29.06.19

«Дылда» как форма существования

Триумфатор «Канн» Кантемир Балагов представил в «Победе» свой новый фильм

Кадр из фильма.

 

Мировая премьера фильма «Дылда» состоялась на 72-м Каннском кинофестивале. Для молодого ученика Александра Сокурова нынешний фестиваль стал вторым, и снова триумф. Фильм получил награду за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд», а также повторно, как и за первую картину «Теснота», награду Международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ. Для своего нового фильма Кантемир Балагов сам написал сценарий, соавтором выступил известный писатель Александр Терехов. Вдохновением послужила книга нобелевского лауреата.

 

— В 2015 году я прочёл книгу Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», где было много описаний женских судеб после войны, и меня это зацепило. Я понял, что у меня были поверхностные представления о войне и о роли женщины в ней. Вот этот женский взгляд, женская призма мне были особенно интересны. Я долго носил в себе эту идею, — признался на творческой встрече с новосибирцами 27-летний режиссёр.

 

— А потом мы встретились с Александром Тереховым и начали разрабатывать историю женских персонажей. Было интересно исследовать собственную женственность, она есть в любом мужчине, как в любой женщине есть что-то от мужчины. Александр Николаевич Сокуров нам всегда говорил: работая над характерами, вы должны быть гендерно нейт­ральны.

 

 

Ленинград 1946 года. Высокая, нелепая, белобрысая Ия работает в ленинградском госпитале, выхаживает раненых, несмотря на припадки после контузии, и воспитывает мальчика Пашку. Однажды на пороге появляется боевая подруга Маша — тёмненький мальчик на самом деле её сын. Две бывшие зенитчицы тщетно пытаются устроить свою жизнь, когда вокруг них, и главное внутри, — руины. Через горе и отчаяние медленно проступают нежность и бесконечное стремление к жизни.

 

— Мне ещё в мечтах хотелось сделать фильм про высокую, при этом слабую женщину, эмоционально слабую, которая всё время зависит, которая выросла с какими-то комп­лексами. Это потом я понял, что «Дылда» — это не только прозвище, но и способ существования людей, которые вернулись домой после войны. Неуклюжие люди с отсутствующей грацией, потерянные в пространстве и растерянные, — продолжает режиссёр. — Время, которое было до войны, никогда не вернётся. И эта сцена с платьем — она про то, что Маша понимает: юность, которую забрала война, безвозвратно потеряна.

 

Готовясь к фильму, авторы много читали: «Блокадную книгу» Гранина, записки Лидии Гинзбург, дневники в архивах. Столкнулись с тем, что и в архивных документах ситуация приглажена, представлена в более выгодном свете: после войны нужно было поднимать дух людей — и всё неприглядное либо уничтожалось, либо засекречивалось. В «Дылде» много звуков, она переполнена голосами времени.

 

 

Воссоздавать время в кадре помогал исторический консультант, но при всей достоверности советской послевоенной действительности в фильме нет портретов Сталина. Режиссёр сознательно уходил от политики. И то, что один из героев, Саша, похож на молодого Владимира Путина, обнаружил случайно, уже во время съёмок.

 

— Мы пытались воссоздать время с помощью быта. Добавили цвета, стараясь приподнять эту историю чуть-чуть выше, чтобы герои не выглядели жалкими в кадре из-за монохрома и окружающей бедности, я хотел, чтобы они выглядели благородными. И, читая дневники, я обратил внимание, что люди окружали себя красками, — это был способ побега из той реальности, — делился со зрителями своими творческими поисками Кантемир Балагов.

 

Кантемир Балагов

 

Режиссёр снова удивил подбором типажей. Большие роли в «Дылде» играют непрофессиональные актёры: музыканты, повара, прохожие. Не похожи на актрис и тем особенно убедительны исполнительницы главных ролей Виктория Мирошниченко и Василиса Перелыгина. Единственное узнаваемое лицо здесь — Ксения Кутепова.

 

— Я стараюсь не делить своих персонажей на положительных и отрицательных. Нет хорошего и плохого, чёрного и белого — у всех есть оттенки. Нас учили, что любого человека нужно оправдывать, понимать, иначе ты начинаешь существовать не вместе с ним, а над ним, а это высокомерно по отношению к героям.

 

«Дылда» — о женском одиночестве. Они вынуждены танцевать друг с другом, потому что их кавалеры не вернулись с войны, они цепляются друг за друга, боясь потерять единственного близкого человека. И это тотальное одиночество со страхом перед его бездной лишний раз красноречиво говорит: человеку нужен другой человек.

 

 

Марина ШАБАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика