07.05.20

Годовая контрольная

Ущерб от нарушений законодательства в Новосибирской области в 2019 году составил 4,3 млрд рублей. Почти 93% нарушений допущено при использовании средств областного бюджета.

Традиционный годовой отчёт Контрольно-счётной палаты Новосибирской области на сессии заксобрания 30 апреля представила её председатель Елена Гончарова.

В 2019 году КСП провела 42 мероприятия в 119 организациях. В 107 из них выявлено 4 601 нарушение федеральных, областных и муниципальных правовых актов и соглашений на сумму 4,3 млрд рублей. Почти 93% нарушений допущено при использовании средств областного бюджета и областного имущества, 6,9% — средств местных бюджетов и муниципального имущества.

Документы КСП содержали 104 предложения по совершенствованию законодательства, из них реализовано 74. Кроме того, учтены ещё 23 предложения, сделанные в прошлые годы. С учётом выводов и предложений КСП принято 6 региональных законов, 45 постановлений и распоряжений правительства области, 154 муниципальных правовых акта.

По официальным запросам в правоохранительные органы направлено 43 материала. Возбуждены одно уголовное дело по нарушениям при строительстве газопровода в Северотатарском сельсовете, два уголовных дела по нарушениям при закупках в управлении мировых судей. Вынесены приговоры по делам, возбуждённым в прошлые годы: по нарушениям при приобретении жилья для детей-сирот в Татарском районе, при проведении благоустройства в Колывани. По искам прокуроров подрядчик работ по благоустройству возместил ущерб в сумме 1,4 млн рублей, инвестор возвратил помещения в собственность Биотехнопарка.
В особых обстоятельствах

Основными объектами проверок в сфере транспорта и дорожного хозяйства стали министерство транспорта Новосибирской области, Территориальное управление автодорог области (ТУАД), предприятие «Мост» и администрации пяти муниципальных образований. Приоритетными были проверки использования бюджетных средств, в том числе на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и строительство четвёртого моста через Обь.

В результате установлено, что разработанная по заказу областного минтранса в 2017 году транспортная стратегия региона до 2030 года, расходы на которую составили 14,2 млн рублей, до сих пор не утверждена. В 2018 году не были достигнуты 13 из 24 плановых значений целевых индикаторов госпрограммы развития автомобильных дорог, при этом реализация госпрограммы признана эффективной.

«В связи с наступлением особых обстоятельств» срок завершения строительства четвёртого моста через Обь перенесён с 6 декабря 2022 года на 17 сентября 2023 года. Рассчитанная концессионером стоимость работ по мостовому переходу составляет 31,3 млрд рублей, но по заключению Главгосэкспертизы России она оценена в 30,4 млрд рублей — расхождение составляет более 900 млн рублей.

КСП обнаружила, что многие муниципальные образования предоставляют недостоверную информацию о состоянии автомобильных дорог: согласно их данным, не соответствуют нормативам лишь 22,5% автодорог местного значения. При этом у дорог, находящихся в государственной собственности, этот показатель 63,3%. Независимый контроль выявил нарушения на 155 из 388 проверенных муниципальных объектов, основные их причины — недостатки проектной документации, слабый строительный контроль, нарушение подрядчиками технологического процесса. В рабочем посёлке Ордынское Ордынского района строительный контроль за проведением ремонтных работ не осуществлялся вообще или проводился формально — договоры заключались после окончания работ либо за несколько дней до их приёмки. Допускались случаи искусственного «дробления» закупок на несколько контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (Морской сельсовет Новосибирского района).

С учётом выводов и предложений КСП правительство области утвердило порядок содержания автодорог и правила расчёта бюджетных средств, выделяемых на ремонт и содержание дорог. ТУАД утвердило регламент отбора вырубок из асфальтобетонного покрытия для определения границ некачественно выполненных работ. Местные администрации работают с подрядчиками по устранению замечаний к качеству работ, взысканию неустойки по контрактам.


Срок завершения строительства четвёртого моста через Обь перенесён с 6 декабря 2022 года на 17 сентября 2023 года.Охрана без порядка

Для оценки положения дел в сельском хозяйстве, использовании природных ресурсов и охране окружающей среды объектами проверок КСП стали министерства сельского хозяйства и природных ресурсов Новосибирской области, администрации 15 муниципальных районов.

В ходе проверки исполнения госпрограммы по развитию сельских территорий установлено, что с 2016 года её финансирование уменьшилось в 3 раза, плановые значения целевых индикаторов 4 раза корректировались в сторону уменьшения. Область не участвовала в отборе региональных программ для предоставления средств федерального бюджета по ряду направлений, которые реализуются за счёт собственных средств областного бюджета.

Администрации ряда районов нарушают очерёдность включения граждан в списки на получение господдержки на строительство жилья, не контролируют представленные документы и соблюдение условий получения выплат, не информируют о правилах участия в программе. 88 человек, или 11% от числа получивших поддержку в 2012–2018 годах, не исполнили условие о трудоустройстве в агропромышленном комплексе или социальной сфере в селе. Не соблюдаются требования к благоустроенности построенного жилья (в 2018–2019 годах 15 участников программы ввели в эксплуатацию неблагоустроенное или непригодное для проживания жильё).

Что касается госпрограммы по охране окружающей среды, то в неё по-прежнему включены мероприятия по развитию рыбоводства и рыболовства, которые не относятся к сфере её реализации. Отчётность о достижении плановых целевых показателей по развитию рыбоводства и рыболовства, обустройству памятников природы, защите от подтопления недостоверна.

С 2019 года не предусмотрены средства на сбор и утилизацию биологических отходов и отдельных видов опасных отходов, которые не утилизируются в рамках работы с бытовыми отходами. В госпрограмму включены лишь 11 из 25 мероприятий, необходимых для защиты населённых пунктов от подтопления и затопления. Объект, построенный для отвода поверхностных вод с территории Гуляевского жилмассива в Куйбышеве, на который было выделено 15,3 млн рублей бюджетных средств, не введён в эксплуатацию.

Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности с 2016 года увеличилось в 5 раз и достигло 40. По-прежнему не выделяются средства на содержание дамбы, отсекающей Юдинский плес от озера Чаны.

С учётом предложений КСП в новой госпрограмме комплексного развития сельских территорий предусмотрено комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку, грантовая поддержка местных инициатив, строительство в селе социальных объектов, софинансируемых из федерального бюджета. Минприроды внесло изменения в методику расчёта целевых индикаторов госпрограммы в сфере охраны окружающей среды. С 2020 года полномочия по государственной поддержке рыбоводства и рыболовства переданы министерству сельского хозяйства области. При этом порядок охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения до сих пор не принят.


С 2020 года полномочия по государственной поддержке рыбоводства и рыболовства переданы министерству сельского хозяйства области.

 

Сколько стоит достроить?

В сфере строительства и ЖКХ КСП проверяла работу министерств строительства и ЖКХ области, Управления капитального строительства и администраций 6 муниципальных образований.

Приоритетными были вопросы по незавершённым стройкам и объектам газификации, образования, культуры и спорта в муниципальных образованиях.

Установлено, что не завершено строительство 148 объектов областной и 523 объектов муниципальной собственности общей стоимостью 111,2 млрд рублей (для завершения строительства необходимо не менее 87,5 млрд рублей). При этом формы бухгалтерской отчётности об этих объектах содержат неполную или недостоверную информацию.

59 объектов образования, культуры и спорта планируется завершить до 2022 года, но для ряда из них объёмы финансирования, предусмотренные в законе об областном бюджете, недостаточны для завершения строительства. Не обеспечена консервация 30 объектов, строительные работы на которых приостановлены более чем на шесть месяцев.

Ежегодное сокращение финансирования газификации из областного бюджета приводит к невыполнению обязательств по соглашению о сотрудничестве с «Газпромом», дефицит областных средств на выполнение обязательств составляет 739,6 млн рублей.

Не завершён процесс передачи районам полномочий по организации тепло- и водоснабжения, объекты остаются в собственности сельских поселений. Часть субсидии на мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов используется на административно-хозяйственные расходы Фонда модернизации и развития ЖКХ. Цели использования субсидии определяются соглашениями с Фондом, а не законом об областном бюджете.

После анализа выводов и предложений КСП областные органы исполнительной власти актуализировали планы по сокращению объёмов незавершённого строительства, минфин региона разработал рекомендации по инвентаризации объектов незавершенного строительства и их отражению в бюджетной отчётности. МинЖКХ НСО подготовило предложения по увеличению областного финансирования подпрограммы газификации. С 2021 года объём субсидии на административно-хозяйственные расходы Фонда модернизации и развития ЖКХ будет устанавливаться в законе об областном бюджете — отдельно от субсидий на капитальный ремонт.

Регистр для льготников

Изучая положение в сфере здравоохранения и социальной политики, КСП проверила министерства здравоохранения, труда и социального развития области, территориальный ФОМС и предприятие «Новосибоблфарм». Приоритетными были вопросы по закупке лекарств для государственных нужд, повышению качества жизни пожилых людей, а также реализация национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение».

Как установила КСП, персонифицированный учёт граждан, имеющих право на льготное обеспечение лекарствами, не организован — сводная заявка формируется в целом по медицинскому учреждению, что не позволяет исключить возможное отсутствие препарата для конкретного пациента.

Порядок финансирования профессионального обучения предпенсионеров не содержит положений о том, что не допускается повторное обучение. Реестр организаций, реализующих такие образовательные программы, не утверждён.

По результатам контроля минздрав области проводит уточнение порядка ведения регистра пациентов, имеющих право на льготное лекарственное

обеспечение. Минтруда утвердило перечень организаций и образовательных программ для профессионального обучения предпенсионеров, а также методику определения поправочного коэффициента для расчёта субвенций местным бюджетам на обеспечение жильём детей-сирот.


Минздрав области уточняет порядок ведения регистра пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.

 

Обратно в бюджет

Объектами контроля в сфере образования, культуры и спорта стали министерства образования, культуры, физической культуры и спорта, администрации 6 муниципальных образований, 21 государственное и муниципальное учреждение.

В результате проверок был выявлен ряд нарушений при отборе проектов оснащения школ современным оборудованием для создания условий для профессиональной ориентации. Субсидии на это должны предоставляться непосредственно, при этом в Баганском районе имущество, приобретённое за счёт субсидии, перераспределялось между школами разных населённых пунктов. В 2017 году минобразования сократило срок приёма заявок до трёх дней, что привело к сокращению числа участников отбора.

Закупленное на сумму 9,4 млн рублей оборудование длительное время не использовалось. Минобразования не предъявляло требования о возврате не использованных до конца года остатков субсидий. Не была направлена заявка для получения средств федерального бюджета на создание детского технопарка «Кванториум» и центра выявления и поддержки одарённых детей.

В отчётность о количестве посещений театрально-концертных мероприятий включались зрители коммерческих концертов, которые не входят в госпрограмму. Недостоверны данные о финансировании её мероприятий за счёт внебюджетных источников, в ряде случаев не достигнуты показатели результативности использования выделенных средств.

Субсидии на приобретение оборудования и музыкальных инструментов, как правило, расходуются муниципальными учреждениями культуры без использования конкурентных способов определения поставщиков.

То, какие муниципальные образования получат субсидии на оснащение спортивных площадок для сдачи нормативов ГТО, определялось ещё до принятия соответствующего постановления правительства области. Статистические данные о количестве площадок и расходах на внедрение комплекса ГТО недостоверны.

По итогам проверок в областной бюджет возвращено почти 400 тысяч рублей, использованных не по целевому назначению. Проводится работа по повышению достоверности статистической отчётности о внедрении комплекса ГТО. Рекомендовано уточнить порядки предоставления и методики распределения ряда межбюджетных трансфертов, предоставляемых в сфере образования.


В регионе идёт уточнение статистических данных по внедрению комплексов ГТО.

Миллионы на складах

Положение в сфере поддержки производства, предпринимательства и инвестиций рассматривалось КСП в ходе проверок, объектами которых стали министерства экономического развития, промышленности, науки и инновационной политики области, а также Новосибирский областной центр развития промышленности и предпринимательства.

В результате установлено, что в областных правовых актах отсутствуют критерии принятия решения о признании победителем конкурса инвестиционных проектов, а также об изменении объёмов и сроков предоставления господдержки. В договорах с инвесторами не определены конкретные показатели инвестиционных проектов, неисполнение которых влечёт ответственность инвестора. При принятии решений о предоставлении господдержки её общие объёмы правительством области не устанавливаются, что позволяет инвесторам получить поддержку на аналогичные цели в рамках разных госпрограмм. В ряде случаев господдержка предоставлялась на проекты, не соответствующие установленным областным законом сферам деятельности.

Имущество центра развития предпринимательства не включено в обязательный для опубликования перечень областного имущества, предназначенного для предоставления в пользование малому и среднему бизнесу, не установлен размер льготной ставки аренды имущества центра и порядок её применения. Имущественная поддержка оказывалась организациям, не включённым в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Возвращённое от арендаторов оборудование центров прототипирования и инжиниринговых центров на сумму 269,4 млн рублей не используется, меры по поиску новых арендаторов центром развития предпринимательства не принимаются, не используются также новое оборудование, на закупку которого израсходовано 3,8 млн рублей из средств областного бюджета, и нежилые помещения.

По итогам мероприятий КСП минэкономразвития внесло изменения в порядок оказания господдержки инвесторам, предусмотрены их обязательства по периоду использования приобретаемого технологического оборудования, определены сроки проведения конкурсов и механизм принятия решений по их результатам, уточнён перечень перспективных направлений инвестиционной деятельности. КСП рекомендовала определить размер платы за предоставление в аренду имущества Центра развития предпринимательства, провести работу по перезаключению договоров аренды и взысканию дебиторской задолженности.

Принять и учесть

По итогам работы КСП в 2019 году можно сделать вывод о позитивных изменениях в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, отмечено в заключении отчёта. Участие в реализации национальных проектов позволило привлечь значительный объём средств федерального бюджета, ускорить решение задач развития области. Приняты новые областные законы о государственной аграрной политике, поддержке садоводства и огородничества, деятельности пунктов приёма и отгрузки древесины, программа комплексного развития сельских территорий.

В областном законодательстве предусмотрено утверждение прогнозного плана приватизации сроком на три года, приняты новые порядки ведения реестра областной собственности и согласования сделок с имуществом.

Региональные проекты интегрированы в областные госпрограммы, оптимизирована работа по поправкам госпрограмм при внесении изменений в областной бюджет.

Обсуждая доклад, большинство депутатов высоко оценили работу КСП, однако отметили, что закон, регламентирующий её работу, принимался довольно давно и, возможно, нуждается в корректировках. В итоге отчёт был принят к сведению, правительству области рекомендовано учесть его выводы в своей работе.

Подготовила Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up