15.11.19

За кодом код

Зачем нужна маркировка товаров и как её введение отразится на производителях, продавцах и покупателях?


Круглый стол «Маркировка продукции: доверие к качеству и безопасности», прошедший в рамках II Новосибирского торгового форума, собрал полный зал слушателей, что лишний раз показало актуальность обсуждаемой темы. Основные цели и задачи создания системы маркировки представил эксперт по логистике Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Александр Кривоносов. Главная из них — выведение рынков из теневого сектора со всеми вытекающими последствиями. Для государства это повышение собира­емости налогов и таможенных платежей, для потребителя — уверенность в качестве продукции, знание реального производителя товара и защита от подделок, для бизнеса — повышение конкурентоспособности «белых» участников рынка за счёт сокращения доли незаконного оборота. Кроме того, маркировка позволяет отслеживать движение всей продукции от производителя или импортёра до конкретного потребителя.

Знак маркировки, наносимый на упаковку, включает в себя уникальный код, по которому в единой системе можно определить, кто, когда и где произвёл товар. Это может сделать как представитель контролирующих инстанций, так и рядовой потребитель.

 

Технический директор компании по реализации контрольно-кассовой техники Михаил Чистяков рассказал о том, какие шаги необходимо предпринять бизнесменам, которым предстоит работать с товарами, подлежащими обязательной маркировке. Для этого нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись, установить необходимое программное обеспечение, зарегистрироваться в личном кабинете на сайте национальной системы маркировки товаров, заключить договор с оператором ЦРПТ, подключиться к системе элект­ронного документооборота. Для проведения маркировки предпринимателям понадобится принтер этикеток, онлайн-касса, 2D-сканер, соответствующее программное обеспечение. Во что нововведение обойдётся бизнесу? По мнению Михаила Чистякова, для небольших торговых точек, где уже есть онлайн-кассы, затраты могут отсчитываться от 5 тысяч рублей. Для крупных магазинов с большим оборотом они, разумеется, будут намного выше.

 

Система маркировки играет большую роль в обеспечении безопасности и качества реализуемой продукции, уверен заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Вадим Васильев. Однако в процессе её внедрения вполне могут возникнуть подводные камни, и задача органов власти на местах — обеспечить обратную связь и донести возникающие проблемы до федерального уровня. В качестве примера замминистра привёл ситуацию с одним из производителей лекарственных настоек, работающим в Новосибирской области. Стоят они копейки, бизнес низкомаржинальный, поэтому берут количеством. С 1 января 2020 года маркировка всех лекарственных средств становится обязательной. То есть компании понадобятся миллионы рублей на переоборудование линий, кроме того, придётся менять упаковки, так как на старой код будет плохо читаться. Таким образом, возникает два варианта развития событий: переложение всех затрат на потребителя, то есть значительное удорожание продукции, либо прекращение деятельности.

 

Вадим Васильев пообещал доводить информацию о подобных ситуациях до федеральных органов, курирующих систему маркировки, и выразил надежду, что совместно с бизнес-сообществом таких перегибов удастся избежать.

 

Со стороны Минпромторга РФ эти намерения активно поддержал директор департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Никита Кузнецов. По его словам, по каждой маркируемой товарной группе работает экспертное сообщество, к которому могут присоединиться все желающие.

 

Об особенностях маркировки импортируемых товаров рассказал заместитель начальника Новосибирской таможни Василий Костомаров. Специальные метки наносит либо сам производитель, либо поставщик продукции. Для успешного прохождения таможенного оформления необходимо ещё на стадии подписания контракта обеспечить поставщика сведениями, необходимыми для нанесения маркировки. В числе наиболее распространённых проблем, возникающих у импортёров, — неполная или недостоверная информация на маркировке, отсутствие исчерпывающей информации о производителе, срока годности, даты выпуска, режима хранения, неправильная упаковка продукции либо её повреждение в ходе транспортировки. При отсутствии маркировки партия товара может быть реэкспортирована в страну отправления. При возбуждении дела об административном правонарушении штрафы для должностых лиц составляют от 5 до 20 тысяч рублей, для юридических — от 50 до 300 тысяч.

 

Управляющий по корпоративным вопросам региона корпорации «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Шарков поделился опытом вхождения в систему обязательной маркировки продукции и рассказал о ситуации с незаконным оборотом табачных изделий. Компания участвовала в пилотном проекте по маркировке табачной продукции ещё до того, как она стала обязательной. Этот процесс очень актуален для производителей, которые заинтересованы в том, чтобы на рынке присутствовала легальная продукция. Дмитрий Шарков напомнил, что с 1 марта 2019 года стала обязательной регистрация производителей и продавцов табачных изделий, с 1 июля 2019 года прекращён выпуск немаркированной продукции, а к 1 июля 2020 года все «немеченые» запасы должны быть распроданы и станет возможной только продажа сигарет с нанесённым кодом. По мнению эксперта, такой постепенный подход оптимален и для производителей, и для потребителей.
В среднем по России сейчас доля нелегальных сигарет составляет около 10%, а по Новосибирской области — почти четверть. Причём за последний год, после начала процесса введения маркировки, эти цифры сущест­венно выросли — в 2018 году они составляли соответственно 7,7% и 11%. Примерно 45% нелегальных сигарет поступает из стран Евразийского союза. Оценочный объём нелегальной продукции на российском рынке в 2019 году может составить более 23 млрд штук сигарет, потери государственного бюджета от недополученных акцизов — более 70 млрд рублей.

Регионы РФ с максимальной долей нелегальной табачной продукции на рынке (%)
1. Северная Осетия            60
2. Брянская область            36
3. Кабардино-Балкария       36
4. Ростовская область         29
5. Новосибирская область  23


Нелегальная табачная продукция имеет различное происхождение: это могут быть откровенные подделки, товар, незаконно ввезённый из других стран, неучтённая продукция российского производства. Как правило, такие сигареты продаются в небольших магазинах, нестационарных торговых точках, на рынках.

 

Дмитрий Шарков назвал отличительные признаки нелегальных сигарет — в первую очередь это отсутствие акцизной марки и низкая цена. Он привёл цифры: минимальный акциз на одну пачку составляет 51,34 рубля, плюс НДС —10,27 рубля, итог — уже 61,63 рублей, и это ещё без учёта себестоимости. А нелегальная продукция реализуется по 40–60 рублей за пачку.

 

По оценке специалиста, власть довольно активно дейст­вует по пресечению незаконного оборота табачных изделий, определённые сдвиги в решении этой проблемы заметны. Сейчас в Госдуме обсуждаются два законопроекта, цель которых — пресечь нелегальное распространение такой продукции на рынке.

 

Ещё одна отрасль, уже вошедшая в систему маркировки, — производство и продажа обуви. С 1 июля 2019 года проводится регистрация участников оборота обуви, с 1 марта 2020 года оборот немаркированной обуви будет запрещён, участники рынка должны до 1 апреля промаркировать остатки, приобретённые до 1 марта, но полученные после этой даты. По словам генерального директора компании «Обувь России» Сергея Юнга, после 1 июля системы логистики и контроля пришлось сущест­венно изменить, затраты на переоборудование производства составят миллионы рублей. Он порекомендовал тем отраслям, которым ещё предстоит вхождение в процесс, принять участие в пилотных проектах, чтобы отработать бизнес-процессы и взаимодействие с контрагентами.

 

Введение системы маркировки началось в РФ в 2016 году, когда стало обязательным нанесение специальных меток на меховые изделия и алкогольную продукцию.
С 1 февраля 2017 года — начался эксперимент по маркировке лекарств.
С 1 марта 2019 года — стала обязательной маркировка табачных изделий.
С 1 июля 2019 года — начали маркировать обувь.
С 1 октября 2019 года — старт маркировки лекарств для лечения высокозатратных нозологий.
С 1 декабря 2019 года — в число маркируемых товаров вой­дут шины, парфюм, фототовары, продукция лёгкой промышленности.
С 1 января 2020 года — станет обязательной маркировка всех лекарств.
Кроме того, часть товаров сейчас маркируется в экспериментальном режиме — в частности, это готовая молочная продукция (сроки эксперимента — с 15 июля 2019 года по 29 февраля 2020 года) и велосипеды (с 16 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года).


Татьяна МАЛКОВА
Фото Валерия ПАНОВА

back
up