30.06.17

Если потребуется, проживу и 300 лет

Художественный руководитель театра «La Pushkin» Олег Жуковский не любит стереотипы, поэтому мы решили сделать интервью в жанре «осознанного монолога», дав мастеру возможность просто говорить.

В Центральном парке живет театр «La Pushkin». У него нет колон, парадного входа и буфета с коньяком – в открытом космосе творчества и эмоций нет места условностям из серии «так принято» и «так надо». Здесь разбудят вашего «внутреннего ребенка», вложат в его теплую ладошку бусинки и перышки, и помогут вспомнить, что солнце «оно вот тааааакое!» и на него лучше всего смотреть сквозь зеленое бутылочное стеклышко….

 

Четыре года назад в Новосибирск вернулся актер, режиссер и хореограф Олег Жуковский – с потрепанным чемоданом опыта тысячи сыгранных и поставленных спектаклей на разных сценах планеты – от уличных площадок до театральных сцен . Многие в Новосибирске до сих пор пожимают плечами и задают ему провокационные вопросы: мол, 25 лет успешничал в европах, был востребован и любим, какой ветер занес тебя в Сибирь? А Жуковский по бревнышку собирает свой авторский «сарай искусств», экспериментирует с формами, танцует с сотнями ангелов на кончике иглы и удивленно округляет глаза:  а где еще творить, как не в родном Новосибирске? Пришло время собирать камни, братики и доченьки.

 

Жуковский не любит стереотипы, поэтому мы решили сделать привычное интервью в жанре «осознанного монолога», дав мастеру возможность просто говорить.

 

 

О любви

 

Это самая интересная тема. У Циолковского есть статья «Жена и гений», о том, что у гения должна быть такая жена, которая просто продолжает род и делает его жизнь удобной. Но в конце жизни он сказал, что это фигня, и жить надо в любви. Когда муж гениальный, а жена – нет, возникает момент ревности и ресурсной неполноценности.  Я в детстве знал, что у меня будет как у Булгакова. Всю жизнь искал свою Аврору: под каждый кустик заглянул на четырех континентах. Многое из того, что могу теперь делать - делаю благодаря тому, что у меня есть Аврора. Что-то Аврора делает, потому что у нее есть я. Тотальный инь и ян. Я не верю ни в какую жертвенность, когда, к примеру, женщина говорит: «Я пожертвовала ему себя ради его искусства!» - чушь, вранье, тебе просто нечего было дальше сказать, смотрите на Анну Ахматову, Плисецкую, Вишнякову - жены гениев! Нет, не надо никому ничего жертвовать. Это потом все вылезает боком.

 

Жизнь в любви это все по-другому,  ты просто в другом измерении - Александр Мень говорил: «Самое важное нельзя потрогать», а Саша Соколов: «Счастье – это когда оно есть. Несчастье, когда его нет». И кажется все настолько просто, что не понимаешь почему у других не так.

 

Знаешь, есть один интересный момент: у всех успешных мужчин, которых я знаю, у них у жёны – их союзники. Что у Шемякина, что у Полунина, что у Адасинского, Могучего, Виднянского …. Это всегда союз. Наверное, у меня, пока я не встретил Аврору, было все очень по-разному. А тут я решил: все, строю свой театр. Половина моих спектаклей была в голове, а половина - в чемоданах. И не было ни одного такого помещения, где бы я их доводил до ума. Я гнал их непрерывно по фестивалям, а хотелось - отстраивать. Фестиваль – это очень хорошо, но в какой-то момент, я понял, что мне нужна точка сборки. Есть время разбрасывать камни, а есть время – собирать их. Сейчас у меня именно такая фаза: мне нужен дом, где я могу непрерывно проводить свои лаборатории, где я могу репетировать спектакли, не полагаясь на какой-то случай. И я не собираюсь уезжать из Новосибирска, меня не прельщают какие-то другие города – я чувствую себя здесь очень хорошо.

 

 

Упереться в потолок

 

В хороших театрах уже давно нет драматического актера – есть синтетический актер, который умеет себя выражать в разных жанрах и формах. Вот, к примеру в театр Валерия Фокина (Александринский театр – прим.ред) постоянно приезжают разные режиссеры со своими тренингами и мыслями – они хотят, чтобы актеры могли говорить и на их языке. Новосибирск очень далек от этих дорог, да и не стремятся сюда такие режиссеры - их просто не зовут. Зовут ремесленников, а поезд, тем временем, уходит все дальше…. Андрей Могучий  (худрук БДТ – прим.ред) в своё время мне сказал: вот, ты всю жизнь воевал с системой, с чего ты взял, что она прогнётся под тебя? Ведь часто бывает: человек активно завоевывает какие-то новые пространства, а потом доходит до своей точки и всё – ему больше некуда расти. И он начинает тратить свои силы на удержание завоеванных позиций. Наверное, я, поэтому и вернулся в Россию, потому что упёрся в какой-то свой потолок – мне стало не интересно. Даётся какой-то объём, но дальше меня уже не пускают: да, меня считают королём андерграуда, но выйти, как здесь, на сцену Дома Ленина вместе с Пыстиным или сыграть вместе с симфоническим оркестром «Петю и волка» я на Западе уже не мог.

 

В Россию вернулся?! Не в Россию, а в Сибирь пока, потому что захотел выступать со своими текстами - «Колобок Rock», «Люби Меня», «Станиславский», «Гагарин». А город наш оказался молодой и быстрый , не засиженный мухами и не утыканный культурой - всё вновь! Воткнешь палку -  она стоит и видно ее издали! Кучу всего переделал как режиссер по пластике в Красном Факеле -  «Три Ивана» , «Довлатов анекдоты», в  Старом доме -  «Мертвая Царевна» и «Снегурочка», в Афанасьевском играл Серебрякова в «Дядя Ваня», оперу поставил «Елизавета Бам» . …Построил студию, один театр в Loft Trava , другой в ЦПКиО -  всё на свои гонорары - без привлечения. 

Олег Жуковский – актёр, режиссёр, хореограф, клоун. Родился в 1966 году в Новосибирске. Учился в Новосибирском медицинском институте, затем окончил ГИТИС. Состоял в труппе «Формального театра» Андрея Могучего и театра DEREVO Антона Адасинского. С середины 90-х жил и работал в Европе, в 1999 году основал в Дрездене авторский театр «La PUSHKIN» – клоунада, поэзия, фарс, танец, пантомима, абсурд. 

 

Танец тела

 

Это стройная система упражнений - разрушающая стереотипы движения, мышления и поведения, до тех пор пока ты жаждешь что бы так было !

У меня была магическая встреча с основателем первого физического театра в России - Олегом Киселевым – нашим земляком, великолепным умником. Он взялся меня учить, и очень долго курировал. Одно из правил, искусство -  это не спорт,   Именно он подсадил меня на эту методологию и когда я начал преподавать, то начал видеть, какие сложности есть у актёра, что ему мешает и, что нужно с ним сделать, чтобы он выдал нужный тебе результат. Всё стало выстраиваться в нужную систему – в авторский психофизический тренинг. В Будапеште набрал первый курс непрофессионалов, и я так был ими очарован – пришёл креативный класс: судья с колотушкой, математик, программист известный, дизайнер. И я смотрю на них и понимаю, что вот эти люди обладают сумасшедшей концентрацией в профессии, но они хотят себя изменить, и ты даёшь им эту возможность, и тогда мы все вместе переходим на другой энергетический уровень. Один фабрикант, прошедший этот курс «Танец тела», как-то сказал мне: «Познакомившись с тобой, я начал зарабатывать в четыре раза меньше и мне наконец хватает – я могу смотреть на падающий снег и жизнь стала жирная как в детстве». И для меня это самый лучший комплимент. Один мой учитель всегда говорил: «Учись у ребёнка, пока он не пошёл в детский сад».

