26.09.18

Всё для людей

Новосибирский государственный краеведческий музей собрал коллег из 14 регионов России, чтобы поговорить о маркетинге и гостеприимстве.

В этнографическом музее-мастерской «Лад» (Барнаул) ребята в возрасте от 5 до 17 лет изучают костюм, вышивку, ткачество, народно-прикладное творчество — на конкурсе представили этот образовательный проект.

 

Первый Международный фестиваль музейного маркетинга и гостеприимства так и назывался — «Музей для людей». От хранения и экспонирования экспонатов к большей открытости и демократичности — по этой дороге сам НГКМ идёт уже несколько лет. Полгода назад краеведческий запустил проект «Обратная перспектива и другие фокусы», в котором с помощью видеороликов рассказывает об идеальных посетителях и устами своих сотрудников отвечает на особо популярные вопросы. Успешный фотопроект «Музей — это…», запечатлевший новосибирцев и гостей города за просмотром музейных экспонатов, появился на открытках и уличных лайтбоксах. «Музей не башня из пыльного стекла или витрина. Мы хотим сломать это представление. В нашем музее посетитель — главный. И мы должны создать особую атмосферу: заставить предметы говорить друг с другом и с посетителем», — заметил в мае этого года в интервью «Ведомостям» директор НГКМ Андрей Шаповалов. И вот теперь впервые в России музей проводит фестиваль о гостеприимстве и продвижении.

Фестиваль поддержало правительство региона, на открытии врио министра культуры Новосибирской области Игорь Решетников высказал слова благодарности за организацию фестиваля Андрею Шаповалову и пожелал участникам плодотворной работы. На международный фестиваль в Новосибирск приехали более 100 музейных специалистов из 14 регионов России: Томской, Новосибирской, Кемеровской, Ярославской, Оренбургской, Мурманской, Тульской, Иркутской, Свердловской областей, республик Татарстан, Хакасия, Саха, Алтайского края и Ханты-Мансийского автономного округа. Почётными гостями и спикерами выступили известные специалисты в области музейного проектирования и маркетинговой среды. Как отметила генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» и директор благотворительного Фонда «Искусство быть рядом» Елизавета Фокина, музей — важный социальный институт, на территории которого пересекаются глобальные процессы. «С одной стороны, мы занимаемся исследованием, хранением и популяризацией наших фондов и коллекций; с другой стороны, ведём большую образовательную работу; а с третьей, создаём большое количество специальных акций и событий, конкурируя с различными развлекательными центрами. И в этом смысле музеи должны идти на шаг, а то и на два вперёд, потому что у них есть уникальная возможность сохранять и делать историю», — считает гендиректор знаменитого музея-заповедника.

 

О витринах и музейном оборудовании участникам фестиваля рассказал Стив Ким (Южная Корея), президент и главный исполнительный директор Sigong Tech Co., Ltd. — лидера выставочной и культурной индустрии в Южной Корее. Содержательную и убедительную лекцию о музейной навигации представила Изольда Фрей (Германия), руководитель дизайнерского бюро Moniteurs GmbH в Берлине, автор книги «1:1: навигационные системы и идентичность». Александр Ларьяновский (Москва), в прошлом  руководитель международным развитием компании Яндекс, а сегодня директор по бизнес-развитию школы Skyeng, вёл дискуссию на тему — «Что можно сделать в интернете, если бюджета нет, а продавать билеты надо?». Модераторами круглых столов выступили Лада Юрченко, директор департамента привлечения инвестиций и специальных проектов Агентства инновационного развития АИР НСО, и Анастасия Близнюк, создатель частного проекта «Интегральный музей-квартира Академгородка», соучредитель Фонда «Академгородок».

 

Помимо дискуссионной, на фестивале работала конкурсная программа, музеи представляли проекты. Главный приз — бесплатная стажировка в музеях Пекина — стоил того, чтобы за него побороться. Всего на конкурс было представлено 14 проектов. К примеру, Новокузнецкий краеведческий музей презентовал свой выставочный проект «Я знаю — саду цвесть», созданный к 400-летию города, два месяца назад. История города-сада в судьбах архитекторов, которые его строили, произведениях писателей и журналистов, писавших о «Кузнецкстрое», может стать неиссякаемым источником творчества, для юных краеведов издана книжка-раскраска о памятниках истории и архитектуры Новокузнецка. Надежда Авхимович из Барнаула представляла комплексную образовательную программу этнографического музея-мастерской «Лад»: «Мы сохраняем и воспроизводим жизнеспособные формы фольклора и этнографии. Ребята в возрасте от 5 до 17 лет приходят к нам не просто петь или танцевать, а изучают костюм, вышивку, ткачество, народно-прикладное творчество».

Одним из самых зрелищных стал проект «Ледниковый период» Музея естественной истории Республики Татарстан — с 3D-персонажами, оживающими на экране гаджетов при наведении на баннер, постеры и магниты. «Проект стартовал в 2015 году, эти технологии уже широко известны, — рассказывает руководитель музея Ольга Макарова. — В нашем музее исторические животные представлены в основном скелетами, в том числе тарбозавра, но костями трудно привлечь. Теперь в зале, посвящённом млекопитающим, у нас стоит большой экран, на котором оживают древние животные — мамонтёнок, саблезубый тигр, королевский кролик. Причём посетители видят себя рядом с ними. А в зале с доисторическим аквариумом можно покормить древнюю рыбу». Музей естественной истории входит в состав музея-заповедника «Казанский Кремль».

 

Конкурсные проекты оценивало и экспертное жюри, и профессиональное сообщество. В конкурсе жюри победителем стал проект Новокузнецкого краеведческого музея, его сотрудники отправятся в Пекин. Вторым победителем, по общему голосованию, стала команда томского Первого музея славянской мифологии, её ждёт стажировка в НГКМ.

 

Гости и участники фестиваля побывали с экскурсиями в Музее природы, МТК «Завод-Сузун. Монетный двор» и в Академгородке. Гостеприимный форум в Новосибирске планируется проводить раз в год.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up