Дело за дело
Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Новосибирской области составляет более 20%. Это примерно совпадает со средним показателем по стране. В то же время в послании Федеральному собранию президент заявил, что к 2025 году вклад малого бизнеса в ВВП должен возрасти до 40%. Что может помешать исполнению этой задачи?
В аппарате Уполномоченного по делам предпринимателей в Новосибирской области все жалобы и обращения от представителей бизнеса аккумулируются и систематизируются. По данным на 1 октября 2018 года, наибольшее число нареканий поступает на сферу контрольно-надзорной и разрешительной деятельности — 27% от общего числа.
Предприниматель из небольшого посёлка Куйбышевского района, занимающийся распиловкой леса, складировал брёвна на участке рядом с домом. Это не понравилось кому-то из соседей, и в Росреестр поступила жалоба. Несмотря на то, что участок пустовал, а чуть позже заготовитель оформил его в аренду, ему выписали штраф 100 тысяч рублей, что для мелкого предпринимателя — сумма просто неподъёмная. После обращения к Уполномоченному была направлена жалоба в арбитражный суд, который отменил штраф, признав нарушение малозначительным.
С 2014 года в регионе начал действовать механизм оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимательского сообщества.
— Понимая важность устранения неблагоприятных для предпринимателей положений законодательства, мы сразу включились в тогда ещё совсем новую процедуру оценки регулирующего воздействия, — рассказал региональный бизнес-омбудсмен Виктор Вязовых, возглавляющий эту структуру с момента её создания в 2014 году. — Сначала на уровне Новосибирской области, а затем Новосибирска и других муниципальных образований. Всего было высказано порядка 400 замечаний и предложений по правовым актам, затрагивающим осуществление предпринимательской деятельности, 80 процентов из которых учтены разработчиками, внесены изменения, устраняющие неблагоприятные для предпринимателей положения.
Предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками, обратились к бизнес-омбудсмену с жалобой на постановление областного правительства о порядке предоставления субсидий за пассажиров-льготников. При проверке выяснилось, что документ не проходил процедуру ОРВ, он противоречит федеральному законодательству и предъявляет избыточные требования к перевозчикам. Минэкономразвития области поддержало позицию бизнес-омбудсмена, в итоге в постановление были внесены изменения.
Земельные и имущественные споры составляют второе место по числу обращений — 15% от общего числа. Преимущественно жалобы касаются необоснованного расторжения договоров аренды, отказов от их продления, проблем с размещением нестационарных торговых объектов.
Владелец пекарни в Станционном сельсовете Новосибирского района реконструировал помещение за свой счёт. Позже выяснилось, что здание, в котором располагается производство, было включено в реестр муниципальной собственности, а затем передано физическому лицу на основании мирового соглашения, заключённого с главой администрации сельсовета. Предприятие оказалось под угрозой закрытия. После обращения в аппарат Уполномоченного была проведена проверка, выявившая нарушения закона при оформлении прав на здание. В отношении главы администрации сельсовета возбуждено уголовное дело, пекарня продолжает работать.
Мэрия Новосибирска отказала в заключении на новый срок договоров на размещение нестационарных торговых объектов. Мотив — строительство в этом месте капитальных зданий и обустройство сквера рядом с ними. В аппарате Уполномоченного обратили внимание на то, что малый бизнес в этом случае становится жертвой интересов более крупных предпринимателей. Было направлено обращение в УФАС, специалисты которого заключили, что в этом случае нарушаются законы о защите конкуренции и об основах регулирования торговой деятельности.
Мэрии дано предписание урегулировать ситуацию в соответствии с законом и без нарушения интересов малого бизнеса.
12% от общего количества обращений связано с уголовным преследованием предпринимателей. За пять лет работы института Уполномоченного удалось добиться прекращения 7 уголовных дел в отношении предпринимателей, 18 человек освобождены из-под стражи в ходе следствия в связи с заменой меры пресечения на более мягкую.
Предприниматель занимался строительством берегоукрепительных сооружений на Обском море. Камень, который изначально предполагалось использовать, он заменил более дешёвым сортом, согласовав это с проектировщиками и заказчиком. Тем не менее на него было заведено уголовное дело. Возбудивший его следователь затем потребовал с предпринимателя взятку за прекращение уголовного преследования. Коррупционера взяли с поличным, но заведённое им дело не закрыли — напротив, бизнесмена заключили под стражу и отправили в СИЗО. Бизнес-омбудсмен Виктор Вязовых обратился за помощью к своему коллеге на федеральном уровне, Борису Титову, — с его помощью информацию довели до Генеральной прокуратуры. Меру пресечения удалось заменить на домашний арест, а впоследствии и на залог. Дело дошло до суда, в ходе которого было установлено, что все сооружения изготовлены в полном соответствии с проектной документацией и исправно выполняют свои функции. Бизнесмен был оправдан, а иск о взыскании с него 79 млн рублей оставлен без рассмотрения.
Несмотря на то, что по закону оплата товаров, закупленных для государственных и муниципальных нужд, должна производиться не позднее 30 дней после приёмки, жалоб на задержки с расчётами от представителей бизнеса поступает немало. Жалобы на проблемы с погашением задолженности составляют около 8% от общего числа обращений. С 2014 года по октябрь 2018 года с помощью аппарата Уполномоченного удалось погасить задолженность госструктур перед бизнесом на сумму примерно 50 млн рублей.
Республика Марий Эл задолжала одной из новосибирских компаний около 30 миллионов рублей. Работы, предусмотренные госконтрактом, были выполнены качественно и в срок, приняты, однако при расчёте компания получила менее половины от их общей стоимости. Власти Марий Эл объясняли ситуацию просто: нет денег. Предприниматель обратился в суд, решение было вынесено в его пользу, но не реализовывалось. После направления Уполномоченным запроса в прокуратуру республики и вмешательства Бориса Титова, привлекшего к делу внимание Генеральной прокуратуры, остававшаяся часть задолженности была погашена.
Наталья КИПРИЯНОВА, директор юридической компании «План Б»:
— Первая проблема, с которой к нам обращается бизнес, — взыскание долгов. Если один из контрагентов — часто это государственная структура — вовремя не рассчитался, страдает вся цепочка исполнителей. Акты подписаны, счёт выставлен — значит, эти ещё не поступившие средства уже учитываются при исчислении налога на прибыль (это 20 процентов) и НДС (18 процентов). А налоги нужно платить «живыми» деньгами, которых нет, и это приносит огромный урон бизнесу! Получается, что нужно эти деньги занять, или где их ещё взять!? Бывает, что есть даже судебное решение, а должник «слился», и получить с него что-то невозможно. И предприниматели обращаются с просьбами помочь решить проблему цивилизованным путём, без привлечения коллекторов.
Вторая частая причина обращений — проблемы с налогами. Нас просят помочь настроить налоговую политику внутри компании, чтобы после уплаты налогов как-то можно было жить.
Тут у бизнеса две главные беды — безумный налог на фонд оплаты труда и ужесточение администрирования НДС. Теперь, если чей-то контрагент имеет разрыв по НДС, налоговая ищет в цепочке «живую» компанию и требует с неё налог за должника. Люди просто в панике.
Третья причина — запрос на выстраивание с партнёрами цивилизованных деловых отношений. Слишком часто предпринимателям приходилось страдать от того, что бизнес строился на доверии друг к другу, а потом одна из сторон попросту «кидала» вторую. Теперь люди стараются перемещать акцент на официальное оформление договорённостей.