02.11.20

Город Арнольда Каца

Главный дирижёр Юношеского международного конкурса имени П. И. Чайковского Юрий Ткаченко о конкурсе пианистов имени Е. М. Зингера, уроках Арнольда Каца и о том, почему полезно учить детей музыке

Творческая встреча и мастер-класс состоялись в рамках I Международного конкурса «Запад — Сибирь — Восток»: конкурс пианистов имени Е. М. Зингера, который проводит Новосибирская государственная консерватория. Стартовал конкурс 27 октября. Заявки на участие подали более 120 учащихся музыкальных школ и школ искусств, студентов колледжей и вузов, а также молодых пианистов в возрасте до 30 лет из разных регионов России, ближнего зарубежья, а также Южной Кореи, Вьетнама, Китая и Канады. В условиях пандемии конкурс проходит в смешанном формате — онлайн и офлайн.

Юрий Ткаченко — приглашённый дирижёр конкурса, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, профессор, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Московского государственного института культуры, главный дирижёр Юношеского международного конкурса имени П. И. Чайковского. Год назад был приглашён в Новосибирск как дирижёр IX Международного конкурса юных скрипачей.

— Для меня Новосибирск — особенный город. Мы давно дружим с консерваторией, и это далеко не первый мастер-класс, который я провожу здесь. А началось всё со знакомства с Арнольдом Михайловичем Кацем в 1996 году. Я не являюсь его прямым учеником, но Арнольд Михайлович оказал огромное влияние на моё дирижёрское образование, давал мне уроки, и мы с ним много общались. По его приглашению я приехал в Новосибирск работать с оркестром,  — рассказывает Юрий Ткаченко. — И консерватория, и филармония до сих пор дышат тем духом, который заложил в Новосибирске Арнольд Михайлович. Он руководил Новосибирским академическим симфоническим оркестром больше 50 лет — этот факт занесён в Книгу рекордов Гиннесса, и это действительно огромный вклад в культуру. Так что для меня нынешняя встреча со студентами консерватории — продолжение большого пути, начатого со знакомства с Арнольдом Михайловичем. Затем были и концерты по приглашению филармонии и Новосибирска, и мастер-классы в консерватории, и Юношеский конкурс имени Чайковского, который проходил в Новосибирске в 2015 году. И в этот раз мастер-класс прошёл в очень тёплой, доброжелательной атмосфере, и был обоюдополезным. Нужно было расставить акценты и обратить на что-то особое внимание, мне было интересно пообщаться с ребятами, у них хорошие педагоги и хороший профессиональный уровень.

Конкурс «Запад — Сибирь — Восток» проводится почти 20 лет, а с нынешнего года будет проходить в формате трёхгодичного цикла. Открывает его конкурс пианистов им. Е. М. Зингера, в следующем году состоится конкурс исполнителей на струнных инструментах имени М. Б. Либермана, в третий год — конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах имени И. И. Бобровского.

Конкурс пианистов назван именем Евсея Михайловича Зингера (1911–1977) — пианиста, кандидата искусствоведения, выпускника Ленинградской государственной консерватории, доцента Новосибирской государственной консерватории. За 20 лет преподавания в НГК Евсей Михайлович выпустил около 80 пианистов, которые работают в учебных заведениях по всей России и выступают на лучших концертных площадках страны и мира. Е. М. Зингер издал множество методических и научных работ, особое место среди которых занимают исследования музыкальной культуры Сибири.

Сегодня, 2 ноября, на сцене Центра культуры «Энергия» состоится третий тур конкурса пианистов имени Е. М. Зингера, финалисты играют программы в сопровождении оркестра студентов Новосибирской консерватории.

— Конкурс — это действительно большое событие. И не только в жизни музыкантов, это событие в масштабах города, региона, страны. Изучение музыки — невероятно полезное дело. Многие нобелевские лауреаты в своё время занимались музыкой. Дорогие родители, если вы хотите воспитать нобелевского лауреата, прежде других наук научите его музыке: играть на инструменте, читать ноты, понимать язык музыкального текста и логику музыкальной фразы. Тогда с большой долей вероятности ваш ребёнок вырастет настоящим специалистом в любой сфере, а возможно станет нобелевским лауреатом. Потому что музыкальное искусство, гармония созвучий и логические построения — всё это способствует усвоению математики, физики, химии и  других предметов, — продолжает Юрий Михайлович. — Важность конкурса «Запад — Сибирь — Восток» — выявлять звёздочки и давать им возможность раскрыться, расцвести. Кроме самих участников конкурса в него вовлечено большое количество людей — музыканты оркестра, педагоги, родители, слушатели. Готовятся многие, на конкурс же выходят наиболее профессиональные музыканты, побеждают единицы. Но проигравших нет, выигрывают все. После этого конкурса всем захочется большего: кому-то стать профессиональнее, кому-то, кто ещё не был вовлечён, заняться музыкой, кому-то — больше её слушать. Конкурс становится локомотивом в развитии духовного потенциала города, ведь смысл нашей жизни — в постижении, в интеллектуальном и эмоциональном развитии.

По словам маэстро, каждое новое поколение музыкантов показывает более высокие результаты. Дирижёром Юношеского международного конкурса имени П. И. Чайковского Юрий Ткаченко впервые был приглашён в 2004 году, это был пятый по счёту конкурс и проходил он в японском городе Курасики. Для Японии великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский, 180 лет со дня рождения которого исполнилось в этом году, — национальный композитор — так часто там звучат его произведения. За эти полтора десятка лет мир изменился, считает Юрий Михайлович, научно-технический прогресс движется семимильными шагами, нынешнее поколение имеет доступ к большей информации, быстрее впитывает её, раньше развивается, и музыканты технически оказываются более успешными.

Марина ШАБАНОВА

Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up