25.02.17

Долететь до Звезды

Более 35 лет работы Валерия ПОТАШОВА отмечены высшей государственной наградой. 26 января 2017 года в Кремле Президент Владимир Путин вручил лётчику-испытателю первого класса, замначальника лётно-испытательной станции филиала компании «Сухой» «НАЗ им. В. П. Чкалова» Золотую Звезду Героя России.

В кабине Су-34.

 

За пределами возможного


Валерий Серпионович Поташов — человек не публичный, но заочно знакомый большинству новосибирцев. 9 Мая 2015 года, в день 70-летия Победы, над городом пронеслись самолёты знаменитой пилотажной группы «Стрижи». Ведущим самолётом пилотажной группы управлял как раз наш герой. Но участие в показательных и демонстрационных полётах — редчайшая возможность показаться на публике: основные испытания сверхзвукового многофункционального ударного авиационного комплекса Су-34, выпускаемого на Чкаловском заводе с 2006 года, проходят в безлюдных местах где-нибудь в Томской области, а то и севернее.
— Су-34, пролетающий на сверхзвуке над посёлком или городом, — страшная поражающая сила даже без использования ракет и бомб. А если летим над городом, то как можно выше, чтобы в случае внештатной ситуации пилот всегда успел увести машину от людей и только потом катапультироваться, — объясняет Валерий Поташов.

На награждении в Кремле.

 

— К счастью, в последние годы таких ситуаций не происходит, но мы всегда помним, что лётчик-испытатель не просто рискует, а работает за пределами возможного.


В лётной «иерархии» есть чёткие ступени профессионального мастерства: далеко не каждый может стать лётчиком, не каждый лётчик — инструктором и не каждый инструктор — испытателем. Поташов прошёл все эти ступеньки. Испытатели — это элита авиации, на всю России их, вместе со штурманами, около 250 человек. И задачи перед ними ставятся не рядовые.


— Военный лётчик в боевой части решает конкретные задачи и в обычной деятельности на предельных режимах не летает никогда, — говорит Валерий Серпионович. — Мы же проверяем самолёты на максимуме, во всех режимах — предельных и даже запредельных.
— Как на это реагирует техника, по сути, ещё не обкатанная?


— Самые распространённые происшествия связаны, как правило, с пожарами в двигателях или их отказами. Ничего хорошего, на первый взгляд, но наша главная задача — выявить как можно больше дефектов, чтобы в войска поступил самолёт, за который не будет стыдно многотысячному коллективу завода. В конце прошлого года у нас был небольшой юбилей — 100-й Су-34, выпущенный в Новосибирске. В своём выступлении после награждения в Кремле я высказал уверенность, что наши самолёты многие и многие десятилетия будут стоять на защите суверенитета и независимости нашего государства.


Небо не отпускает


Мне посчастливилось познакомиться с Валерием Поташовым четыре года назад, в марте 2013 года. Глядя на этого крепкого, подтянутого, моложавого мужчину, трудно было поверить, что через два месяца ему исполнится 65 лет. Самый возрастной на тот момент лётчик-испытатель России говорил, что ещё немного полетает и перейдёт на административную работу или вовсе уйдёт на покой. Военную пенсию Поташов налетал уже в 32 года, мог уволиться, но не ушёл. В 50 лет перешёл из армии в штат Минавиапрома. В 60 морально был готов уйти, но руководство завода попросило ещё немного поработать.


— Если бы я чьё-то место занимал — может быть, мне и заглядывали в паспорт, но у нас была сильно нарушена система подготовки военных лётчиков, так что очередей пока нет, хотя ситуация и меняется в лучшую сторону. В СССР я бы в 65 лет точно не летал, но сейчас пока приходится. Хотя небо мне не надоело, я не налетался — это однозначно, — говорил Валерий Серпионович четыре года назад.


— Не могу ничего с собой поделать, небо не отпускает, — улыбается Поташов, которому в мае этого года исполнится уже 69 лет. — 28 октября 2016 года я прошёл очередную ежегодную врачебно-экспертную комиссию в Москве, так что как минимум до конца октября этого года в деле. Последний раз садился в самолёт в декабре прошлого года, но скоро будут новые машины. Гособоронзаказ в последние годы стабильный, даже немного возрастает, так что ещё полетаем.


