24.12.20

Его игра

Ведущий передачи «Своя игра» на НТВ Пётр КУЛЕШОВ — об особенностях игрового телевидения начала девяностых, «казусе Вассермана» и освоении Инстаграма.

Обычно ведущий «Своей игры» Пётр Кулешов сам задаёт игрокам вопросы — иногда под девяносто за одну передачу. Но в этот раз после игры, в которой уже в шестой раз с 2007 года принял участие корреспондент «Ведомостей», они поменялись ролями — и теперь отвечать на вопросы пришлось самому Петру Борисовичу.

Игра без Апиной

— Многие из телепередач, появившихся на свет в 1994 году, теперь уже забыты. Вы ожидали, что у «Своей игры» окажется такая долгая и счастливая жизнь?

— На счёт счастливой не знаю, но того, что она окажется долгой, действительно никто не ожидал. Тогда только начиналась жизнь у нашего игрового телевидения, мы как раз запустили одну передачу — «Устами младенца». Время было необычное: на телевидении существовало очень странное и забавное сочетание начальников ещё советского времени и весёлых ребят, которые только-только пришли из КВН. Начальником на НТВ в то время был Игорь Малашенко, он долго жил за рубежом и знал, что такое игра «Джепарди». К нему как-то пришёл Михаил Лесин, будущий министр печати, и спросил: «Хотите, мы сделаем русскую версию «Джепарди»?» И Малашенко согласился. Лицензии на иностранные передачи в то время в основном брали без спроса — попросту воровали. «Своя игра» стала одной из первых, лицензия на которую была куплена официально.

Честно говоря, мы ожидали, что, как с «Устами младенца», попадём в своего рода «вилы». Это когда при покупке лицензии иностранным производителям гарантируется, что будет выходить такая же передача, как у них. Но российское начальство, просмотрев отснятую начальную версию передачи, вдруг говорит: «А почему у вас Алёна Апина нигде не поёт? Она же сейчас везде поёт!» Мы отвечаем: «Хорошо, Апина будет». И тут начинают возмущаться иностранцы: «Мы что вам продавали: игру или какую-то неизвестную певицу?»

— Вы были знакомы с ведущим «Джепарди» Алексом Требеком? Что-то взяли на заметку из его стиля ведения игры?

— Лично не был знаком. В сентябре я озвучивал его в кино: в одном голливудском фильме Требек появлялся в эпизодической роли самого себя. Конечно, когда меня утвердили ведущим «Своей игры», то показывали, как это делается в «Джепарди», — я смотрел запись минут десять. Я, кстати, стал ведущим не сразу: было снято уже 10 или 12 передач с другим ведущим, но начальству он не понравился, решили переснимать. Нового человека искали быстро, без всяких проб. По обычаям того времени пробовали людей, которые хорошо зарекомендовали себя на эстраде. Сидели Лесин, руководитель группы компаний «Видео Интернешнл» Юрий Заполь, Саша Гуревич и отсматривали кандидатов «живьём». А я в это время случайно находился в соседней комнате. За неимением никого лучше меня и взяли в итоге.

— Можете сказать, что за 26 лет «Своя игра» чему-то вас научила?

— Каким-то особым навыкам — вряд ли. Громко, быстро разговаривать и задавать вопросы я умел и раньше — у меня актёрское образование. А что касается дикого количества разной информации… Лет двадцать назад я обратился к зрителям в студии с вопросом: «Ни у кого нет свободного места в команде “Что? Где? Когда?”?» Мне сразу ответили: «Есть, приходите!» Я говорю, что искал не для себя — знакомому, я-то, мол, вам в команде зачем? «Так ведь через вас столько информации проходит!» А вообще, если игра чему-то научила — то только вести передачу «Своя игра».

— В 2012 году игра оказалась на грани закрытия; у вас бывает ощущение, что передача превращается в неформат для нынешнего телевидения и долго не просуществует?

— Видите ли, я сторонник японского театра кабуки и французского «Комеди Франсез», где пьесы Мольера играют до сих пор в тех же костюмах и декорациях, что и триста лет назад. Я за вот такие традиционные посконные вещи, которые не должны сильно изменяться даже сейчас, когда с развитием YouTube и прочего ничего не понятно. Но это же смотрят, это вызывает интерес, и слава богу!

— И вы тоже сейчас осваиваете YouTube…

— Я веду там программу «VodkaMe», но идея не моя. Просто некоторые энтузиасты решили сделать канал про алкоголь. И я там выступаю в качестве, скажем так, какого-то якоря. Вписался в это искренне — выпиваю всю жизнь, но делаю это тупо и безыдейно, а тут можно пообщаться с людьми, которые разбираются в мире крепкого алкоголя. Идея такая: приглашаются производитель алкоголя или бармен и какая-то известная личность, а я сижу между ними и заставляю их поддерживать беседу. Как-то я пришёл к Андрею Макаревичу в «Смак», а он меня ужасно удивил, сказав: «Давайте будем разговаривать не про “Свою игру”, а про “VodkaMe”. И когда будете снимать следующий выпуск, я к вам приду!»

Игра в кадре и за ним

— К съёмкам «Своей игры» как-то специально готовитесь?

— Сейчас это стало делать гораздо проще из-за лёгкой доступности любых источников. Я беру вопросы, приготовленные к съёмкам (снимаем за один цикл по 20 и более передач), обкладываюсь ими дней на десять и начинаю изучать. Раньше я был последним редактором, находил ошибки и опечатки, а теперь мне их показывают ещё в виде «полуфабрикатов».

— К некоторым вопросам вы ещё и даёте развёрнутые комментарии…

— Сейчас такого уже нет, а раньше нас об этом просило НТВ. Сначала делали это из-за хронометража. Игры все проходят по-разному: где-то люди отвечают максимально быстро, где-то, наоборот, много мучительных пауз и спорных ситуаций; бывает такое, когда при монтаже выясняется, что сорока секунд, например, не хватает — и их надо чем-то заполнить. Вариант с комментариями понравился — предложили сначала делать их в каждом раунде, а потом отошли от этого. Но я обожаю, когда игроки комментируют вопросы сами, поэтому особенно люблю игры с участием таких мастеров комментариев, как Юрий Хашимов или Анатолий Вассерман. Они, по сути, делают эту работу за меня.

— Практически в каждой передаче у вас звучат вопросы от «Русского географического общества». Как вы с ним подружились?

— РГО и вся его структура проводят много разных мероприятий, но им надо быть активными ещё в пять раз больше. Наши редакторы пишут для них географические олимпиады. А советник президента РГО Анастасия Чернобровина, которая появляется у нас в теме «Вопросы от…», в то же время ведущая на ВГТРК. Можно сказать, что РГО оттеняет нас своим величием и многовековой историей, а мы помогаем ему интеллектуально.

— А как подбираются остальные участники темы «Вопросы от…»?

— Как получится. На последних съёмках это были в основном участники передачи «Игры разума», которую придумал наш продюсер Сергей Пехлецкий, она идёт на канале «Мир», и её тоже веду я — за кадром. Там условный Вассерман играет против условной Волочковой на тему «Балет»: то есть выясняется, кто лучше знает некую сферу деятельности — её профессионал или интеллектуальный гроссмейстер. А потом эти же профессионалы задают вопросы о своей деятельности участникам «Своей игры».

— Какая игра запомнилась вам больше всего?

— Конечно, это «казус Вассермана» в 2002 году, когда Анатолий выиграл 18 игр подряд, оставшись последним из команды семи игроков, которая должна была продержаться 50 игр. Этим подвигом он внёс огромный вклад в популяризацию «Своей игры». А примерно на 16-й игре он в финале дал ответ, абсолютно правильный с моей точки зрения, но редакторы с этим были не согласны. Я ответ принимаю, редакторы орут: «Нет!», я кричу: «Решайте, что хотите!» — и это всё идёт в эфир. Тогда мы решили устроить единственную в своём роде передачу наподобие нынешних ток-шоу, где приглашённые гости решали, прав был Вассерман или нет. Помню, как покойный Андрей Жданов за день выиграл шесть игр подряд — их и вести-то очень сложно, а как можно их сыграть и победить в каждой, вообще не представляю. Однажды выгнали с игры участника, который всё время к чему-то апеллировал. Выгоняли и зрителей — за постоянные выкрики.

Другие игры

— У вас есть свои традиции встречи Нового года?

— Я уже давно абсолютно умышленно стараюсь отмечать Новый год, работая на сцене. В этом году, судя по всему, ничего такого не предвидится. Хотя в последнее время я несколько раз принимал участие в таких экзотических для меня мероприятиях, как сквизы, когда люди в ресторанах сидят за столиками и играют в интеллектуальные игры. Я был потрясён, сколько народа собирается на такие игры. Последний раз я вёл сквиз офлайн, когда только начиналась вторая волна, люди уже были достаточно напуганы, но в огромном заведении в пяти шагах от Красной площади собралось больше тысячи человек. Теперь как-то диковато просто стоять перед камерой, никого не видя, но зная, что на онлайн-игру собрались 200–300 команд и они тебя видят. А то, что сейчас не будет чехардабельной истории, когда артисты на Новый год пытаются заработать все деньги мира, перелетая из одного заведения в другое, — ну и хорошо. Я человек не праздничный, праздники не люблю.

Может быть, проведу что-нибудь в Инстаграме. Хотя на самом деле я зарегистрировался там только из любопытства, и сейчас веду его не я. Человек, который предложил мне его вести, меня периодически тормошит, и я что-то там пишу, задаю вопросы в сториз, но сам не знаю, как с Инстаграмом обращаться.

— Что бы вы пожелали новосибирцам в Новом году?

— Я очень люблю Новосибирск, где живёт очень много умных, интеллигентных людей. Последний раз был там три года назад — вёл программу на открытии ресторана. Обожаю ваш Академгородок, всегда трепетно слежу за тем, что у вас происходит. Всем жителям Новосибирска желаю больше здравого смысла и критического мышления.

Виталий СОЛОВОВ, Москва — Новосибирск | Фото предоставлено студией «2В»

 

back

Материалы по теме:

24.03.21 Лекция для нобелиата

Популяризаторы нейронауки Алексей ПАЕВСКИЙ и Анна ХОРУЖАЯ — о том, какими бывают нобелевские лауреаты и что общего между часовой пробежкой и получасовым сном

30.05.18 Равнение на мушкетёров

Человек-эмоция, человек-взрыв, человек-конфликт… Таким перед телезрителями чаще всего предстаёт игрок элитарного клуба «Что? Где? Когда?» Ровшан АСКЕРОВ. Какой же он на самом деле?

22.03.17 Крылья Хрустальной совы

Капитан элитарного клуба «Что? Где? Когда?» Андрей СУПРАНОВИЧ о том, в чём разница между спортивной и телевизионной версиями ЧГК и что общего между городами-побратимами Минском и Новосибирском

01.04.16 Наука и интуиция

 «Мы живём в очень опасном мире..

up