Идём на Восток
Рецепт блинов для Китая и осетровая ферма для Таиланда — особенности ведения бизнеса в странах Азии обсудили на СЭФ-2018
На бирже контактов закладываются основы будущего делового партнёрства.
Сибирский экономический форум отметил первую круглую дату — 22 и 23 ноября он в пятый раз прошёл на площадках выставочного комплекса «Новосибирск Экспоцентр». СЭФ, прошедший под девизом «Делаем бизнес с Азией», собрал бизнесменов из сибирских регионов и их потенциальных партнёров из Китая, Вьетнама, Кореи, Японии и других стран. Организаторы, в числе которых министерство экономического развития и министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, позиционировали форум как «деловой портал в Азию».
После торжественного открытия, сопровождавшегося мощными барабанными ритмами в исполнении участников ансамбля «Маркелловы голоса», началась панельная дискуссия на тему «Что Азия нам готовит и к чему готовиться нам: надёжный поставщик или богатый и разборчивый покупатель?»
Открыл обсуждение руководитель Центра поддержки и защиты экспортёров в Российско-китайской палате Валерий Кайгородов. Он отметил, что сегодня в сознании многих ведение бизнеса с Азией чаще всего означает — с Китаем. В то же время информация о России в этой стране до сих пор очень скудная, отметил он:
— Мы всё ещё в начале пути построения знания о России в Китае. Знания нашей истории, традиций, кулинарных рецептов крайне мало. Они знают, что есть такие продукты, как сгущёнка, масло и мука, но мало кто знает, какие вкусные блины из этого получаются.
Информация о конкретных рынках Китая у российского бизнеса очень фрагментарна, считает эксперт, подчёркивая: нельзя воспринимать эту страну как огромный рынок, где все голодные и раздетые. Это очень богатый, избалованный рынок, на котором мы конкурируем не между собой, а со всем миром, со всеми знаменитыми брендами, и местечковый подход здесь неуместен.
Возможности для проникновения на китайский рынок есть, обнадёжил Валерий Кайгородов. Новые привычки потребления формируются, но эти ниши активно занимают западные компании, ещё три—пять лет — и «корзина» будет заполнена. Поэтому нужно отвоёвывать позиции в каждой категории. Возможности до сих пор пока ещё широки, но мы их мало используем и мало знаем о том, что действительно происходит в Китае, резюмировал эксперт.
Валерий Кайгородов также коснулся вопроса подделок под российскую продукцию — на полках китайских магазинов нередко встречаются псевдороссийское мороженое, кондитерские изделия, другие товары, поэтому совершенно необходимо разрабатывать механизм защиты наших торговых марок.
Новосибирск находится точно посередине между Москвой, Пекином и Дели — с этого наблюдения начал своё выступление директор института исследования развивающихся рынков бизнес-школы «Сколково» Алексей Калинин. При этом если Китай в российских бизнес-медиа представлен довольно хорошо, то Индия остаётся загадочной. Он привёл традиционные представления об Индии: бедная страна, где поют, танцуют и есть чай «со слоном». В то же время у неё можно научиться многому, подчеркнул эксперт. Так, объём IT-отрасли составляет $160 млрд, 60% продукции идёт на экспорт, рост — более 15% в год, автопром — $140 млрд, ежегодный рост — 10%. Индия — третий с мире производитель фармацевтики, объём — $35 млрд, 60% — на экспорт, темпы роста — до 20%. Кроме того, это страна молодая (почти половина населения младше 25 лет) и очень умная. Конкурс на места в лучших вузах составляет до 10 тысяч человек на место, и одна из главных статей индийского экспорта — «мозги». Так что Индия — страна инновационная, креативная, предельно экспортоориентированная и конкурентоспособная. Но Россия заходить на индийский рынок не торопится, хотя, подчёркивает Алексей Калинин, «если мы понимаем, что запоздали в Китай, мы ещё не запаздываем в Индию». Перспективные направления сотрудничества — ВПК, космонавтика, энергетика, железные дороги, удобрения.
Эксперт-практик, преподаватель Высшей школы бизнеса МГУ им. Ломоносова Сергей Шапошников, рассказавший об особенностях ведения бизнеса в Японии, тоже начал с устойчивых российских стереотипов:
— Что мы знаем о Японии? Гейши, сакура, самураи, саке. Япония — очень закрытая страна, и войти туда с нашим продуктом очень сложно.
Он напомнил, как складывались отношения с Японией в эпоху СССР, когда Леонид Ильич Брежнев приглашал к нам японцев со своей продукцией, взамен обещая ресурсы. С тех пор ничего не изменилось, констатировал эксперт: хватит десяти пальцев, чтобы сосчитать российские компании, работающие на японском рынке, при этом большинство из них — в составе совместных предприятий. Сейчас, когда на повестке дня стоит вопрос о заключении с Японией мирного договора, экспорт и импорт должны вырасти, предположил Сергей Шапошников. А поскольку японцы очень опасаются, что Китай и Корея могут занять их позиции на мировом рынке, наша страна для них — идеальное место для экспансии.
Россию и Вьетнам связывает богатая общая история, отметила, начиная свой рассказ об особенностях вьетнамского рынка, заместитель председателя общества российско-вьетнамской дружбы Регина Бударина. Интерес вьетнамских и российских предпринимателей друг к другу очень велик, но при этом товарооборот «позорно низкий», отметила она: в 10 раз меньше, чем с США, и почти в 20 раз — чем с Китаем. В то же время существует очень большой запрос на российские древесину, алюминий, медь, лекарственное сырьё, удобрения, зерно, подсолнечное масло, но бизнесменам двух стран нелегко найти друг друга, отметила эксперт.
Таиланд знаком многим прежде всего как место для отдыха. В то же время тут открываются богатые возможности для российского бизнеса, рассказал член исполнительного комитета Тайско-российской торговой палаты Никита Деркач. В частности, управление по инвестициям тайского правительства даёт инвесторам такие преференции, как освобождение на 10 лет от уплаты налога на прибыль, возможность владения землёй и 100% капитала компаний, созданных в Таиланде. В трёх провинциях выделены большие участки земли под развитие бизнеса — с инфраструктурой, подведёнными железнодорожными путями и аэропортом поблизости. То есть Таиланд готов во всеоружии принять инвесторов. Никита Деркач привёл примеры реализованных здесь российских инвестпроектов. В их числе — действующая уже пять лет осетровая ферма и самый большой в Таиланде аквапарк.
Зал презентаций Новосибирской области стал местом проведения инвестиционных сессий «Сибирь — территория возможностей». 22 ноября свой потенциал демонстрировали китайским бизнесменам представители сибирских территорий. Гости, в свою очередь, рассказали о том, какие товары могут войти на рынок Поднебесной и каким запросам они должны удовлетворять. В числе предъявляемых требований — длительные сроки годности, акцент на натуральные ингредиенты, цены не выше китайских в этом сегменте, удобная упаковка. Представитель одной из китайских фирм рассказала о первом опыте поставок на рынок российских чипсов, по результатам которого можно обозначить конкретные проблемы при взаимодействии с экспортёром. Помимо языкового барьера, к ним относится разница в привычках к общению: китайцы предпочитают решать деловые вопросы не по e-mail, как часто делается в России, а в чате, в режиме реального времени. Продукцию стоило бы ввозить в экспортной упаковке с информацией на китайском языке, а поставки планировать так, чтобы не попасть под длительные новогодние каникулы.
На СЭФ также обсудили проблемы финансовых взаиморасчётов с контрагентами, аспекты таможенной работы и логистики, особенности экспорта и импорта в азиатском исполнении. Прошли мастер-классы по работе со странами Азии с учётом их национального менталитета, круглые столы по перспективам рынков, защите экспортёров, налоговой политике. Работала биржа контактов, где потенциальные импортёры и экспортёры могли найти друг друга.
На форуме было немало тех, кто с его помощью уже приобрёл новых деловых партнёров в предыдущие годы. Можно предположить, что и нынешняя встреча в Сибири не только запомнится её участникам, но и поможет развитию их бизнеса.
Слушатели знакомятся с особенностями выхода на китайский рынок.
Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА