09.03.17

Из любви к музыке

РОВЕСНИКИ ОБЛАСТИ В год юбилея НСО своё 80-летие отмечает и Новосибирская филармония, ставшая созвездием плеяд на культурном небосводе Новосибирска.

В музее Арнольда Каца.

15-го марта состоится концерт-открытие Четвёртого Транссибирского арт-фестиваля. Символично, что этот первый концерт фестиваля «Филармония — 80 лет вокруг света» посвящён юбилею Новосибирской филармонии, которая является главным партнёром Вадима Репина в организации и проведении фестиваля с начала его истории. По словам знаменитого музыканта, решающую роль в осуществлении замысла Транссибирского арт-фестиваля сыграл Новосибирский академический симфонический оркестр. В эти фестивальные вечера оркестр выйдет на сцену ГКЗ в пяти программах, в том числе 27 марта в программе «Федосеев — 85!», когда за дирижёрский пульт встанет легендарный маэстро Владимир Федосеев, худрук и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, народный артист СССР, солировать будет американский пианист с международной карьерой Николас Ангелич, прозвучат произведения Вебера и Брамса. В концертах фестиваля также выступят Филармонический камерный оркестр и Хоровая капелла.

 

Комета Станчича

История филармонии начала свой отсчёт 1 января 1937 года. Время было непростое, смутное, но основатели филармонии были полны надежд и лучших устремлений. Первый директор Иван Людвигович Станчич — хорват, связавший свою судьбу с Советской Россией, приехал в наш город в 28-м с молодой женой. Через пять лет он назначен начальником Управления Театрально-Зрелищными Предприятиями Западно-Сибирского края, одновременно учится на курсах Мейерхольда, способствует приезду в наш город многих замечательных актёров, в том числе Веры Редлих, ставшей в последствии знаменитым режиссёром театра «Красный факел».

В 34-м году Станчич организовывает симфонические концерты, по его инициативе  создаётся Первая музыкальная школа. Через год, в 1935-м, назначен директором театра «Красный факел», под его руководством к зданию бывшего Купеческого собрания пристраивается огромная по тем временам сценическая коробка. Он же организовал хоровую капеллу и учебную студию при ней, надеясь подготовить хористов к открытию здания оперы, которое ожидалось в 1938-м. Но мечтам этим не суждено было сбыться. «Станчич был “приговорён” ещё до начала массовых репрессий. Он был руководителем, и притом весьма заметным, он был иностранцем, а это сразу бросало на него более чем серьёзное подозрение. И, конечно же, он стал объектом доноса», — пишет в своей книге об истории филармонии Владимир Калужский, художественный руководитель Новосибирской филармонии с 1995 года, заведующий кафедрой истории музыки, профессор Новосибирской государственной консерватории.

Меньше чем через год после создания филармонии, в декабре 1937, Ивана Станчича арестуют и расстреляют, капеллу распустят, а её инспектору будет предписано срочно приступить к организации при филармонии коммерческого профессионального ансамбля массовой народной песни. Всего девять лет жизни в Новосибирске, а след от кометы по имени Иван Станчич виден до сих пор.

 

Публику нужно растить

С осени 1941 года Новосибирская филармония временно прекратила свою деятельность в связи с эвакуацией в Новосибирск Ленинградской филармонии. Но эти несколько лет рядом с выдающимися музыкантами и композиторами сказались на музыкальной жизни города, подняв её на новый уровень. Дирижёр Евгений Мравинский и блестящий лектор, эрудит, знавший больше 20 языков, художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский, формировали репертуарную политику симфонического оркестра из убеждения: публику нужно растить, а не давать ей незамысловатую, лёгкую музыку, которую она воспримет без труда. В итоге основой программ оркестра стали лучшие образцы европейской классики и сочинения современных советских композиторов. И если сначала на концерты  ходили лишь эвакуированные ленинградцы, то в скором времени залы стали заполнять и новосибирские слушатели. Новосибирск одним из первых в стране услышал произведения Дмитрия Шостаковича: в июле 43-го состоялась новосибирская премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии, а в феврале 44-го — премьера Восьмой симфонии. Несколько дней спустя в возрасте 41 года скоропостижно скончается Иван Соллертинский, его похоронят на Заельцовском кладбище, в память о друге Шостакович напишет Второе фортепианное трио, а на здании ДК им. Октябрьской революции, где в годы войны располагалась Ленинградская филармония, со временем появилась именная табличка. 

— Сегодня у нас есть своя симфоническая публика, поэтому и в наших симфонических абонементах звучит самая разнообразная музыка — классика, музыка XX и XXI столетий, самые разнообразные имена, есть, конечно, и легкомысленная музыка, скажем, к Новому году, в основном же это серьёзный диалог со слушателем. Если посмотреть программу Ленинградской филармонии, мы работаем примерно в одном ключе, — говорит Владимир Калужский. — У нас есть музыка, которую очень любят слушатели, и есть произведения забытой или незаслуженно отринутой высокой классики. Есть программы для подрастающего поколения, которые включают в себя разную музыку. Два года тому назад мы начали цикл концертов для детей «Композиторы-путешественники». Своего рода сериал, в котором композиторы представлены как люди много путешествующие: кто в карете, кто в поезде, кто на самолёте — Моцарт, Мендельсон, Прокофьев.

 

Лицо сибирской музыки

В 1942 году в Новосибирске вокруг Ленинградской филармонии начали группироваться эвакуированные композиторы и музыковеды — Георгий Свиридов, Кирилл Молчанов, Матвей Блантер, Оскар Фельцман и другие. Это позволило осуществить довоенную идею — создать в городе композиторскую организацию, что и было сделано 25 января 1942 года. Объединение авторов Западной Сибири, Хакасии и Алтая стало самым крупным в регионе, и вот уже 75 лет оно определяет лицо сибирской музыки. 
В честь этой праздничной даты в Новосибирской филармонии проходит цикл концертов, где звучат сочинения сибирских композиторов.

— Сегодня организация объединяет 31 композиторов. Многие из них работают в театрах: музкомедия ставит мюзиклы Андрея Кротова, сам он работает в театре «На левом берегу»; Роман Столяр трудится в театре «Глобус»; Андрей Попов — в «Красном факеле»; много лет работает в Областном театре кукол Владимир Натанзон. Очень важно найти исполнителей, которые бы продвигали твою музыку. У нас был уникальный случай — мюзикл «Кентервильское приведение» молодого композитора Андрея Молчанова был поставлен на сцене Оперного театра, — говорит Владимир Калужский, председатель Сибирской организации Союза композиторов России. — Учитывая приближающиеся международные события, 8 марта, надо отметить, что в новосибирском союзе немало женщин-композиторов — Ираида Сальникова, Елена Демидова, Елена Джагарова, Оксана Сереброва.

 

Страсть к дирижированию

К отъезду ленинградцев, в апреле 1944 г., начался период восстановления Новосибирской филармонии. В штат её вошёл Сибирский русский народный хор, были созданы эстрадный отдел, Театр чтеца, музыкально-литературный лекторий, в Новосибирск с гастролям приезжали ведущие музыканты страны. С симфоническими концертами выступал объединённый оркестр радиокомитета и оперного театра.

Совершенно иной масштаб симфонические концерты обрели с образованием в 1956 году Новосибирского симфонического оркестра. Его создатель, лауреат Государственной премии России, народный артист СССР, профессор и легенда Новосибирска Арнольд Михайлович Кац так вспоминал о своём детстве: «Я бакинец — родился и вырос в Баку... Отец мой был врачом. И мне в детстве казалось, что он втайне мечтал, чтобы я пошёл по его пути. Но победила музыка — мне нравилась скрипка… Наша семья была поистине трудовая…Работа, предельная занятость — вот стиль жизни моих родителей, вот та закваска, что впоследствии определила довольно трудную черту моего характера — неумение праздно отдыхать, бездельничать». Во время войны он был призван в армию. С войсками дошёл до Берлина. И только в 1949 окончил консерваторию — как скрипач. Ему страстно хотелось дирижировать, «во что бы то ни стало», но прошло много лет, прежде чем он получил право руководить оркестром. Об этом и многом другом могут поведать экспонаты Музея имени Арнольда Каца в Государственном концертном зале его же имени. Музей начинает работу за час до концерта, а закрывается после антракта. 

Сегодня Новосибирский государственный симфонический оркестр  возглавляет триумвират: художественный руководитель и главный дирижёр Гинтарас Ринкявичус, главные приглашённые дирижёры Томас Зандерлинг и Фабио Мастранжело. Уже известно, что с начала нового филармонического сезона, в сентябре этого года, художественным руководителем и главным дирижёром станет Томас Зандерлинг, немецкий и российский дирижёр, родившийся в Новосибирске в 1942 году, в семье дирижёра филармонического оркестра Ленинградской консерватории Курта Зандерлинга.

— Действительно, контракт маэстро Ринкявичуса истекает в конце текущего концертного сезона. Мы очень благодарны маэстро за те 10 лет, что он возглавлял оркестр. Он руководил коллективом в тяжёлое время — когда внимание было приковано к тому, как будет жить и развиваться коллектив после ухода из жизни своего создателя, маэстро Каца. Было много больших, знаковых событий, были большие и успешные гастрольные туры, был успех и главное — было развитие, — говорит Владимир Калужский. — Мировая практика такова, что дирижёры в оркестрах меняются. Случай, когда Арнольд Михайлович руководил коллективом на протяжении 50-ти лет — уникальный, один из немногих в истории. Сейчас же все — и оркестр, и дирижёр — сразу знают, на какой срок заключен контракт. Все понимают, что он истечёт и после этого для каждого из них будет открыта новая страница.

Решение о назначении новым главным дирижёром Томаса Зандерлинга принято художественным советом оркестра. Контракт заключён на три года.

 

Наше время

6 марта в 12 часов дня артисты ансамбля «Маркелловы голоса» во главе с их руководителем Игорем Тюваевым устроили флешмоб в переходе метро станции «Площадь Ленина». Акцию музыканты приурочили к наступающему Международному женскому дню и 80-летию Новосибирской государственной филармонии. Артисты ансамбля смешались с толпой, а затем один за другим, запели композицию из африканского фольклора — Lion Sleeps Tonight (из мюзикла Элтона Джона «Король Лев»), и песню Kuo. Во время исполнения волонтёры филармонии дарили потрясённым женщинам, остановившимся послушать пение, тюльпаны.

«Акустика здесь очень хорошая, прозвучало, по-моему, всё прекрасно. Мы сознательно выбрали два номера из африканского фольклора — потому что мы все так измучены зимой, нам всем так не хватает тепла и солнца, что мы решили именно эти ощущения подарить женщинам», — говорит Игорь Тюваев, худрук ансамбля «Маркелловы голоса».

Сегодня Новосибирская государственная филармония — крупнейшая концертная организация России. Она объединяет 19 творческих коллективов, каждый из которых подобен планете со своей особой орбитой в единой системе координат — Новосибирской филармонии. Вместе они дают более 2000 концертов в городе и области, самой разной направленности — классические и джазовые, эстрадные и фольклорные, музыкально-литературные и образовательные.

— Мы назвали наш юбилей «Филармония — 80 лет вокруг света». Понимать это можно и буквально, как наши поездки по разным странам мира. К юбилею составили карту, на которой отмечены места, где ступала «наша нога». Оказалось, это действительно почти кругосветка. От Аляски, где побывал Вокальный ансамбль Павла Шаромова, и Канады, куда выезжал фортепианный дуэт Геннадия Пыстина и Дмитрия Карпова, до Тайваня, где выступал ансамбль ранней музыки «Insula Magica», и Японии, в которой побывали «Новосибирская камерата» и симфонический оркестр. Среди гастрольных поездок — страны Южной Америки и Азии, я уже не говорю о Европе. Несколько лет тому назад в Париже побывал Русский академический оркестр. Сейчас вот «Маркеловы голоса» вернулись из Южной Кореи. Планируется ещё целый ряд поездок, — замечает Владимир Михайлович. — Кроме того, та музыка, которая у нас звучит, тоже своего рода путешествие вокруг света, потому что мы представляем музыкальный мир как явление многообразное и нам подвластное. Наконец, люди, которые к нам приезжают: это может быть дирижёр из Китая, певец из Польши, солист из Италии. Мы сейчас готовимся встречать гостей Транссибирского арт-фестиваля, и уже работаем на Рождественский фестиваль, который состоится в декабре, есть вероятность, что к нам приедут хоровые коллективы из Канады, Южной Кореи и, конечно, наши российские коллеги. Одним словом, на месте мы не стоим, постоянно развиваемся и расширяем границы.

 

Автор Марина ШАБАНОВА
Благодарим за предоставленные материалы Новосибирскую филармонию и лично Марину МОНАХОВУ.
Фото Валерия ПАНОВА, Ростислава НЕТИСОВА

back
up