 

 

Детская арт-резиденция

 

Вот, мы открыли нашу детскую летнюю арт-резиденцию. С детьми – космос. Неделю ты в них вкладываешь, вкладываешь, а потом они начинают тебя обгонять. Вся фишка нашего преподавания заключается в том, что мы не даём какую-то схему, которую ребёнок должен запомнить и выполнить – он должен двигаться своим собственным способом, а мы должны ему помогать с помощью различных упражнений. Обычно через две недели занятий мы с Авроркой начинаем молодеть, начинаем копировать наших детей. Я говорю Авроре: «Ты же ведёшь себя, как Алинка!», а она мне: «Да ты сам, как Гоша!». И в случае тренинга «Танец тела», и в случае с детьми, у нас есть доля совершенного эгоизма, поэтому мы оба кровно заинтересованы, чтобы это делать. А если зарабатывать деньги и эго своё тешить, то это плохая история начинается.

 

 

Город помогает…

 

Уже тем, что  стоит, что ходят мои любимые троллейбусы, метро работает, что зимой  батареи горячие, что есть люди к которым я не равнодушен – это уже помощь.  Если ты про помощь материальную из казны, то её нет, но это от того, что я пока справляюсь сам. Власти  благожелательны и бегают на нас в любую погоду, обещая в конце мемориальную доску на Затулинке. У нас есть скворечник, куда люди бросают отдельно после спектакля, я видел такое чудо в Германии -  мои друзья строят театр в малюсенькой деревне на пожертвования после спектакля - фантастика! Мы в этом сезоне собрали средства на бархатную одежду сцены , в прошлом сезоне на туалет, за следующие 30 лет , если темпы вырастут,  построим  город - сад ! 

 

 

О публике

 

Мне говорят, к тебе же ходят полпроцента населения, ты триста лет собрался жить, чтобы публику воспитать? Ну, если потребуется, то проживу и триста лет. Пока лёд тронется, моей жизни может и не хватить, но кто-то же должен начать топить лёд. Есть у меня любимый магазин – «Крепёж» называется, я там истратил очень много денег, пока два театра построил. Как-то хозяин магазина мне говорит: мол, нужно прийти к тебе на спектакль. Потом рассказывает мне: «Я два часа сидел и ждал, пока всё это закончится. Но через неделю понял, что только об этом и говорю». Много людей ходят по этим улицам, и не знают, что есть такой театр.

 

 

О жажде потребления

 

Знаешь, это такой тонкий момент, люди просто очень сильно изголодались – раньше ничего не было, а теперь всё это есть. Утром я бегу и вижу, как проезжает наша затулинская маршрутка в «Мегу» и она набита вся людьми. Нужно людям утолить эту жажду. Да, это такой круг, чем больше ты тратишь, тем больше нужно зарабатывать и тем меньше ты тратишь времени на себя, на своих детей и на свою жизнь. Это такой коловорот. Вот, взять Францию – там сейчас вместо маленьких магазинов понастроили гипермаркетов. И люди стали меньше двигаться, начали толстеть. Если раньше в одном магазине они брали хлеб, а в другом – сыр, то теперь идут в маркет и всё там покупают… Вот, я, к примеру, живу в прекрасном районе – Затулинка, это почти Нормандия 60-ых:  три магазинчика под окнами – в одном сыр и сыворотка, в другом крупы овощи и третьем - мясо, папа ростит, сын перерабатывает и продает – всё! Мы постоянно ходим в эти магазины, общаемся друг с другом, все это очень радостно. Я не представляю, какая сила заставит меня поехать в какой-нибудь ашан, там же всё мертво.

 

 

О планах

 

Как делали то, что нам нравится делать, так и продолжим. Единственно, что мы больше не будем замыкаться на нашем театре –  начнем гастролировать и осваивать новые пространства. Есть один спектакль на будущий сезон - Гагарин, в национальном театре Венгрии идет моя пьеса уже 6 лет, хочу, что бы она перекочевала ко мне в La Pu , мечтаю новогоднюю сказку забабахать – Щелкунчика, но совсем своего, какой мне снился. С Геннадием Пыстиным подписываюсь подо всё - когда он играет, то со мной на сцене происходит не то, что я сам о себе знаю – одним словом, не тесно и не пресно.

 

Наталия ДМИТРИЕВА

back

Новости  [Архив новостей]

up