11.01.21

«Дисциплина» vs Netflix

В театре «Старый дом» запустили фабрику нарративного театра, призванную вернуть на сцену интригу сюжета и яркого героя.

Читка пьесы Петра Маняхина «Гоша» завершила первый день «дисциплинарного» марафона.

Сегодня современный театр несётся по постдраматическим рельсам в режиссёрское прекрасное далёко, которое неинтересно зрителю, приходящему в восторг от содержания-сюжета, но равнодушному к форме. Поэтому в театре «Старый дом» придумали фабрику нарративного театра «Дисциплина» — единственный в своём роде творческий «парник» для выращивания современных драматургов. Проект получил активную поддержку министерства культуры Новосибирской области и может прогреметь на всю страну.

Где пьесы?!

Российский театр в 2013 году «прочитал» книгу немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана «Постдраматический театр» и понял, что информативные технологии изменили формы общественной коммуникации, а значит, настало время симметричного ответа. Спектакли из серии «дружок, хочешь, я расскажу тебе сказку?» были объявлены архаикой, и театр начал исследовать современные коммуникации и городские пространства, отринув пьесу как доминанту. Сайт-специфик, променад, иммерсивность — новые формы утаскивают ошалевшего зрителя на глубину рефлексий, превращают его в актёра, соучастника и игрока, "вы хотите поговорить об этом?". Пьесы больше не нужны: организаторы проектов пишут сценарии «на коленке», особо не заморачиваясь сюжетами, — творческим топливом могут одинаково стать как расписание электричек, так и меню в ресторане.

По официальной статистике, в России 647 государственных театров и около 400 — частных.

С одной стороны, этот творческий поток взорвал рампу, отделяющую актёров и зрителей, и показал, что спектакль — это не текст, а глобальный «хоровод» коммуникаций и рефлексий. С другой — обесценил работу драматургов и выгнал из зала зрителя, любящего закрученный сюжет и харизматичных героев. Зритель расстраиваться не стал и подписался на Netflix.

В «Старом доме» поняли, что сюжетный, реалистичный театр сильно сдал под натиском постдраматиков, и в январе 2020 года придумали «Дисциплину». Кураторами проекта стали главный режиссёр театра Андрей Прикотенко, театральные критики Оксана Ефременко и Антон Хитров и драматург Александр Молчанов. «Нам не хватает театра, который рассказывает увлекательные истории. Не хватает театра, который говорит на доступном языке; театра, адресованного всем, кто подписан на Netflix, а не только поклонникам современной режиссуры. Не хватает реалистического театра — умного и живого, а не старомодного и поверхностного. А чтобы создать такой театр, нужна принципиально новая драматургия!» — написали свой манифест кураторы и пригласили к участию в проекте всех, кто дружит со словом.

Чехов? Надоел!

Лариса Чернобаева проживает жизнь центрального персонажа пьесы «Наташа».

В открытом конкурсе «Дисциплина», который начался в январе 2020 года, приняли участие 423 автора из 40 городов и 12 стран мира. В марте эксперты выбрали 11 драматургов-победителей, которые до декабря должны были написать пьесы в соответствии с сериальными канонами и под руководством наставника Александра Молчанова. Затем — марафон читок на сцене «Старого дома», экспертный выбор режиссёра Юлии Ауг, и пьеса-победительница начнёт обретать сценическую плоть.

— Уже одно то, что в «Дисциплине» приняли участие столько российских авторов, говорит о востребованности и уникальности этого проекта, — сказал на презентации «Дисциплины» заместитель министра культуры НСО Григорий Милогулов. — Уверен, что о «Дисциплине» будут говорить в российском театральном сообществе, это настоящее открытие уходящего года.

Российский сценарист Александр Молчанов уверен, что театру необходима реалистичная драматургия, когда автор высказывается не об условном «вишнёвом саде», а о тех реалиях, которые нас окружают. Именно языком современного нарратива можно и нужно говорить о тех трудных, но важных вещах, что волнуют нас: о домашнем насилии, о силе и слабости, о новой этике, об обществе и агрессии, о любви и смерти.

Основа реалистичного современного сюжета — документальные исследования, личные события, наблюдения, анализ.

— Я не против Чехова, но сколько можно?! — восклицает драматург. — Ребята, вы вычёрпываете колодец, который давным-давно вычерпан. И одна из задач, которую я для себя поставил, работая в «Дисциплине», — вернуть в театральное уравнение зрителя.

На первых декабрьских читках были представлены пьесы, написанные авторами из Владикавказа, Новосибирска и Москвы. Четыре предельно откровенных и честных текста — с почти детективной сюжетной линией и теми самыми героями, о которых хочется говорить и спорить. Заключительный этап читок пройдёт в конце января — семь пьес будут прочитаны за два дня, а после этого станет известно имя победителя.

«Наизнанку»: Карина Бесолти (Владикавказ)

Читка пьесы «Наизнанку»

Действие пьесы автор обозначает, как «где-то в горах Северного Кавказа». Но с таким же успехом можно написать «где-то в хрущёвках Затулинского района» — домашние насилие не имеет принципиальной географической разницы. Сюжет может стать в один ряд с нарративом канонического детективного сериала: в семью «традиционных горцев» внедряется девушка Фариза, чтобы расследовать самоубийство своей сводной сестры Иды. И хотя зритель понимает, что причина самоубийства — сексуальное насилие, обман, похищение и весь тот «патриархат», который веками транслируется из поколения в поколение, пьеса держит за горло эмоциональным напряжением.

— Благодаря «Дисциплине» я не только написала пьесу, но и получила возможность высказаться на тему, которая меня давно интересует, — домашнее насилие, — сказала драматург. — Эта тема артикулируется мной через реалии Северного Кавказа, но это не значит, что перед нами узкая полоса смыслов. Пьеса не только про то, как на Кавказе плохо относятся к женщинам. Нет, это основа для высказывания обо всех женщинах.

«От отбоя до подъёма»: Алексей Понедельченко (Новосибирск)

Читка пьесы «От отбоя до подъёма»

Трудно поверить, но об армейских буднях можно написать с метафизическим подтекстом, умным юмором и уместным патриотизмом! Лейтенант Стеклов заступает на своё первое ночное дежурство и знакомится с рядовым Бандурой, который погиб в далёком 1945-м при взятии Будапешта и навек остался в земном невидимом строю, потому что роту назвали его именем. Кстати, Алексей Понедельченко — тот самый певец реализма, все его тексты основаны на реальных событиях.

— Когда ты в зрительном зале смотришь и слушаешь своё произведение, то внутри, в твоём сознании, происходит что-то невероятное! — не скрывал эмоций на читке автор. — Это не просто быть зрителем и проживать спектакль вместе с актёрами. 

«Наташа»: драматург Марина Крапивина (Москва)

Непосредственный оммаж пьесам Чехова — с этим вечным «милая моя, прекрасная комната», бесконечными чаепитиями из фарфоровых чашек, интеллигентским снобизмом и полной беспомощностью перед ударами топора (зачёркнуто) судьбы. Главная героиня Наташа, бывшая воспитанница детского дома, врывается в размеренную жизнь московских снобов и борется за место под солнцем (прописку) с помощью услужения и полезности. Семья снисходительно учит её правильно есть ножом и вилкой, демонстрируя свою спесивую толерантность, но незаметно попадает в её паучьи сети. Когда интеллигенты выходят из спячки, то их вишнёвый садик уже вырублен, а Наташа-Паучиха, женив на себе старшего сына, заправляет всеми делами. Будучи в начале пьесы "человеком бунтующим", Наташа набирается снобистской спеси и становится в финале персонажем, который очень в России популярен, — «из грязи в князи».

Во время обсуждений Юлия Ауг очень точно подметила главную мысль «Наташи»: «Этой рафинированной среде нужна гнилая кровь, чтобы хоть как-то двигаться вперёд. И эта дурная кровь, с одной стороны, становится детонатором разрушения, с другой — единственным, на чём это нежизнеспособное болото может продолжать жить».

«Гоша»: Пётр Маняхин (Новосибирск)

Новосибирский журналист Пётр Маняхин написал пьесу о советских учёных, изучающих феномен полтергейста. Но бытие специалиста центра по исследованию паранормальных явлений (привет, Стругацкие!) Жени — это лишь первое дно в многоярусном произведении автора. Сам Маняхин сказал на презентации, что эта пьеса про выгорание и драматургом он себя не считает.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика