правительством Новосибирской области в целях пополнения фондов музея работами высокого качества и поддержки новосибирских художников было увеличено финансирование государственного задания Новосибирского государственного художественного музея на сумму порядка 1 миллиона рублей на пополнение фондов», сообщает региональный минкульт. В нынешнем году музей приобрёл 40 произведений у десяти авторов, а также закупил пять произведений в антикварно-букинистическом магазине «Сибирская горница». Картину в дар музею, кроме Сергея Меньшикова, со своей персональной выставки передал Михаил Омбыш-Кузнецов. Ряд произведений поступил в качестве пожертвования от московского художника Валерия Сахатова. Картина «Последний шаман» магаданского художника Константина Кузьминых, украшающая сегодня экспозицию новых поступлений, была подарена автором музею после  Межрегиональной художественной выставки «Красный проспект». Дары поступили и от художников Евгения Дорохова (Омск), Виталия Орловского (Москва) и Андрея Тутунова (Москва).

Константин Кузьминых, «Последний шаман».

 

— В первую очередь, конечно, рассматривается художественный уровень конкретной работы. Художник или человек, который предлагает для приобретения произведение, представляет его на рассмотрение экспертной фондово-закупочной комиссии музея, которая оценивает, важно ли для музейного собрания конкретно это произведение, создаст ли оно в совокупности с другими работами новое направление в коллекции или же дополнит то, что в собрании уже имеется, — поясняет Светлана Павловна. — И тогда принимается решение сотрудниками и экспертами: мы с благодарностью принимаем дар или же отклоняем его. Часто сам музей выступает инициатором и обращается к автору или тому лицу, которое его представляет. Музейное комплектование подразумевает концепцию, у нас она достаточно традиционна.

 

Новосибирский художественный музей стремится в постоянной экспозиции представить историю развития русского и частично западноевропейского искусства, начиная от XVI столетия до сегодняшнего дня, и соответственно закрыть в существующие лакуны —дополняя коллекцию новыми именами или заполняя пробелы в периодах творчества того или иного автора. Второе важное направление — творчество сибирских художников ХХ века и современных сибирских мастеров, отражение развития местного искусства.

Сибирские боевые

Ещё одна художественная династия — отец и сын Копаевы — существенно пополнила фонды музея. Настоящей жемчужиной нынешней выставки новых пополнений стала живописная, невероятно энергичная картина «Горный Алтай. Катунский хребет. Закат» Андрея Копаева, оставшаяся в НГХМ после совместной выставки 2015 года. Ещё раньше, в 2010-м, его отец Владимир Копаев, прекрасный рисовальщик, пожертвовал свои работы, в том числе карандашный рисунок «Выздоравливающий» 1948 года: боец, лёжа на кровати, читает книгу; он спокоен, боль и страдания позади, скоро домой. И это то состояние, которым можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию с пополнением коллекции музея, — после «голодных 1990-х» и кризисных «нулевых» наконец появилась возможность пополнять фонда действительно ценными произведениями.

 

Андрей Копаев, «Горный Алтай. Катунский хребет. Закат».

 

Трудно переоценить вклад в коллекцию музея Натальи Касаткиной, дочери известного новосибирского архитектора Василия Касаткина.

 

— Заслуживает глубокого уважения деятельность Натальи Васильевны, которая стремится показывать наследие своего отца на выставках, они прошли на разных площадках — и в нашем музее, и в Городском центре изобразительных искусств, и в Новосибирском университете архитектуры и дизайна, — продолжает заместитель директора по науке НГХМ. — По результатам этих выставок и нашего общения с Натальей Васильевной в наш фонд поступило много рисунков Василия Александровича. Его графическое наследие в значительной мере посвящено зарисовкам архитектуры и градостроительных участков, которых в том облике уже и не существует, Новосибирска 1950—1970 годов. И эти произведения имеют большую не только художественную, но и документальную ценность для нашего города. А с недавней выставки весной этого года, которая была посвящена фронтовым рисункам художника — участника Великой Отечественной войны, мы получили всю эту часть наследия Василия Касаткина. Благодаря щедрому дару Натальи Васильевны в нашем музее формируется уже достаточно большой блок, рассказывающий таким способом о творчестве новосибирских художников-фронтовиков. Для нас это очень ценно и важно.

 

Среди крупных периодических проектов, благодаря которым пополняется фонд, нельзя не вспомнить Межрегиональную художественную выставку «Красный проспект», которая инициирована Новосибирским региональным отделением Союза художников России. В 2017 году она состоялась уже в третий раз, приобрела особо значимый масштаб и объединила художников не только регионов Сибирского федерального округа: свои произведения представили и уральские, и дальневосточные мастера, при этом не случайными и единичными работами, как это бывало прежде, а большими серьёзными разделами. Ещё одна выставка — «Арт-Новосибирск» — периодическая большая выставка, которую можно воспринимать как ежегодную отчётную в деятельности Союза художников. Другой интересный проект, который осуществляет Художественный музей, — серия персональных выставок «Персона Грата». За годы существования проекта новосибирские зрители смогли познакомиться с творчеством ярких узнаваемых художников Новосибирска и мастеров, живущих в Томске, Кемерово, Иркутске, Красноярске. Все эти выставки дают возможность получать либо приобретать произведения.

Пётр Верещагин, «Московский Кремль».

Известные неизвестные

22 ноября, в 15:00, в НГХМ откроется большой художественный проект «Новосибирск», посвящённый 85-летнему юбилею Новосибирского союза художников России. Выставки разместятся на трёх площадках, ещё в ГЦИИ и Арт-центре «Красный». Большую часть выставки на территории Художественного музея составят произведения из фондов музея, в том числе мастеров, которых уже нет в живых, начинавших свою деятельность в 1920—1930 годах. И эта ретроспектива даст представление о том пути, который новосибирское искусство прошло за это время, как сегодняшние мастера и их произведения «встречаются» с мастерами прошлого, есть ли в этом созвучия или противоречия. Эта часть проекта так и называется «Связь времён».

 

На прошлой неделе в НГХМ состоялась V Межрегиональная научно-практическая конференция «Современный музей в культурном пространстве Сибири». Традиция проведения конференций была положена в 2008 году. Сотрудники Художественного музея и их коллеги из других сибирских музеев делились результатами научной и исследовательской работы.

 

— Много докладов было посвящено исследованию музейных коллекций. Прежде всего, это результаты так называемой атрибуционной работы, или работы по выявлению авторства, датировок, определения точных названий произведений, истории их бытования — это и есть незаметная, часто неизвестная зрителям деятельность музея, — говорит Светлана Голикова. — И об этом, например, рассказывает небольшая фондовая выставка, которая тоже приурочена к юбилею нашего музея, — «Известные неизвестные». Она посвящена как раз этой долгой кропотливой работе музейных сотрудников, хранителей, которые определяют личность персонажей на самых разных портретах.

 

Материалы конференции будут изданы отдельным сборником в 2019 году, готовится к изданию и каталог новых поступлений НГХМ — двумя этими серьёзными изданиями музей подведёт итоги своего шестого десятилетия.

  

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up