Доверие к власти: как его повысить?
Какие шаги должна предпринять региональная власть, чтобы повысить к себе доверие людей? Публикуем мнения экспертов
Без доверия к власти в современном мире выстроить процветающую экономику трудно. Именно доверие обеспечивает привлечение инвестиций в регион, формирует экономическую социальную стабильность общества, повышает культуру ведения бизнеса и его социальную ответственность, обеспечивает обратную связь с населением. Но и в советское время, и в постсоветской России культура доверия к власти не сложилась — потому что доверие неоднократно подрывалось самим государством. Достаточно вспомнить заверения первого президента РФ Бориса Ельцина в начале 1992 года: «Если цены станут неуправляемы, превысят более чем в три-четыре раза, я сам лягу поперёк рельсов» — и 14 августа 1998 года, за три дня до дефолта: «Девальвации рубля не будет».
В словаре Ожегова доверие определяется как уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому- или чему-либо. Доверие формируется в результате длительного процесса, основу которого составляют искренность, добросовестность и честность представителя власти. Кроме этого, обязательно необходимо знание, поскольку отношение к кому- или чему-либо формируется только на основании знания, то есть любым способом полученной и затем упорядоченной информации. А весь процесс формирования доверия строится на коммуникациях с целевой общественностью, в результате которых поэтапно формируется знание, складывается отношение и наконец возникает доверие.
За более чем двадцать лет экономических реформ доверие населения к власти так и не было восстановлено. Так, например, бизнес по-прежнему предпочитает серую зону, чтобы уйти от налогов. По мнению председателя Счётной палаты РФ Алексея Кудрина, «восстановить доверие можно путём выполнения поставленных целей и обещаний: пока что многие решения, которые существовали в последние несколько лет в виде указов президента, не были достигнуты, а причины отсутствия результата не обсуждаются».
Следует отметить, что за последние годы государству удалось повысить уровень доверия населения к некоторым институтам государственной и общественной системы. Например, повысился уровень доверия к банковской системе, благодаря чему население стало меньше хранить деньги дома, доверяя их банкам.
Американское международное агентство по связям с общественностью и стратегическим коммуникациям «Edelman» ежегодно проводит опрос Edelman Trust Barometer («Барометр доверия»), оценивая, кому доверяют люди в 28 странах мира, в том числе и в России. Аналитики Edelman оценивают доверие к различным институтам у граждан в целом и у «информированных» граждан (с высшим образованием и высоким уровнем дохода, следящих за новостями). Как показало исследование 2018 года, уровень доверия россиян к институтам (правительству, бизнесу, неправительственным организациям и СМИ) всё ещё находится на очень низком уровне и составляет 36 % — это самый низкий уровень среди стран, рассмотренных в исследовании. По результатам телефонного опроса компании «Отважный маркетинг», который проведён в Республике Туве в 2019 году, уровень доверия населения президенту составляет 97 %, правительству — 58 %, а местным властям – 36 %. В чём причина такого падения уровня доверия? Одна из причин — отсутствие планомерно выстроенных, центростремительных коммуникаций власти с целевой общественностью.
Если сосредоточиться на региональном уровне, то для формирования доверительных отношений ко всей системе государственных институтов следует проводить целенаправленную работу не только в сфере повышения эффективности экономических показателей, но и в сфере коммуникаций власти с целевой общественностью. В этой связи введение Указом Президента РФ от 25 апреля 2019 г. №193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» показателя «Уровень доверия к власти (Президенту РФ, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ» стало своевременным, актуальным и необходимым.
Очевидно, что для формирования высокого уровня доверия власти следует настроиться на постоянную информационную работу органов государственного управления на всех уровнях, раскрывающую все сферы деятельности органов государственной власти и необходимую для повышения культуры доверия в стране.
Материалы по теме
Как работать с протестом?
В Новосибирске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая гражданскому активизму в Сибири
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) методом ежедневного всероссийского телефонного опроса уже измеряет такие показатели, как «Доверие политикам» и «Оценка властей». Показатель «Оценка властей» показывает, насколько россияне в целом согласны с курсом внутренней, внешней, экономической и социальной политики властей страны, что демонстрирует разные результаты. Очевидно, что введённый показатель «Уровень доверия к власти» является важным индикатором оценки динамики роста культуры доверия к государству. Теперь уже перед властью субъектов РФ поставлена задача по самостоятельному формированию и управлению уровнем доверия к себе. Властям субъектов РФ необходимы инструменты формирования достаточного и положительного знания об их деятельности, с помощью которого респонденты смогут сформировать своё отношение к власти. Очевидно, что реализация подобного проекта потребует от регионов серьёзных затрат регионального бюджета на оплату услуг исследовательской организации и организации, занимающейся разработкой программного обеспечения. А введение Указом Президента РФ показателя «Уровень доверия к власти», несмотря на отсутствие методики его расчёта, по всей вероятности, не предполагало несение регионами дополнительных бюджетных затрат на его измерение, учитывая дефицит бюджета во многих регионах страны. Это же отметил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Не следует забывать о том, что губернатор — это не социологическая служба и в его задачи не входит заниматься этими замерами».
Несмотря на то, что показатель «Уровень доверия к власти» сложно поддаётся оценке и будет отражать в большей степени результат применения той или иной социологической методики оценки, у губернаторов уже сейчас имеется достаточно инструментов влияния на уровень доверия — независимо от наличия утверждённой правительством РФ методики оценки показателя.
Губернатор, являясь высшим должностным лицом, работает не сам по себе, а реализует свои полномочия при помощи и поддержке органов исполнительной власти региона. Для укрепления уровня доверия к нему необходимо решить три главные задачи.
Во-первых, следует организовать проведение планомерной работы по созданию информационного поля, в котором информация о деятельности губернатора и органов исполнительной власти региона будет распространяться, обращаться и трансформироваться для получения населением знания о деятельности органов власти; формирования своего отношения к ним на основании полученного знания; создания оснований для доверия. При этом следует помнить, что информация должна основываться на принципах честности, добросовестности, открытости.
Во-вторых, необходимо создать условия для формирования и работы внешней экспертной среды, способной давать непредвзятые и/или профессиональные оценки действиям властей, не преследуя собственной выгоды.
В-третьих, общеизвестно, что информационное поле формируется под действием различных сил, включая и те, которые злонамеренно подрывают доверие к власти и в худшем случае развязывают информационную войну. Власти не следует игнорировать эти силы, поскольку их недооценка так же опасна, как и преувеличение реального уровня риска.
Для решения первой задачи по формированию информационного поля о деятельности высших должностных лиц субъектов РФ государственные структуры могут прибегнуть к использованию актуальных инструментов инфлюенс-маркетинга (от англ. «influence» — влияние), или, как его ещё называют, маркетинга влияния и рекомендательного маркетинга, которые уже получили широкое распространение в коммерческой сфере и доказали свою многократную эффективность в сравнении с традиционными каналами коммуникации. Поэтому для формирования высокого уровня доверия органам власти полезно знать результаты ещё одного рейтинга доверия, измеряемого многими исследовательскими компаниями для коммерческой сферы.
Инфлюенс-маркетинг позволяет сформировать группы влияния, референтные персоны и группы, которые станут источником информации, которому доверяют больше, чем официальному СМИ. Таким образом, доверительный контент, распространяемый ближним окружением, для человека является более важным и заслуживающим доверие, чем реклама. С этой точки зрения социальные сети, которые из иерархической превращают коммуникацию в сетевую, обеспечивают интерактивность и возможность обратной связи, могут эффективно использоваться для трансляции идей, программ, новых проектов и начинаний, исходящих от органов региональной власти.
Следовательно, органам власти целесообразно расширить перечень используемых каналов коммуникаций с целевой общественностью, выйти за границы официальных СМИ и верифицированных («верификация» от лат. verum «истинный» и facere «делать» — подтверждение личности) аккаунтов высших должностных лиц субъектов РФ в соцсетях и дополнительно привлекать лица, способные информировать своё ближнее окружение о деятельности органов исполнительной власти на принципах честности, добросовестности, открытости.
Для решения второй задачи (создание внешней экспертной среды) необходимо привлечение и формирование широкого круга лидеров мнений городского и регионального уровней и поддержание необходимого уровня этики и культуры общения в информационной среде для них. Задача лидеров мнений – формирование доверительного экспертного контента, основанного на фактах, подтверждённых результатах исследований, наличии специального опыта в конкретной области, умении объективно и непредвзято рассмотреть вопрос с разных точек зрения, высказывать аргументированное мнение по рассматриваемому вопросу.
Решением третьей задачи, как правило, занимается PR-служба органа государственной власти. Тем не менее, как показывает практика, не все PR-службы в регионах подготовлены в области антикризисного PR. Очевидно, что PR-службам регионов необходимо быть заранее готовыми к информационным атакам, составляя к коммуникационной стратегии региона план кризисных коммуникаций. То, что в современном мире давно и успешно реализуется крупными коммерческими компаниями для укрепления своего имиджа и страхования репутационных рисков, органам государственной власти на уровне субъектов РФ только предстоит освоить.
Особенностями российского рынка связей с общественностью является то, что в регионах, по сравнению со столичным рынком, разрыв компетенций специалистов по связям с общественностью на местах велик. Это приводит к возможности относительно лёгкой манипуляции обществом в регионах с помощью информационных вбросов в регионах, уязвимых с точки зрения наличия компетенций PR-специалистов. А значит, губернатору следует сформировать сильную профессиональную PR-команду для самостоятельного предотвращения таких атак.
Обобщая перечисленные задачи, можно резюмировать: для формирования уровня доверия перед высшими должностными лицами субъектов РФ поставлена цель по разработке и реализации собственной коммуникационной стратегии, которая сформирует положительное и объективное отношение населения региона к решениям и действиям органов исполнительной власти, повысит уровень деловой этики со стороны бизнес-сообщества и приведёт к другим положительным результатам.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ Ирина ОТВАГИНА, первый заместитель председателя Правительства Республики Тывы Александр БРОКЕРТ