15.01.20

Дом, который жив

21 января Дому Ленина в Новосибирске — 95 лет. Почему его не построили вовремя, зачем для его строительства продавали «кирпичики» и какие организации «жили» в этом здании?

Дом Ленина сейчас и в первые годы после сдачи.

Не прошло и одного месяца после того, как в подмосковных Горках 21 января 1924 года скончался вождь мирового пролетариата, как в далёкой Сибири руководство города Новониколаевска решило построить здание, которое стало бы своего рода «памятником» Владимиру Ильичу. Постановление о строительстве «Дома для народных собраний имени Ильича» вышло 10 февраля. А уже 1 мая в фундамент здания был заложен первый кирпич. День выбрали самый подходящий — отмечался День солидарности трудящихся. Но потом и проект, и место строительства пришлось менять.

Люстры, украсившие концертный зал в ходе последней реконструкции, делали максимально похожими на аутентичные — по старым фотографиям.

— Закладывали Дом за городским торговым корпусом, там, где сейчас разбит Первомайский сквер, — рассказывает научный сотрудник Музея города Новосибирска Константин Голодяев. — Достроить его хотели уже к очередной годовщине революции 7 ноября. Но первоначальный проект оказался очень сырым. Нарекания вызывали и маленькая сцена, и отсутствие балконов для ораторов. В итоге проект решили переделать.

Многие изначальные задумки в жизнь воплотить так и не удалось — уж слишком грандиозными они выглядели по тем временам. Например, повесить на фасаде Дома Ленина большой экран и транслировать на нём последние известия, сделать на нём прожекторную станцию для высвечивания на небе пропагандистских лозунгов и другие.

Достроили Дом Ленина годовщине смерти вождя — 21 января 1925 года. В этот день был открыт только большой зал, где прошло торжественное собрание, посвящённое траурной дате. Открытие зала состоялось в 22:50 — в ту минуту, когда год назад скончался Ленин, с учётом четырёхчасовой разницы с Москвой.

В нынешней Музыкальной гостиной Камерного зала филармонии в прошлом располагался радиокомитет

Фактически здание, как сказали бы сейчас, сдали в эксплуатацию 1 мая, но строительные работы продолжались до конца 1925 года, когда проходивший в здании краевой съезд Советов принял решение о переименовании города Новониколаевска в Новосибирск.

В Доме Ленина в разное время работали окружной комитет партии, городской радиокомитет, научно-исследовательский институт коммунистического воспитания, часть помещений снимали Общество политкаторжан и «Кузбассуголь». Как вспоминают старожилы, со стороны улицы Горького в Доме Ленина когда-то работал магазинчик, где продавались самые вкусные слойки.

В Доме Ленина также располагалась и широковещательная радиостанция, которая транслировала в том числе постановки Сибгосоперы, для чего между Домом и зданием будущего театра «Красный факел» была проложена специальная радиолиния.

Дом Ленина. Первый проект (Самый первый проект Дома Ленина, не принятый Сибревкомом) и та самая марка-кирпичик, на которой видно, каким первоначально строился Дом

КСТАТИ
При проектировании Дома Ленина предполагалось, что деньги на его строительство будут собирать всем миром. Предприятия перечисляли в фонд строительства дневной заработок, устраивались субботники, специальные концерты, но поступлений всё равно не хватало. В марте 1924 года возникла идея выпуска ленинских марок. Из картона сделали миллион марок, прозванных в народе «кирпичиками», стоимостью по 10 копеек (цена одного кирпича), и попытались активно распространять их в народе. Людей принуждали покупать марки в магазинах, выдавали ими зарплату. Однако энтузиазма при их приобретении «трудовые массы» не проявляли. На это обратил внимание Пётр Парфёнов, автор известной песни «По долинам и по взгорьям». И по этому поводу он написал письмо лично Сталину, где живо обрисовал, как внедрялись ленинские марки:
«В городе Камне, при покупке билета, при расчёте за обед в столовой, при уплате за лекарство — везде предлагают в обязательном порядке приобрести один десятикопеечный “кирпич” на постройку рабочего дворца в Новониколаевске. Причём этот обязательный “кирпич” называется “добровольным пожертвованием”. Для каменского мужика десять копеек не пустяк, а 30 — большие деньги, почти пуд пшеницы. Приходилось видеть много эксцессов, в особенности у пароходной кассы: без билета нельзя, а его не продают без “кирпича”».
Преемник Ленина отреагировал: кругу ответственных работников было разослано письмо «О настроениях в сибирской деревне». Продажу марок свернули, реализовав только около трети из них. Выручка составила менее 40 тысяч рублей — притом что всё строительство Дома Ленина обошлось более чем в 160 тысяч рублей.