Когда на лётно-испытательную станцию (ЛИС) завода из цеха окончательной сборки поступает новый Су-34, сразу в небо он не поднимается. Около месяца занимает технический цикл подготовки машины на земле, потом она готовится к скоростной рулёжке, и только затем — в первый полёт. В ожидании команды «на взлёт!» пилоты ЛИСа без дела не сидят: занимаются изучением конструкционных изменений систем самолёта, отрабатывают на земле возможные внештатные ситуации, много времени уделяют физической подготовке, без которой с перегрузками в 7—9 единиц просто не справиться.


Сохранять форму Валерию Серпионовичу помогают горные лыжи, на которые он встал ещё в 1985 году, на Северном Кавказе:
— У нас все ребята очень хорошо катаются — это такая тренировка на скорость реакции. Если есть свободный денёк, хотя это огромная редкость в последнее время, запросто могу с утра махнуть на Танай, а вечером обратно.


Всё решил МиГ


Логично было бы предположить, что поворотным моментом в судьбе Поташова стало 12 апреля 1961 года. Но, оказывается, нет: полёт Гагарина, конечно же, произвёл огромное впечатление на 13-летнего мальчишку, но свою судьбу он выбрал чуть позже, в 9-м классе.


— Я увидел в кабинете военрука плакат с самолётом МиГ-15 и был просто заворожён, — вспоминает Валерий Серпионович. — Особенно зацепили названия узлов и деталей: элероны, шпангоуты, нервьюры — всё это казалось таким красивым и необычным. Первым делом я выпросил плакат и тогда же поставил себе цель — стать лётчиком. Сейчас, когда встречаюсь со школьниками, повторяю: не ошибётесь с выбором профессии — и будете счастливы всю жизнь. Я тому живой пример: люблю своё дело до сих пор.


Увы, но поступить с первого раза в Черниговское лётное училище будущему Герою не удалось. Вернувшись домой в Сибирь, он пошёл «штурмовать» Тюменский аэроклуб, чтобы попробовать через год. Но тут, в 1967 году, в Барнауле открывается высшее военное авиационное училище, в первый набор которого и был зачислен Поташов. Учился он хорошо и на 4-м курсе уже летал на сверхзвуковом Як-28, потом 7 лет был инструктором для курсантов выпускных курсов. Тогда же возникла мечта стать лётчиком-испытателем, но Як-28 к тому времени морально устарел, и Поташов на два года отправился в армию — в 4-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк, где освоил новую машину — Су-24. А с 1980 года началась самая значимая веха в жизни Валерия Серпионовича — работа на новосибирском авиазаводе.

Сегодня общий налёт Поташова на всех типах самолётов составляет 4 760 часов, в том числе 3 500 часов испытательных полетов. Он освоил 30 типов самолётов, на 13 из них проводил лётные испытания различного уровня. В ходе испытательных полётов и обучения лётного состава им совершено свыше 1 000 стыковок в воздухе с самолётами-танкерами как днём, так и ночью. На самолёте Су-24М Валерий Поташов проводил этап заводских лётных испытаний системы дозаправки топливом в воздухе, за что в 1984 году был награждён орденом «Красная Звезда». В 1998-м ему было присвоено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель РФ».


Награда нашла Героя


Представление от руководства завода на награждение Валерия Серпионовича Звездой Героя России было направлено ещё в 2011 году и так долго «ходило» по инстанциям, что Поташов уже и думать об этом забыл. Но не скрывает, что признание приятно.
Работа у Валерия Серпионовича увлекательная — в полёте он видел множество красот, которые невозможно описать словами. А своим главным земным увлечением Валерий Серпионович считает автотуризм: с женой на машине объехали всю Сибирь, Алтай, Урал. А самый забавный случай был несколько лет назад в Чехии, в Карловых Варах, где они проводили отпуск.


— Приходим брать на прокат машину, а там два варианта оплаты: посуточно (что дешевле) и по километражу. Мы честно сказали человеку, что хотим «немного» осмотреть окрестности. Он так глянул скептически: мол, два пенсионера, ну куда они уедут? А я ведь правду сказал: просто для нас, сибиряков, окрестности — понятие широкое. Словом, объехали мы четыре страны за несколько дней. Он когда на спидометр глянул, очень пожалел, что взял деньги посуточно. Мог бы разбогатеть на русских пенсионерах…


Виталий ЗЛОДЕЕВ
Фото с сайта kremlin.ru и из личного архива Валерия ПОТАШОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up