12.12.18

«Генералы» и битвы гончаров

Над созданием керамических чайников мастера работали четыре часа — в Новосибирске проходит XIV Международный сибирский фестиваль керамики

Абдулло Нарзуллаев, Иван Кротов и Николай Машуков с участниками конкурса-практикума «Чайные истории».

Все четыре стихии, составляющие наш мир (огонь, земля, вода и воздух), объединяются только в одном ремесле — керамике. Поэтому и возможности в керамике не ограничены. Фестиваль открылся 8 декабря праздником юного керамиста и детским творческим конкурсом. Сто сорок участников, вооружившись инструментами, изготавливали из глины объёмные композиции к сказкам о Незнайке Николая Носова. Профессиональные конкурсы, лекции, практикумы и семинары были организованы на разных площадках. Главное же событие фестиваля — мастер-шоу «Битва гончаров» — состоится завтра, 14 декабря, в 16:00, в Новосибирском государственном художественном музее (ул. Свердлова,10). Новосибирцев и гостей города приглашают на показательные выступления мастеров, здесь же состоится открытие выставки художественной керамики и презентация коллекции традиционной керамики потомственного мастера-керамиста из города Гиждуван Республики Узбекистана Абдулло Нарзуллаева, а в концертном зале НГХМ торжественно наградят лауреатов и победителей фестиваля.

 

Ежегодный Международный сибирский фестиваль керамики — крупнейший за Уралом — проводится министерством культуры Новосибирской области, некоммерческим фондом «Центр народной ремесленной культуры» и НГХМ.

 

«Ведомости» побывали на конкурсе-практикуме для взрослых «Чайные истории», который проходил на площадке арт-центра «Красный» (Красный пр., 169/2). На участие в конкурсе поступило 45 заявок от студентов и педагогов, мастеров-керамистов и ремесленников со всей Сибири, а также Санкт-Петербурга, Челябинской области и Узбекистана. На изготовление чайника давалось четыре часа, тема конкурса оставалась интригой и была объявлена перед самым началом. Чайник — «генерал» ещё несуществующего сервиза, одно из самых сложных изделий, на котором проверяется мастерство автора.

 

— Темой конкурса этого года стала «игра» в широком смысле слова, — говорит Иван Кротов, профессор кафедры художественной керамики Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского (Красноярск), член жюри. — Я не первый год приезжаю на фестиваль в Новосибирск, нашей дружбе с Художественным музеем и Центром народной художественной культуры много лет. Все мы здесь, чтобы как можно дальше и шире популяризировать керамику.

 

Председателем жюри приглашён Валерий Колтыгин, член Белорусского Союза художников, организатор и руководитель ежегодных Международных пленэров по керамике «АРТ-ЖЫЖАЛЬ» в Бобруйске. Среди членов жюри — Сергей Сухарев, член Союза художников России, доцент, заведующий кафедрой художественной керамики и стекла Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица; художник и керамист Николай Машуков, воспитанник красноярской школы, четверть века живёт в Словении.

 

— В последнее время я делаю свои проекты, много общаюсь на симпозиумах за рубежом — в Германии, Италии, Словении, Хорватии. Получил приглашение приехать сюда, на фестиваль, которому уже 14 лет, — рассказывает Николай Машуков. — Мне было интересно сравнить, и я вижу два больших различия: за рубежом все институты, которые готовят профессиональных керамистов, не учат основам живописи и рисования, как это делается в России. И я думаю, что это большой плюс русским мастерам. Но там существует свой большой плюс — великолепная технологическая база.

 

Мастера признаются, с оборудованием и материалами в нашей стране прежде была большая проблема. Сейчас же сделать печку, достать кирпич, купить гончарный круг, найти и заказать нужного цвета и качества глину и глазурь не составляет труда, были бы средства. Но когда речь идёт о произведении искусства, нужно нечто большее, чем просто глина, гончарный круг и обжиг. «Каждый художник — большая индивидуальность, это касается и керамистов, — продолжает художник из Словении. — Сущест­вует множество приёмов, иногда они переносятся с изделия на изделие, а иногда вырастают удивительные цветы. И здесь, на фестивале, я думаю, вырастут новые художники».

 

Эксперт, мастер-керамист в шестом поколении Абдулло Нарзуллаев из узбекского Гиджувана приехал на фестиваль со своей дочерью Дильнозой. Она старательно вместе с другими делает свой чайник без гончарного круга — в ручной лепке во всей красе раскрывается талант мастера. Говорят, женская лепная керамика отличается от мужской. Чем? Приходите на выставку в НГХМ, она будет работать по 3 февраля включительно, и всё узнаете. А 25 декабря арт-центр «Красный» приглашает на выставку-продажу.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика