13.11.19

Игра ва-банк

Сергей Афанасьев объяснил, почему он написал заявление об увольнении и при каком условии он может его забрать.


Новосибирская общественность бурлит: бессменный худрук Городского драматического театра Сергей Афанасьев заявил о своей отставке — неужели Год театра заканчивается в столице Сибири грандиозным фиаско?

 

Театр Афанасьева (а именно так называют в народе ГДТ) был создан 20 марта 1988 года — именно тогда в Доме актёра вокруг талантливого режиссёра собрались блестящие выпускники педагога Новосибирского театрального училища Владимира Граната. Самым громким заявлением молодого театра стал спектакль «Звёзды на утреннем небе» — и не потому, что в нём говорилось о нелёгкой судьбе секс-работниц, а по той причине, что такой же спектакль был одновременно поставлен в «Красном факеле» Владимиром Гранатом. Афанасьева нарекли в театральных кругах «выскочкой», но он был занят поиском новых форм и смыслов, поэтому не стал обращать внимание на ворчание «аксакалов» сцены. Из Дома актёра в 1989 году театр переехал в «Кобру» (Клуб им. Октябрьской революции) и своими силами превратил обычный кабинет в культовую сцену, где были поставлены знаменитые «Гамлет» и «Чайка». Все были молоды и надеялись, что скоро, как в той знаменитой сказке, рассказанной Алексеем Толстым, золотой ключик откроет потайную дверь и труппа обретёт свой дом.

 

Но не случилось. В середине 90-х театр переехал в полупустой кинотеатр «Победа», затем в подвал на Вокзальную магистраль, пережил очень странную историю со строительством своего здания на Серебренниковской, подарил городу и миру череду замечательных спектаклей, прославил Новосибирск на престижных фестивалях, получил в 2017 году в «собственность» разрушенный кинотеатр «Пионер», а сейчас, видимо, переживает трагический финал. Как сказал сам Сергей Николаевич, его уже можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса по количеству недостроенных театров…

 

12 ноября Сергей Афанасьев собрал пресс-конференцию, чтобы официально объявить о своём увольнении с должности художественного руководителя Новосибирского городского драматического театра — в разгар сезона, после премьеры своего спектакля «Горе от ума». Накануне по городу поползли слухи, что, мол, к этому шагу режиссёр готовился давно, все ведущие актёры, на которые ходила публика, ушли и в театре системный кризис.

 

— Я хочу, чтобы вы меня очень точно услышали, — сказал Сергей Афанасьев. — Именно этого я хочу и от нашей власти, от моего непосредственного начальства. Я не хочу кого-то клеймить, я не хочу кого-то учить жить, я не хочу протестовать. Я очень неконфликтный человек. Тот факт, что уже 30 лет и полтора года я молчу и ни разу в жизни не позволил себе никакого выступления против моих учредителей, говорит о том, что я человек законопослушный, миролюбивый и компромиссный, который предпочитает и умеет всегда договариваться. Но, к моему сожалению, отпущенный мне ресурс сил и терпения закончился.

 

Заявление об отставке режиссёр направил руководителю департамента культуры мэрии Анне Терешковой и главе города Анатолию Локтю. Главная причина увольнения — отсутствие нормальных условий для работы теат­ральной труппы. За три десятка лет театр сменил четыре площадки и последние 17 лет арендует подвал и часть этажа в семиэтажном жилом доме с административными помещениями на Вокзальной магистрали. По соседству с театром «живут» бутики дорогой одежды, где, в отличие от ГДТ, в основном малолюдно. На первом театральном этаже, на площади около 30 кв. м, располагается гардероб, стол администратора и один рабочий кабинет. Эти «роскошные площади» театр арендовал у владельца компании «Никомед» Александра Большакова.

 

— Моё терпение закончилось по одной простой причине, — говорит режиссёр. — Завершается Год театра. Вы помните, как он начинался. В феврале случилось большое собрание по поводу театрального марафона, где было принято и озвучено решение о том, что Министерство культуры Российской Федерации берёт на себя обязательство финансировать реконструкцию здания театра «Пионер» для размещения там Городского драматического театра. Естественно, у меня в очередной раз — в очередной, подчёркиваю — выросли крылья, и я подумал, что вопрос мы наконец-то решили.

 

По словам Сергея Николаевича, реконструкцию «Пионера», из которого бывшие арендаторы вынесли всё и даже часть фундамента, планировали начать даже не в 2020 году, а с июля нынешнего года. Ремонт планировали по жизнеспособной схеме: правительство НСО выделяет из своего бюджета деньги (это порядка 450 миллионов рублей), по окончании работ федералы возмещают расходы. Но в октябре исполняющий обязанности министра культуры на вопрос режиссёра: «А почему такая пауза?» — ответил, что было решено перенести реконструкцию на 2022‑2023 годы. Сергей Афанасьев, конечно, расстроился, но потом сам себя уговорил: мол, надо свою психофизику перестроить — буду работать в подвале.

 

Но две недели назад Александр Большаков решил, что его франшизе тесно и объявил, что хочет забрать под свои нужды занимаемое театром помещение на первом этаже. И предложил режиссёру «раздевать» зрителей сразу в подвале. «Это не только усложняет жизнь театра, это вызывает ощущение невозможности присутствия там зрителя. Он перестанет ходить туда, где нельзя нормально раздеться, сходить во время антракта в туалет, где нет условий», — вздыхает Афанасьев. На вопрос журналистов: «А может быть, начать переговоры с хозяином франшизы?» — отвечает, что «тому начхать и на театр, и на искусство в целом».

 

Вице-мэр Анна Терешкова официально заявила, что заявление об увольнении Сергея Афанасьева не подписано, что это всё «влияние эмоционального момента» и мэрия надеется найти с режиссёром компромисс. «Есть договорённость, что до марта 2020 года театр будет занимать площадь здания в полном объёме. А если площадь и будут сокращать, то гораздо меньшую. В любом случае до полной реконструкции „Пионера“ мы найдём помещение, в котором театр Афанасьева будет работать», — говорит Терешкова.

 

Но сам Сергей Николаевич не настроен на столь радужные перспективы. Подвал на Вокзальной магистрали давно себя изжил — и с технической стороны, и с эстетической. Это помещение не приспособлено для полноценной работы, там отсутствует вентиляция, не выполнены требования противопожарной безопасности и много других проблем. Да и творчески высказываться уже хочется не на пустой сцене с тремя стульями, а с возможностью использовать для этого все современные приспособления. Театр, конечно, горазд на атмосферные находки, но надо, чтобы они были не от бедности, а только по велению творческой мысли.

 

— Если в ближайшее время для театра будет найдено помещение, то я заберу заявление, — сказал режиссёр. — Да, я пошёл ва-банк, но не вижу никакого выхода. Я не могу больше нести ответственность за моих людей. Труппа, конечно, в шоке, но она в прекрасной творческой форме, поэтому справится с моим уходом.

Фото Евгении БУТОРИНОЙ

back

Новости  [Архив новостей]

up