С 1926 года Дом Ленина начинает приобретать новую «специализацию» — детскую: здесь открылся кинотеатр для детей с незамысловатым названием «Кино Дома Ленина», который позднее переименовали в «Пионер». А в 1935 году кинотеатр обменялся помещениями с Театром юного зрителя, приехавшим 5 годами ранее из Ленинграда. От переезда ТЮЗ только выиграл: условия в предыдущем здании (именно его сейчас собираются отдать театру Сергея Афанасьева) актёры вспоминали как ужаснейшие. Первой постановкой ТЮЗа на сцене Дома Ленина стал «Конёк-Горбунок» Ершова. В годы Великой Отечественной наш ТЮЗ уехал на Кузбасс, а в доме разместились два эвакуированных театра: Ленинградский ТЮЗ и Белорусский еврейский театр.

Один из экспонатов музея филармонии — футляр виолончели Исаака Поляка, который потерял руку на Великой Отечественной.

— И в это же время в Доме Ленина работал Новосибирский радиокомитет, — продолжает Константин Голодяев. — Именно здесь базировался хор радиокомитета под управлением Николая Королькова, из которого потом вырос Сибирский народный хор. Здесь пел известный слепой баянист Иван Маланин, выступали артисты ленинградских театров. Особенно запомнилась новосибирцам яркая сатирическая передача «Огонь по врагу!», которую новосибирские актёры записывали вместе со своими эвакуированными коллегами.

В 1944 году после реконструкции здание приобрело современный вид: оно перестало походить на Мавзолей, были ликвидировали балконы для ораторов. Ещё в 1930-х с фасада исчез лозунг «Ленин умер, ленинизм жив!». Руководил реконструкцией архитектор Владимир Тейтель — тот самый, по проекту которого прямо напротив Дома Ленина был разбит Первомайский сквер и устроен фонтан.

ТЮЗ работал в Доме Ленина до тех пор, пока в 1984-м для него не построили новое здание, переехав в которое, театр стал «Глобусом». А для Дома Ленина началась новая история — филармоническая, которая продолжается и сегодня. Сейчас в нём «живёт» Камерный зал Новосибирской филармонии.

 

Григорий ШУСТЕР, заслуженный артист РСФСР, актёр театра «Красный факел»:

— Я приехал в Новосибирск из Томска в 1946 году. Мне было шесть лет, но я уже знал, что в Новосибирске есть такое здание, которое построено на народные деньги в память о Ленине. А когда через год пошёл в первый класс, нас стали водить в ТЮЗ. Там же, где сейчас буфет, работал Дом пионеров. Туда для встреч с молодёжью приезжали много интересных людей: помню встречи с одним из первых Героев Советского Союза лётчиком Михаилом Водопьяновым — он рассказывал о своём полёте на Северный полюс, с драматургом Александром Яковлевым, который написал пьесу о Павлике Морозове.

Мальчишкой я смотрел спектакль «Гастелло», в котором главную роль играл Виктор Сергеевич Орлов. А потом Орлов стал руководителем моего курса. Худруком театрального училища, когда я там учился, был Николай Фёдорович Михайлов, ленинградский артист, приехавший со своей женой Еленой Герасимовной Агароновой служить в ТЮЗе. Потом они стали ведущими артистами «Красного факела».

Помню, как однажды 9 мая мы играли спектакль, когда в Первомайском сквере начался салют из пушек — его тогда впервые решили устроить именно там. Какой же поднялся грохот! Это, конечно, было неправильно, но мы даже остановили спектакль и вместе со зрителями выбежали на улицу, чтобы посмотреть на такое зрелище.

Когда для ТЮЗа построили новое здание, мы были рады: давно решили, что из Дома Ленина мы уже выросли. А потом снова хотели вернуться — настолько здесь было удобно. Мне этот Дом всегда нравился своей компактностью. Считаю, что такими и должны быть драмтеатры — небольшие и непомпезные.

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

up