19.10.17

Дорожный организм нуждается в «позвоночнике»

15 октября свой профессиональный праздник отмечали работники дорожного хозяйства. О необходимости перемен в подходах к этой ключевой отрасли региональной экономики «Ведомости» поговорили с председателем комитета заксобрания НСО по транспортной, промышленной и информационной политике Фёдором НИКОЛАЕВЫМ.

Фёдор Николаев: «Надеюсь, в будущем году стратегия дорожно-транспортной инфраструктуры региона будет принята, и это станет важнейшим событием для нашей отрасли».

 

В ответе за результат

 

— Фёдор Анатольевич, давайте сначала поговорим не о результатах работы дорожников, а о людях. Сколько человек в регионе заняты в этой сфере, какие настроения в коллективах?

 

— Прежде всего, пусть и с небольшим опозданием, я хочу поздравить всех работников дорожного хозяйства с профессиональным праздником, пожелать всем здоровья, благополучия в семьях, любви и оптимизма. Особо хочу отметить ветеранов отрасли, наших учителей, которые, отойдя от активной деятельности, продолжают делиться опытом, переживают за результат так, словно они сами это делают. Дорожники без преувеличения — особая профессиональная «каста», не просто выполняющая поставленные задачи, но и несущая большую ответственность за качество своего труда.

 

Точное количество работников во всех дорожно-строительных предприятиях области я, конечно, не назову, но навскидку — порядка 8—10 тысяч человек. А если взять наши семьи, производителей инертных и дорожных материалов, с которыми мы трудимся в тесном альянсе, то получится большая дружная команда. Конечно, у нас в отрасли не без проблем: например, после выпуска из вузов дальнейший профессиональный рост и повышение квалификации сотрудников взяли на себя сами предприятия, но в определённом смысле это стало плюсом. Уверен, что сегодня нашим работникам важен не только размер зарплаты, но и отношения внутри коллектива и с руководством, корпоративная культура, возможности карьерного роста, стремление дорожных компаний к развитию. Поэтому даже у предприятий, базирующихся в сельских районах области, — самая современная техника и достойные условия труда. Это привлекает людей в отрасль и позволяет с надеждой переживать времена относительных кризисов. Бывают экономические спады, снижение объёмов работ, но, когда начинается рост, дорожная отрасль всегда готова к новым вызовам.

 

 

«Пляшем» от бюджета

 

— Известно, что в 2018 году бюджет дорожного фонда Новосибирской области будет меньше, чем в нынешнем. Насколько серьёзной проблемой это станет для отрасли и дорожно-транспортной инфраструктуры региона?

 

— Для многих не секрет, что с будущего года меняются пропорции распределения акцизов от ГСМ между региональными и федеральным бюджетами. Если в этом году мы получаем в дорожный фонд порядка 80 копеек с рубля, то в последующие три года это будет уже порядка 60 копеек. Есть мысли, и даже президент об этом говорил, вернуть пропорцию в пользу регионов, но я привык исходить из того, что уже решено и документально зафиксировано. Если всё останется как есть, то суммарные «потери» нашего дорожного фонда за три года составят 7,1 миллиарда рублей, а конкретно в 2018 году — более двух миллиардов. Дороги будут содержаться, ремонтироваться, никак не пострадают школьные маршруты и пассажирское сообщение, но мы потеряем практически весь «бюджет развития». Без сомнения — это плохо для региона, ведь наша сеть как никогда нуждается в развитии. У нас порядка 70 процентов дорог на территориальной сети (13 тысяч километров) находятся не в нормативном состоянии. Кто-то посчитал, что для приведения этого огромного хозяйства в порядок требуется вложить либо 150 миллиардов рублей единовременно, либо 20 лет по 20 миллиардов вкладывать. Сегодня эти суммы выглядят нереальными, но мы понимаем, что нужно продолжать работать и максимально эффективно использовать те средства и возможности, которые есть. Хорошим подспорьем станет реализуемая с этого года федеральная программа «Безопасные и качественные дороги». 9 лет по миллиарду рублей — неплохая возможность не только комплексно (с тротуарами, ограждениями, светофорами, новой разметкой) улучшить улично-дорожную сеть в крупных городах, но и вкладывать средства в объекты капитального строительства. Мы, кстати, стали первым регионом в стране, кому позволили использовать средства от «БКД» именно в этих целях уже сейчас, а не с 2019 года, как предполагалось. Как ни крути, но «плясать» нужно от бюджета, и каким бы он ни был, находить деньги на новое строительство, реконструкцию, повышение категорийности и безопасности наших дорог.

 

— Депутатов заксобрания можно поблагодарить хотя бы за 40 миллиардов рублей, которые вы сэкономили для региона на концессии по четвёртому мосту. В финансовой плоскости вопрос по этому объекту закрыт?

 

— Действительно, снижение общей суммы гарантированного дохода концессионеру с 91 до 49 миллиардов рублей — большая заслуга как депутатов Законодательного собрания, так и правительства области, которое услышало наши доводы и пошло на диалог. Но вопрос отнюдь не закрыт: ещё весной комиссия Правительства РФ утвердила грант на строительство для Новосибирской области и ещё двух регионов, недавно министр транспорта РФ Максим Соколов вроде подтвердил эту информацию, но мы видим, что никаких бумаг до сих пор не подписано, разбивка финансирования по годам отсутствует. Между тем в областном бюджете 2018—2019 годов запланировано выделение 2,2 миллиарда рублей на подготовку площадки строительства — выкуп и снос жилья, вынос коммуникаций и прочие работы, являющиеся обязанностью региона. Но, повторюсь, твёрдых гарантий выделения федерального гранта мы пока не имеем, а проект областного бюджета на 2018 год поступил в заксобрание ещё 5 октября. Поэтому я уверен: во время первого чтения бюджета, а также между первым и вторым чтениями возникнут вопросы о целесообразности траты денег в 2018 году. Я, конечно, привожу самый пессимистичный сценарий развития событий, но может случиться, что мы свои обязательства выполним, но грант не получим. А учитывая, что у нас расходная часть бюджета чуть более 100 миллиардов рублей, из которых около 70 процентов уходит на обеспечение социальных гарантий населению, 2,2 миллиарда — огромная сумма. Все надеются на лучшее, но без федеральных гарантий это крайне рискованный шаг.

 

 

Стратегия важнее персоналий

 

— В этом году ещё одним успехом конкретно вашего комитета можно назвать долгожданные подвижки в разработке стратегии развития дорожно-транспортной инфраструктуры региона. Объясните, почему вы так настойчиво лоббируете появление данного документа?

 

— Прежде чем перейти к главному, принципиальной сути стратегии, поясню на простых примерах, которые понятны большинству жителей области. Нередко можно прочитать в СМИ и соцсетях ироничные фразы, что, мол, уже осень начинается, а дорожники только работать вышли. А ведь они ни в чём не виноваты, виноват неправильный алгоритм действий, сложившийся годами. Зачастую бюджетное финансирование на объекты будущего года утверждается только в конце текущего, и порой до конца не понятно, на какую именно дорогу дадут средства. Проектно-сметная документация появляется к марту, потом, по закону, до трёх месяцев занимают конкурсные процедуры. Уже лето, разгар промышленно-гражданского строительства, всем нужны инертные материалы, на дороги одномоментно обрушивается огромный объём перевозок… Удача, если удастся выйти на объект в июле, но чаще всего это происходит в августе и сентябре. Естественно, спешка, нервы, нередко и качество страдает. Вот и всё — никакого секрета или злого умысла со стороны дорожников.

 

— По сути, элементарное отсутствие планирования?

 

— Именно! У нас в регионе есть стратегия развития промышленности (программа реиндустриализации), есть стратегия развития Новосибирской агломерации, но там вопросы транспортной инфраструктуры отражены лишь частично, а нужна понятная и выполняемая стратегия с приоритетами, расставленными в порядке важности и увязанными между собой. Когда понятно, что на этом этапе для нас важнее всего вот эти моменты, но если появился дополнительный финансовый «жирок», то мы занимаемся объектами следующего порядка. Мы все не вечные, в том числе и в плане нахождения на своих должностях. Меняются и будут меняться губернаторы, министры, спикеры и председатели комитетов заксобрания, и каждый новый человек может иметь свой взгляд на развитие транспортной инфраструктуры. Но если будет документ, то не нужно ничего выдумывать, персоналии не важны — бери и воплощай в жизнь. Я не говорю, что стратегия должна быть неизменной, однако основные положения и приоритеты надо прописать чётко и незыблемо. Она должна стать «позвоночником», на котором будет держаться весь организм, вся дорожно-транспортная система области. Хочу поблагодарить и правительство, и нынешнего министра транспорта и дорожного хозяйства области Анатолия Костылевского, которые не только нас услышали, но и серьёзно взялись за разработку стратегии. Надеюсь, в будущем году она будет принята, что станет важнейшим событием для нашей отрасли.

 

— Фёдор Анатольевич, у вас есть понимание приоритетов хотя бы первого порядка?

 

— Тут несложно, по большей части они прописаны в стратегии развития агломерации. Несколько лет назад мы говорили о 50-километровой зоне от Новосибирска, сейчас она расширилась до 100 километров, но главными сегодня являются выезды из Новосибирска, так называемые «вылетные» направления. И на ряде из них уже идёт работа. Есть понимание, что с вводом Восточного обхода Новосибирска, выезд-въезд через Гусинобродское шоссе по Ленинск-Кузнецкой трассе превратится в бутылочное горлышко, поэтому начинается реконструкция части дороги в дорожный объект первой технической категории: четыре полосы, разделение потоков, развязки и так далее. Всё нынешнее лето и осень схожая задача решается на трассе К-17р в сторону Ордынского, Кочек и Карасука, реконструкция понадобится и на въезде в город со стороны Северного обхода — там тоже процесс запущен.

 

Не стоит забывать и про Юго-Западный транзит, важной частью которого задумывался Бугринский мост. Он сейчас загружен на 30—40 процентов, потому что фактически является автономным, отдельным «пазлом» 30-километровой дороги, большая часть которой должна проходить по Новосибирску. По этому базовому объекту в рамках агломерации есть даже поручение Президента России, но опять же — никаких подвижек в сторону проектирования. Очевидно, что придётся строить частями, долго и при солидной поддержке федерального центра, но ни в одну программу нельзя попасть без элементарной проектно-сметной документации. Если мы ощущаем себя как центр логистики Сибири и всей России, то мыслить и развиваться необходимо стратегически.

 

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back
up