14.05.19

Золотая дюжина

Замахнуться на киношедевр, пригласить культовые спектакли на фестиваль «Другие берега» и мечтать о новом здании театра на отведённом гектаре — всё это директор и худрук Новосибирского музыкального театра Леонид КИПНИС

Леонид Михайлович Кипнис в 1975 году окончил актёрский факультет Новосибирского государственного театрального училища, затем факультет театроведения Ленинградского государственного института театра, музыки и кино в 1981 году и аспирантуру в 1986 году. Одновременно с обучением в институте начал работать в Новосибирской государственной филармонии, сначала чтецом, а затем художественным руководителем. С 1995 года является директором и худруком Новосибирского музыкального театра. За это время театр стал обладателем 12 «Золотых Масок». Заслуженный артист России. Член Совета Ассоциации музыкальных театров. Член Экспертного совета по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина при Уполномоченном по правам человека в Новосибирской области. Член жюри Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла им. В. А. Курочкина.

Рискованные каникулы

— Леонид Михайлович, одно из главных событий нынешнего сезона в театре — рекордное количество номинаций на «Золотую Маску» — девять, две из них победные. Трудно было их получить?

 

— Конкурентов у нас было много, мы обошли столичные театры. Церемония вручения «Золотой Маски» проходила на Исторической сцене Большого театра. Это само по себе знаковое событие, эта сцена — намоленное место, куда каждый артист мечтает ступить. Так что, когда ведущие объявили, что главный приз за лучший спектакль достаётся Новосибирскому музыкальному театру за мюзикл «Римские каникулы», я позвал всех наших ребят, кто участвовал в мюзикле и был в зале, и мы вышли на сцену большим составом. Зал взорвался аплодисментами. Было очень приятно.

 

— За время вашего руководства это двенадцатая «Маска». Могло быть и больше?

 

— Да, золотая дюжина. Мы ездили на фестиваль гораздо большее количество раз, но не всегда получали премию. Где-то, может быть, обоснованно не получали, иной раз — не совсем. Всё-таки это своего рода лотерея. Для меня важна даже не сама церемония и выход на сцену, а участие в фестивале. Сам факт выдвижения — уже награда, а нас экспертный совет выдвинул по нескольким номинациям. Многие театры, имеющие гораздо больший опыт, могут только мечтать о таком. Мы же по количеству «Золотых Масок» опередили и московскую, и питерскую оперетты, а среди региональных театров нашего жанра в этом смысле с нами может сравниться только Свердловский театр музыкальной комедии.

 

— Поставить мюзикл — это была ваша идея. И авторы наши — новосибирцы Андрей и Нонна Кротовы, композитор и либреттист, их спектакли «А зори здесь тихие» и «Вий» с успехом идут не первый год. Но фильм с таким шлейфом… Мероприятие было рискованным?

 

— Действительно, фильм «Римские каникулы» с участием Одри Хепбёрн и Грегори Пека в своё время был культовым, с колоссальным количеством кинофанатов. Кто-то приходил полюбоваться на Одри — прекрасная внешность и удивительный актёрский талант, кто-то, в основном женщины, был без ума от Грегори Пека. Казалось бы, непритязательная лав стори, но в ней есть особая магия.

 

И я подумал: а почему бы не рассказать эту историю языком мюзикла. Пригласил чету Кротовых и предложил им: ребята, а не замахнуться ли нам на святое?! Честно сказать, они сначала опешили, потому что соревноваться с итальянским кинематографом — та ещё история, ушли думать, а через некоторое время позвонили и сказали, что уже начали работать. Для реализации замысла я пригласил постановочную группу, с которой мы делали предыдущий спектакль: молодого режиссёра, очень талантливого и перспективного, чувствующего, что сегодня нужно зрителю, Филиппа Разенкова; замечательного балетмейстера Татьяну Безменову; художника-постановщика Елену Турчанинову; художника по свету Ирину Вторникову; над музыкальной составляющей работал наш главный дирижёр Александр Новиков. Получилась очень творческая команда. Так родился спектакль, который произвёл впечатление и на зрителей, и на экспертов.

Рим и Венеция

— На этот спектакль и весь проект, посвящённый Году Италии в России, театр получил самый крупный в стране грант. Как вам это удалось, поделитесь секретом?

 

— Почти 14 миллионов рублей; даже театр «Современник» получил гораздо меньше. Видимо, мы были убедительны в описании проекта. Кроме того, наш театр хорошо известен в Министерстве культуры РФ. Мы принимали участие в фестивале «Видеть музыку», который проводила в Москве Ассоциация музыкальных театров России, объединяющая 56 музыкальных театров, включая оперные; наш спектакль «Восемь любящих женщин», показанный на сцене «Новой оперы», был признан одним из лучших. По решению правления ассоциация направила в Минкульт ходатайство с просьбой о выделении нам такого гранта. Было принято во внимание и то, что театр участвует в фестивалях, имеет немало наград, известен в России. Правда, очень долго тянулась история с самим получением гранта: мы столкнулись с колоссальным бюрократизмом, требовалось немало документов, их прохождение задерживалось.

 

— За это время уже были созданы «Римские каникулы», на постановку которых вы рассчитывали получить грант.

 

— Да, оставался другой проект — оперетта Штрауса «Ночь в Венеции». Этот спектакль тоже был очень дорогостоящим, и, когда нам всё-таки дали грант, мы смогли осуществить и эту классическую постановку. Получилось, что мы охватили два самых знаменитых города Италии — Рим и Венецию.

Пустячка недостаёт

— Наши театры нередко жалуются на то, что им не хватает средств на поддержание материальной базы. В вашем случае, похоже, грех жаловаться. Или ремонт крыши, обновление фойе и строительство пристройки — всё связано с юбилеем?

 

— На юбилей особых денег не поступило. Зато помощь регионального министерства культуры даёт нам возможность провести осенью фестиваль новых музыкальных проектов «Другие берега», третий по счёту. Этот форум отличает масштабное представительство: мы приглашаем к участию крупные столичные и региональные театры, и не с антрепризными постановками на 5-6 артистов, а с полноценными спектаклями, где заняты солисты, хор, оркестр и балет. Состав участников в каждом спектакле — более ста человек. Подобных фестивалей в России мало. Конечно, мы сами такое не потянули бы. Министерство культуры области и правительство региона выделяет на это серьёзное финансирование, осознавая, что Новосибирск находится в эпицентре театральной жизни России. Кстати, поздравить нас с юбилеем, который мы отмечали в феврале этого года, приезжали представители из 11 российских театров, в том числе московская и питерская оперетты.

 

— По количеству и составу театров-участников фестиваля вы уже определились?

 

— В течение фестивальной недели новосибирский зритель увидит семь спектаклей, все они культовые. К примеру, Санкт-Петербургский музыкальный театр «Карамболь» привезёт мюзикл «Шербурские зонтики» Леграна. Среди участников — Московский театр мюзикла и театр имени Пушкина, Санкт-петербургский театр музыкальной комедии. Готовим и мы свой новый мюзикл «Отпетые мошенники».

 

— Недавно в новое здание переехали постановочные цеха. Эта модульная пристройка позволила разгрузить здание театра и подготовиться к предстоящему приёму гостей?

 

— Мы строили на паритетных началах с региональным министерством культуры, вложив и свои деньги. Но это, конечно, полумера. Наш театр создавался 60 лет назад на базе летнего паркового кинотеатра. Основным в здании был зрительный зал, все вспомогательные помещения пристроены. И вот эти временные сооружения существуют уже столько лет! Театр жизненно нуждается в новом здании. Несколько лет назад с помощью областной администрации мы заказывали специальный проект, который прошёл ряд экспертиз. Конечно, это дорогостоящий проект, но, если сравнить с теми аренами, которые строятся в Новосибирске и других городах страны, не такие это большие деньги. Театр оперы и балета в нашем городе строили в годы войны, и мы сегодня гордимся этим зданием. Не каким-то спортивным сооружением, а оперным, потому что театры определяют духовную жизнь страны.

 

Кстати, это уже не первый проект по строительству нового здания театра, в 1980-е годы проект новосибирских архитекторов Скоробогатько и Михайлова получил несколько премий на конкурсах. Но, как это всегда бывает и как поётся в оперетте «Летучая мышь»: какого-то пустячка недостаёт. Этим пустячком оказались деньги… Если бы мы были уверенны, что нам построят новое здание, нам бы и в голову не приходило думать над тем, чтобы сооружать какие-то пристройки.

Хорошая музыка

— Радио «Музком» — ещё один прекрасный проект театра. Не кажется ли вам, что хорошей музыки в пространстве даже такого театрального города, как Новосибирск, всё-таки не хватает?

 

— Я очень рад, что в нашем театре есть такие энтузиасты, как солист Вадим Кириченко и его супруга — руководитель литературно-драматической части Любовь Кириченко, которые придумали Радио «Музком» и вот уже десять лет занимаются им. Слушать наше радио можно по всему миру. Как-то несколько лет назад, находясь в Тунисе, я сам через смартфон вдруг наткнулся на радио «Музком». В прошлом году наше радио стало победителем премии Offstage Awards. Его слушают и любители, и театральные критики. В эфире звучит не только музыка и фрагменты спектаклей, есть свой театральный вестник с новостями о других театрах Сибири. Так музыкальное пространство становится ближе.

 

— Как привести в театр новое поколение?

 

— Мы такой проблемы не знаем. Вы даже не представляете, какой бывает приток зрителей на наши детские спектакли — впору строить филиал в виде детского музыкального театра. Наш театр, пожалуй, имеет самое большое количество детских спектаклей в городе, кроме театра кукол. Родители, которые хотят воспитать ребёнка культурным человеком, понимают, что у нас он может получить полноценный заряд художественного восприятия: профессиональные вокалисты и оркестр, хорошо поставленные танцы, красивые театральные костюмы, сценические эффекты. Мы на наши детские постановки денег не жалеем, поэтому каждый наш спектакль зрители встречают с воодушевлением.

 

— Что для вас самый яркий показатель того, что спектакль удался?

 

— Когда в зале становится тихо. Дети обычно очень живо себя ведут, но, если они погружены в атмосферу спектакля, в зале наступает удивительная тишина. Момент включения очень важен, и он говорит о многом. Хотя есть и другие приёмы — когда зрителя намеренно включают во взаимодействие. Неслучайно сейчас много говорят об иммерсивном театре.

Досидеть до конца

— У вас два образования: актёр и театровед. Двадцать пять лет вы руководите театром. Могла ли иначе сложиться биография?

 

— Всё шло именно к такому варианту событий: ещё в детстве я ходил в театральную самодеятельность, занимался в клубе имени Калинина, мы жили в Дзержинском районе. Ходил и в судомодельный, и в авиамодельный кружки. У нас дома была большая библиотека, я всегда много читал из беллетристики — русской, западной.

 

— И продолжаете много читать?

 

— Да, читаю по-прежнему много, разнообразную литературу, получаю удовольствие. Заснуть без книги не могу: следуя прочитанному сюжету, всё дальше ухожу в сон. Никакие фильмы не способны возместить область воображения, какую даёт книга. Как-то на пляже в Греции, где мы отдыхали с супругой, соседка спросила её, где муж, и, получив ответ «читает», очень удивилась. Сам факт чтения мужа был для неё нонсенсом.

 

— Из увлечений есть ещё что-то, кроме театра?

 

— Это всепоглощающее занятие, дачи у меня нет, а театр — это и работа, и дом, и приусадебный участок, коль скоро мы находимся в парке.

 

— Понимаю, что в своём театре это сложно, а на других сценах вы можете смотреть спектакли просто как зритель?

 

— Нет, к сожалению: смотрю как эксперт, как человек, который причастен к театральному искусству, пытаясь разъять алгеброй гармонию, проанализировать, как этот спектакль создаётся и за счёт чего он оказывает на тебя впечатление или не оказывает его. В своё время меня научили не уходить с плохих спектаклей, досидеть до конца и понять, почему он плохой.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика