15.02.19

Где учат музыке?

Внешний вид здания обновлён, а внутри всё ещё только начинается — чем сегодня живёт Новосибирская консерватория?

 

Имя великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки Новосибирская государственная консерватория получила через год после создания вуза. 

 

Так долго ждали этого ремонта, что сейчас уже трудно поверить — дело сдвинулось с мёртвой точки. Новосибирская консерватория объявила о начале реконструкции главного органа и концертного зала. Корреспонденты «Ведомостей» прошлись по коридорам и аудиториям музыкального вуза, чтобы увидеть, где готовят будущих оперных звёзд, оркестрантов и дирижёров.

 

Когда бы ни шёл мимо этого здания в неоклассическом стиле, здесь всегда слышна музыка.

 

Почти год консерватория стояла в лесах, закрытая целлофаном. Прошлой осенью завершился ремонт фасада и кровли. На средства, которые выделило Министерство культуры РФ, нужно было отреставрировать лестницы, усилить перекрытия, провести ремонт водопровода, канализации, отопления и вентиляции.

 

Здание на улице Советской, 31 (бывшей Кабинетской), имеет историческую и культурную ценность для Новосибирска. Два первых этажа объединены круглыми парными пилястрами и выделены тёмным цветом. Первоначально здание, построенное в 1923—1924 годах, было трёхэтажным и однотонным по цвету фасада. Проект выполнил известный сибирский архитектор Андрей Крячков. Благодаря ему здание «Сибдальгосторга» — памятник архитектуры регионального значения. Как и положено дому-памятнику, у Новосибирской консерватории есть свой миф: дескать, в 1930-е годы здесь располагалось НКВД и в подвале, где сейчас гардероб, были камеры.

 

На деле же здесь располагались торговые залы, а на верхнем этаже — служебно-административные помещения «Сибдальгосторга». Контора занималась заготовкой пушнины, рогов, копыт и торговлей с Дальним Востоком. В Новосибирск привозила чай, кофе и специи. В 1967 году по проекту архитектора Г. П. Зильбермана здание перестроили под нужды консерватории: надстроили четвёртый этаж и сделали две боковые пристройки.

 

На круглых пролётах центральной лестницы в прошлом году старые деревянные окна заменили на стеклопакеты.

 

Основанная в 1956 году Новосибирская консерватория стала первым музыкальным вузом в Сибири и до сих пор остаётся единственной в своём роде за пределами европейской части России.

 

8:00. Ни студентов, ни преподавателей ещё нет. Учебные кабинеты в пристройке, где раньше было общежитие, также ждут ремонта.

 

В ряд шкафов встроены дверные тамбуры — защита от посторонних звуков, иначе какофонии не избежать.

 

Среди инструментов — и известные на весь мир марки, и отечественные, ещё советского производства, надёжные, способные выдерживать интенсивную нагрузку. Как, например, этот «Красный октябрь».

 

Музыкальный парк консерватории с солидным износом. На этих инструментах играют с утра до позднего вечера. К шести часам занятия в основном заканчиваются, и у студентов есть возможность взять ключи от кабинетов и готовиться самостоятельно до 22:00, пока консерватория открыта. В общежитии на Ипподромской, 23, где живут иногородние студенты, тоже есть инструменты, но их не так много.

 

Концертный рояль.

 

Есть в консерватории и дорогостоящие инструменты — к примеру, рояли, на которых занимаются студенты и педагоги кафедры специального фортепиано. Для пианистов при касании клавиш важно получить то туше, которое они хотят.

 

Дмитрий Ярославович Голец, руководитель музыкальной мастерской. В его ведении находится весь парк инструментов — одних только роялей больше ста.

 

Дмитрий Голец давно трудится в консерватории, но внутри большого концертного органа не бывал. «А зачем? Там делать нечего! Орган нужно слушать из зала», — замечает главный по инструментам. Под его началом работают настройщики, мастера по ремонту музыкальных инструментов.

 

Один из трёх «стейнвеев» консерватории 1806 года рождения, в Сибирь он прибыл из послевоенной Франции и значится в международном каталоге. Раритетный рояль требует реставрации, а пока стоит в учебном классе, на нём играют студенты. «Приезжали французы, увидели инструмент в каталоге, хотели выкупить, но мы не пошли на это», — поясняет Голец.

 

Елена Рудзей, исполняющая обязанности профессора кафедры хорового дирижирования НГК им. М. И. Глинки, со студентами четвёртого курса факультета дирижирования.

 

Елена Рудзей — лауреат международных конкурсов, дирижёр и один из руководителей «Лаборатории новой музыки» и международного фестиваля «Сибирские сезоны», создатель и художественный руководитель Сводного детского хора Новосибирской области и Академического хора молодёжи и студентов. Год назад «Ведомости» опубликовали интервью с ней. 

 

Поступать в Новосибирскую консерваторию приезжают со всей России. Чаще, конечно, из соседних областей.

 

Для того чтобы поступить в консерваторию, нужно иметь среднее музыкальное образование. Ксения Моргунова, как она говорит, из «глухой деревни» Алтайского края, окончила музыкальный колледж в Барнауле. Анна Мазурова приехала в Новосибирск с дипломом Омского музыкального училища им. Шебалина, после консерватории думает собрать профессиональный коллектив и заняться исполнением музыки эпохи Возрождения. Каждому дирижёру хотелось бы иметь свой коллектив, с которым он будет расти и развиваться. Девушку Яну из города Татарска Новосибирской области в профессию привела любовь к музыке: «После получения диплома планирую уехать на Крайний Север и поднимать там хоровую культуру, потому что с этим там очень тяжко».

 

Жёлтые полосы на верхней и нижней ступенях лестничных маршей  — условия доступной среды для слабовидящих студентов и преподавателей.

 

Деревянные панели — предмет охраны памятника архитектуры. По пожарной безопасности консерватория получала предписания их снять. Когда посчитали, сколько будут стоить штрафы за нарушение охранного законодательства, решили: проще заплатить штраф пожарным.

 

В здании несколько именных кабинетов и памятных досок. В этом кабинете работал Аскольд Фёдорович Муров, профессор, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии. Его имя носит Новосибирский музыкальный колледж.

 

 

Бюсты народных артистов СССР, мастеров оперного искусства, ведущих солистов Театра оперы и балета Лидии Мясниковой и Валерия Егудина были установлены на втором этаже консерватории к юбилейным датам.

  

«Дочь Валерия Григорьевича — Ольга Валерьевна Егудина — преподаёт на кафедре сольного пения, — рассказывает Наталья Санникова, и. о. проректора по творческой деятельности. — В нашем вузе немало династий. Профессор кафедры специального фортепиано Дина Леонидовна Шевчук — дочь одного из первых ректоров нашей консерватории, Леонида Шевчука. Муж Дины Леонидовны — Евгений Георгиевич Гуренко больше 30 лет был ректором, сейчас профессор кафедры истории, философии и искусствознания».

 

 

Среди легендарных преподавателей Новосибирской консерватории — Теофил Бикис (фортепиано), Мэри Лебензон (фортепиано), Алексей Гвоздев (скрипка), Виталий Горохов (труба), Виктор Минасян (скрипка), Элеонора Титкова (музыкальный театр), Павел Шаромов (дирижирование), Владимир Калужский (теория), Валерий Корчагин (скрипка) и другие. 

 

 

Солисты музыкальных театров и сегодня преподают на кафедрах консерватории, как когда-то мэтры готовили себе педагогическую и исполнительскую смену. Сегодня это заслуженная артистка России, солистка НОВАТа и профессор НГК Татьяна Валерьевна Горбунова, приглашённый солист и заведующий кафедрой музыкального театра Дмитрий Александрович Суслов. Скрипачка симфонического оркестра Новосибирской филармонии, заслуженная артистка России Елена Владимировна Баскина исполняет обязанности заведующей кафедрой кафедры струнных инструментов, поскольку сам знаменитый завкафедрой, народный артист России Захар Нухимович Брон много времени проводит в Европе.

 

Консерватория всегда была главным поставщиком кадров в музыкальные театры, а также в камерный и симфонический оркестры филармонии. Некоторые студенты начинают работать со 2-3 курса.

 

Свою карьеру на сцене НОВАТа, ещё учась, начинали Алексей Зеленков, Руслан Балягов, а нынешний Фигаро в «Севильском цирюльнике» Гурий Гурьев — студент четвёртого курса вокального факультета НГК (класс народной артистки РФ, профессора Зинаиды Диденко).

 

Будущий композитор, студент второго курса Ачыты Кара-Сал приехал учиться в НГК им. М. И. Глинки из Республики Тыва. 

 

Панно «Русская музыка ХIХ века» встречает зрителей в фойе концертного зала консерватории, автор — известный новосибирский скульптор и художник, создатель Монумента Славы Александр Чернобровцев.

 

По акустике это лучший в городе концертный зал, утверждают специалисты. Её оценили и приезжие музыканты мирового уровня. 

 

Большой концертный зал пристроили к зданию в 1968 году, а некоторое время спустя состоялся концерт-открытие акустического (духового) органа. В прошлом году отметили полувековой юбилей — всё это время ни зал, ни орган не знали капитального ремонта.

 

«Живописные» потоки на потолке зала.

Справедливости ради, нельзя сказать, что ремонт не делали. Даже в самые сложные времена — в 1990-е — находили решение неотложных проблем. В эти годы у здания был установлен памятник М. И. Глинке, на парадной лестнице концертного зала художественная мастерская «Кедр» по эскизам художника Александра Чернобровцева изготовила панно «Композиторы России», а в зале вместо люминесцентных ламп, издававших гул, установили люстры-гирлянды. «При строительстве пристройки к основному корпусу примыкание кровли сделали так, что образовался „карман”, куда каждую зиму скапливался снег, до 10 кубометров, — вспоминает Вадим Петрович Капустин, проректор по строительству в 1992 — 2000 годах, краевед и архитектор. — Каждый год этот снег со льдом пытались убрать, невольно повреждая кровлю ломами и лопатами. Представьте, полный зал зрителей, более 100 человек, тёплый воздух от дыхания аудитории поднимается вверх, нагревает чердачное пространство, и снег начинает таять. На сцене у исполнителя — тихое „пиано”, и вдруг почти с десятиметровой высоты падает талая капля в таз, предусмотрительно поставленный администратором зала. „Аккомпанемент” выходил потрясающий… Уговорили ректора потратиться на реконструкцию кровли. Накрыли зал холодным вентилируемым чердаком. И проблема была снята…».

 

Оценить состояние органа в Новосибирск приехал Томас Ланг, технический директор органостроительной фирмы «Вильгельм Зауэр», изготовившей инструмент полвека назад.

 

В октябре 2018 года в консерватории сменилось руководство, министр культуры Владимир Мединский уволил Константина Михайловича Курленю, переизбранного ректором за полгода до этого, и назначил на эту должность Жанну Лавелину, завкафедрой теории музыки НГК, ученицу Курлени. Жанна Алийевна в течение месяца сменила команду руководства вузом. Оставался ещё месяц на то, чтобы к 1 декабря обновить и подготовить проектно-сметную документацию к предстоящей реконструкции зала и органа, иначе денег на 2019 год можно было не получить.

 

А музыковед, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Константин Курленя вернулся к чтению курса «Анализ музыкальных произведений».

 

Жанна Лавелина, исполняющая обязанности ректора НГК.

 

На пресс-конференции, посвящённой предстоящей реконструкции, Томас Ланг заметил, что в трубах органа много пыли, требуется «скорая помощь». Кроме чистки труб и выравнивания замятин на них, предстоит заменить часть кожаных и деревянных деталей колоссального механизма, обновить электрическую часть и прочие технические составляющие, чтобы они соответствовали новым стандартам. Заменят и «мозг» органа — собственно пульт. И тогда, по словам г-на Ланга, орган прослужит ещё полвека, а то и больше.

 

За главной стеной тела органа трубы расположены на четырёх этажах-уровнях.

 

— Ситуация катастрофическая. Делать ремонт нужно в комплексе: и зала, и органа, — говорит исполняющая обязанности ректора НГК Жанна Лавелина. — Мы благодарны за внимание, оказанное консерватории меценатом, я имею в виду Михаила Сафарбековича Гуцериева. Проектно-сметная документация находится сейчас на экспертизе в Москве. У нас амбициозные планы: хотим сделать ремонт за один год, чтобы в 2020 году открыть зал и устроить концерт-презентацию органа.

 

Российский предприниматель, владелец нескольких крупных компаний, в том числе ПАО «РусНефть» Михаил Гуцериев, сам поэт, член Союза писателей и музыкант, обещает выделить из благотворительного фонда «САФМАР» на ремонт органа Новосибирской консерватории 25 миллионов рублей — как говорит Жанна Лавелина, рекордный для нашей области меценатский вклад. Финансирование реконструкции концертного зала берёт на себя Министерство культуры России, речь идёт о 75 миллионах рублей.

 

Трубы органа изготовлены из тонкого металла. Всего в нём 3 100 труб размером от 6 сантиметров до 6 метров.

 

Перед реконструкцией предстоит демонтаж органа. Весь зал, как гигантским спрутом, окутан единой системой кондиционирования, без неё орган не выжил бы. Хранить трубы в течение нескольких месяцев, пока будет идти ремонт зала, нужно вертикально, в помещении с определённым режимом влажности и температуры (+18–20 градусов).

 

Внутренние помещения органа — святая святых, 90 процентов консерваторских здесь никогда не бывали. «Пройти от одного регистра к другому, с этажа на этаж, очень непросто», — говорит органный мастер консерватории Алексей Патрин. 

 

Томас Ланг подготовит предложения по порядку работ и проект сметы. В следующий раз группа сотрудников фирмы проведёт комплексную экспертизу, а начать работы планируют нынешним летом, на это потребуется 2-3 месяца, затем ещё столько же будут трудиться интонаторы, настраивая орган.

 

Пульт главного концертного органа Новосибирской консерватории.

 

Органный мастер Алексей Патрин.

 

Любой акустический (духовой) орган каждые десять лет нуждается в ремонте. Главный орган Новосибирска сохранился благодаря людям, которые за ним смотрели. Много лет этим занимается Алексей Патрин, органный мастер, в консерватории он работает больше 30 лет. «Алексей Алексеевич каким-то уникальным способом поддерживает орган в рабочем состоянии, настолько рабочем, что, когда эксперты фирмы приезжали на 40-летие органа, в 2008 году, они были удивлены тому, что орган функционирует и что здесь проходят занятия органного класса и концерты», — поясняет Наталья Санникова.

 

На сцене этого зала проходят репетиции студенческих коллективов. В консерватории два симфонических оркестра, хор, оперная студия, оркестр народных инструментов. Руководство сейчас ищет помещение, где можно будет проводить репетиции.

 

В консерватории ещё два органа. Один находится в концертной гостиной, он младше главного на 10 лет и тоже нуждается в осмотре. А вот этот, трофейный, как говорят специалисты, восстановлению не подлежит. Зато как музейный экспонат выглядит вполне аутентично.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика