18.01.21

Давить на газ

Что сделает воздух над Новосибирской областью чище — стопроцентная газификация или экологичное топливо для транспорта?

На заседании комиссии заксобрания по экологии

Почему воздух в Новосибирске и других городах области грязный, кто конкретно его портит? С самого начала своей работы комиссия заксобрания по экологии сделала поиск ответа на этот вопрос и способа исправления такого положения дел своей главной задачей. И на январском заседании комиссии тема грязного воздуха тоже стала единственной — в двух аспектах.

О газификации жилья много говорят как о панацее по сокращению выброса в воздух вредных веществ, образуемых при сжигании топлива. Периодически в новостях сообщают о том, что газифицировано то или другое село — иной раз может показаться, что голубым топливом охвачена уже вся Новосибирская область. Но это далеко не так. По данным министерства ЖКХ и энергетики, которые привёл министр Денис Архипов, к газу подключено только 34,13% всех домовладений. По сравнению с 2015 годом, когда работы по газификации, которую областные власти выполняют синхронно с программой ПАО «Газпром», были активизированы, прогресс, конечно, есть — 5 лет назад газифицировано было 28,5%. Однако уровень газификации в Новосибирской области (и на это обратил внимание гость комиссии — ветеран энергетики Виктор Зорин) остаётся одним из самых низких в России, хотя магистральными сетями «Газпрома» не охвачены только юго-западные районы области. Причина проста: ветки от магистральных газопроводов к населённым пунктам должен строить регион — самостоятельно или с помощью инвесторов.

Инвесторы, как правило, запрашивают очень высокую цену за подключение к газу — власть на такие условия не идёт, понимая, что тариф для населения в этом случае окажется неподъёмным.

А в результате нет ни одного депутата заксобрания, представляющего районы Новосибирской области, кому люди не высказывали претензии по темпам газификации. Юрий Кошкин рассказал, что в Куйбышеве газификация идёт уже десять лет, а в домах голубого топлива нет до сих пор. Игоря Умербаева спрашивают о том, когда придёт газ, жители Усть-Таркского и Чистоозёрного районов. «Я отправлял запрос, в ответ мне прислали методику, где во главу угла ставится финансовая составляющая, и, согласно её параметрам, я понял, что в этих районах газа не будет никогда. Когда он всё же туда придёт?» — интересуется депутат. «В Коченёвском и Чановском районе газ есть, но состояние газификации никого не удовлетворяет, а это архиважный вопрос — и экономический, и социальный», — подчёркивает его коллега Александр Барсуков.

По словам министра, о проблеме, с которой сталкиваются все регионы, знают на федеральном уровне, в конце прошлого года по инициативе президента РФ было утверждено поручение об устранении правовых пробелов в ситуации, когда люди вынуждены платить огромные суммы за подключение к газу, и подготовлен проект дорожной карты по развитию газификации до 2024 года — с учётом финансирования работ по подключению без привлечения средств граждан. А НСО готовит к подписанию с «Газпромом» новую программу синхронизации на 2021–2025 годы, которая предусматривает расширение мощностей пяти газораспределительных станций, увеличение сети межпоселковых газопроводов в Ордынском и Черепановском районах, а также строительство первых таких газопроводов в Сузунском районе.

При этом, по мнению Дениса Архипова, 100-процентная газификация области не нужна. Если же пытаться её достичь, то это может обойтись в 100 миллиардов рублей.

Другой источник загрязнения воздуха — транспорт. Пока что самая экологически чистая его категория в области — общественный транспорт. Автобусы в регионе в основном ездят на газомоторном топливе — и таких 1 089.

Переводить на газ другой автотранспорт никто не спешит: в Новосибирске, как рассказал Виктор Зорин, сейчас только 5 заправок пропанбутанового топлива, причём в крайне неудобных местах — в других не разрешают требования безопасности. Сейчас, как рассказал министр транспорта НСО Анатолий Костылевский, определены ещё 14 мест для строительства газовых заправок в Новосибирской области и 12 мест — в Новосибирске.

Заместитель председателя комиссии Сергей Конько предложил выяснить, сколько всего в области транспорта, сколько он потребляет горючего и какое негативное воздействие на воздух тем самым оказывает. «В новогодние праздники мы остро столкнулись с проблемой чистого воздуха, но, в чём причина, — не знаем. Одни говорят — предприятия, другие — транспорт. Надо, чтобы кто-то чётко ответил, какой ущерб наносит воздуху транспорт, а какой — энергетики», — подчеркнул депутат.

Председатель комиссии Владимир Лаптев рассчитывает, что ответы от профессионалов на этот вопрос будут получены в марте-апреле. «Надо поставить цель перейти на газовые заправки. Гари и топлива будет меньше, воздух — чище», — резюмировал он.

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика