13.09.18

Здоровье не закупишь

Чем федеральный закон о госзакупках мешает развитию высокотехнологичной медпомощи?

Юрий Бернадский, Андрей Панфёров и Уполномоченный по правам человека в НСО Нина Шалабаева.

Новосибирск — один из признанных центров оказания высокотехнологичной медицинской помощи в России. Та же клиника Мешалкина и её возможности помощи тяжёлым больным известны далеко за пределами России. Только в первом полугодии 2018 года ВМП в регионе оказана 10 029 раз. Казалось бы, что может мешать успешному развитию этой и других подобных клиник, особенно после многочисленных заявлений главы государства о необходимости повышения доступности и качества медобслуживания и увеличения продолжительности жизни? Но у ВМП есть другая сторона — о ней зачастую и не подозревают люди, которым она помогает. Это противоречия с системой госзакупок, без которой существовать она не может. И корни противоречий кроются в ФЗ-44, регламентирующем все госзакупки в стране. Эта проблема стала главной темой круглого стола в Законодательном собрании, который провёл заместитель председателя Общественной палаты НСО Юрий Бернадский.

 

— Наша клиника — единственный за Уралом национальный медицинский исследовательский центр из 20, созданных по указу Владимира Путина. Чтобы быть экспертным центром, мы должны иметь возможность сравнивать разные образцы препаратов и расходников и замыкаться в рамках, определённых 44-м законом, не можем. А сейчас правоохранительные органы пытаются причесать нас всех под одну гребёнку, — говорит директор НМИЦ им. Мешалкина и депутат заксобрания Александр Караськов. — Например, по требованиям антимонопольщиков мы можем покупать только самые дешёвые сердечные клапаны, а использовать наши разработки, которые выпускает «Ангиолайн» в Новосибирске, не можем.

 

О том, с какими трудностями при госзакупках сталкивается клиника, рассказала начальник отдела материально-технического обеспечения НМИЦ Дарья Сандер. По её словам, госзадание, выделенное центру на 2018 год, составляет 12 703 пациента. Очерёдность его выполнения формируется через портал минздрава — на её основании строится и политика клиники по госзакупкам. Но заранее не всегда можно точно определить, что понадобится для лечения конкретных пациентов. В этом году в 17% случаев диагноз пришлось менять после того, как пациент поступил в клинику (заочно установить его точно не всегда получается), а это влечёт за собой смену тактики лечения и нужду в других расходных материалах (при этом расходы могут превысить норматив денежных затрат до 300%). В последнее время клиника столкнулась и с другими проблемами в поставках: закупленные стерильные халаты и перчатки оказались такого низкого качества, что пришлось менять поставщика; вышла из строя система охлаждения томографов — опять же из-за не выполняющего обязательства поставщика.

 

— В каких-то случаях мы сейчас вынуждены закупать самую дешёвую продукцию, и от этого страдает качество, — обеспокоена Дарья Сандер. — Может случиться так, что центр будет вынужден отказаться от лечения сложных пациентов и лечить тех, под кого проще подстроить закупочные процессы. Кого-то из больных тогда придётся отправлять за границу. А как это соответствует идее медицинского туризма, которая продвигается в регионе?

 

Своими мнениями по этому поводу, а также видениями дальнейшего развития ВМП в Новосибирской области поделились главный врач горбольницы №34 облцентра Владимир Ярохно, директор Новосибирского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» Валерий Черных, главный врач клиники иммунопатологии Ирина Крючкова. Завершились общественные слушания предложением первого заместителя председателя заксобрания Андрея Панфёрова создать рабочую группу с участием представителей правительства области, Общественной палаты и заксобрания, которая выступила бы с конкретной законодательной инициативой по поправкам 44-го закона.

 

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back
up