12.04.17

Всему виной — менталитет?

Что такое «формула коррупции», почему на её размах практически не влияют постоянно принимаемые законы, рассказывает Андрей МАКАРЦЕВ — кандидат юридических наук, доцент, декан факультета государственного сектора Новосибирского государственного университета экономики и управления.

— Андрей Алексеевич, какие особенности нашей экономической системы подпитывают коррупцию?

 

— Коррупция вот уже много лет является одной из широкомасштабных проблем как в России, так и в других странах. Это подтверждают данные индекса восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index). Россия в этом индексе находится на 131-м месте из 176.До завершения изучения этой комплексной проблемы ещё далеко, даже однозначное определение коррупции пока не разработано. В Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией она понимается как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», принятому 25 декабря 2008 года, коррупцией считается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица».

 

Причины коррупции, по моему мнению, содержатся не столько в экономической системе страны, сколько в правовой сфере, а может, в некоторой степени, даже в сфере менталитета народа. Ещё в ХIХ веке Михаил Салтыков-Щедрин писал, что взятка уничтожает преграды, сокращает расстояния и делает чиновника более доступным для обывательских невзгод.

 

Демократические традиции в нашей стране пока очень слабы: действующей Конституции в этом году будет только 24 года. С этой позиции нашу страну можно сравнить с Испанией, где переход от тоталитарного режима к многопартийной системе был осуществлен лишь в конце 1970-х годов. Давно замечено, что менталитет рядовых испанцев чем-то схож с менталитетом россиян. Поэтому и у нас, и у них довольно часто на коррупционеров смотрят с некоторым благодушием, даже героизируя их как людей более ловких и удачливых. Факт: в Испании большинство глав муниципалитетов, попавших под следствие за коррупцию, в конечном итоге были переизбраны на новый срок земляками, несмотря на то что большинство коррупционеров наживаются не за счёт государства, а за счёт сограждан. К странам с низким уровнем коррупции относятся государства с устоявшимися демократическими системами, имеющими многовековую демократическую историю: Швейцария, Швеция, Великобритания и другие.

 

В мировой практике борьба с коррупционными явлениями началась не так давно. Если до середины ХХ века коррупция воспринималась в мире в качестве необязательного следствия хозяйственной и управленческой деятельности, то теперь в коррупции видят причину экономической разрухи, бедности, социальной неустроенности, неэффективности государственного управления и политической дезорганизованности целых стран и регионов. Принято считать, что исходное начало данному подходу к восприятию коррупционных проблем положила инициатива США, связанная с принятием Закона о коррупции за рубежом 1977 года. Этот закон вводил ответственность за дачу взятки любому иностранному должностному лицу, а также кандидату на политический пост, причем вне зависимости от территориальной юрисдикции. Однако эти актом США поставили американские транснациональные корпорации в менее выигрышное положение, поскольку европейские компании по-прежнему имели возможность совершать правонарушения.

 

— Почему на размах коррупции практически не влияют постоянно принимаемые новые антикоррупционные законы?

 

— Наука вывела так называемую «формулу коррупции», наличие признаков которой в системе государственного управления в любом случае приведёт к появлению коррупционных нарушений.Согласно позиции американского экономиста Роберта Клитгаарда, коррупция всегда возникает при сочетании нескольких условий:

1. Решение, которое хотел бы «купить» коррупционер к своей выгоде, принимается только одним субъектом (монополия);

2. Не установлено достаточно четких полномочий такого субъекта(свобода действий);

3. Не предусматривается действенных механизмов контроля за качество выносимых решений.

Роль антикоррупционного законодательства заключается в разрушении этой модели, построении системы власти, свободной от коррупции, системы гарантирующей реальное равноправие. Именно наличие неравенства в обществе является одной из основополагающих причин коррупции.

 

Неэффективность законов по борьбе с коррупцией определяется как проблемами их реализации, так и не всегда высоким их качеством. После принятия Федерального закона № 273-ФЗ принято множество законов, закрепляющих антикоррупционные обязанности представителей публичной власти. Но из-за спешки в правотворчестве допускаются ошибки и неточности. Подходит срок подачи представителями публичной власти налоговых деклараций о своих доходах и имуществе, поэтому уместно показать недостатки законодательства именно на этом примере. В соответствии с ч. 4. ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и её субъектов и муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах и имуществе. Под действие этой нормы попадают и члены избирательных комиссий РФ. Член избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, и член иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса замещают по закону соответственно государственную должность субъекта РФ и муниципальную должность. То есть получается, что члены Избирательной комиссии НСО должны подавать декларацию только в том случае, если они работают в штате. А члены муниципальных избирательных комиссии подают декларации вне зависимости от того, работают они на постоянной основе или нет.

 

Я считаю, что предусмотренное законом замещение всеми членами муниципальных избирательных комиссий с правом решающего голоса муниципальных должностей является технической ошибкой, допущенной законодателем. Иначе получается, что правовой статус членов муниципальных избирательных комиссий существенно отличается от статуса вышестоящих комиссий.

 

— Случайно или закономерно то, что самым высокопоставленным арестантом по коррупционным делам оказался именно министр экономического развития Улюкаев?

 

— С юридической точки зрения так вопрос ставить нельзя. Были факты. Возбудили дело. Сняли с должности. Алексей Валентинович — не первый крупный чиновник, который был задержан в связи с подозрением в коррупции. Он стал первым на федеральном уровне. Но мы с вами помним о громких делах, связанных с задержанием губернаторов и других видных персон. На днях был задержан уже бывший глава Удмуртии Александр Соловьёв. С одной стороны, это позитивная тенденция. Мы видим, что нет неприкасаемых, если в отношении человека есть подозрение — начинают разбираться, ведется следствие. С другой стороны, обстоятельства задержания, которые обнародуются в СМИ, не всегда вызывают полное доверие. И население, не доверяя официальной версии, ищет иные причины произошедших событий. Например, обстоятельства задержания Алексея Улюкаева, когда министр ночью пришёл в офис одной из крупных компаний и угрозами требовал два миллиона долларов, в любом случае должны были привлечь внимание, и стать основанием для различных версий и домыслов, иногда даже фантастических. Но нельзя отрицать, что арест Улюкаева — это очередной этап последовательной реализации программы по борьбе с коррупцией.

 

Появление дел, связанных с коррупцией среди высших должностных лиц, не является исключением и в других странах. В 2014 году в Италии был осужден Сильвио Берлускони за коррупционную деятельность в бизнесе. Но в связи с тем, что к людям его возраста это наказание в Италии не применяется, в дальнейшем ему удалось избежать лишения свободы. В Хорватии в июле 2013 года бывший премьер-министр Иво Санадер приговорён к 10 годам тюремного заключения за получение взяток от иностранных компаний. Хочется отметить, что он стал самым высоким по должности государственным чиновником, осужденным за коррупцию в государстве — члене Евросоюза. В 2016 году парламент Южной Кореи вынес импичмент президенту Пак Кын Хе, обвинённой в том числе и в коррупции, — при этом когда факты коррумпированности президента стали известны общественности, по стране прокатились многочисленные митинги с призывом к главе государства уйти в отставку.

 

Прошедшие в последнее время по России митинги против коррупции подтверждают то, что в обществе постепенно формируется негативное к ней отношение. Хотя в большей степени эти митинги сыграли для российского общества дезинтеграционную роль, но их проведение подтверждает наличие права у граждан выражать своё мнение в различных формах. Ведь по данным Левада-центра массовые акции протеста против коррупции одобрили 38 процентов россиян.

 

— В каких сферах жизни России коррупция проявляется сильнее, в каких слабее?

 

— К сожалению, коррупция присутствует во всех сферах жизни. У нас единое государство. И если одна часть государственного организма больна, то и другие тоже будут себя чувствовать не очень хорошо. При этом коррупционное правонарушение не может быть связано только с одной сферой жизни государства и общества. Всё связано между собой. Законы, на основании которых функционирует экономическая система, принимаются законодательными органами, а реализуются исполнительными органами государственной власти, в которых, в случае их коррумпированности, будет существовать так называемая государственная коррупция. Депутаты, которые принимают законы, выбираются на выборах, в ходе проведения которых могут проявляться элементы электоральной коррупции. В рамках рынка функционируют различные негосударственные организации, в которых может осуществляется коммерческая коррупция. Можно отметить, что наиболее коррумпированными сферами жизни являются те, которые наиболее востребованы у населения. Есть запрос — появляются услуги.

 

— Как должны быть распределены полномочия федеральных и региональных властей в противодействии коррупции?

 

— Закрепление общих принципов противодействия коррупции относится к компетенции Федерации. Своё развитие они находят в актах субъектов РФ, местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют значительную работу по формированию правовых, организационных и информационных механизмов противодействия коррупции. В целом, антикоррупционная деятельность субъектов ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции. Налажена взаимосвязь программ регионов с системой мер противодействия коррупции, определённых в Национальном плане противодействия коррупции. Однако формы ответственности за коррупционные правонарушения должны устанавливаться на федеральном уровне и быть едиными для всех.

 

Если обобщить направления деятельности субъекта Федерации и муниципалитетов в сфере противодействия коррупции, то можно выделить следующие направления: принятие актов по противодействию коррупции, установление порядка антикоррупционной экспертизы правовых актов, их проектов, её проведение. Важны антикоррупционная пропаганда, проведение мероприятий соответствующей направленности, так как без правового просвещения Национальный план противодействия коррупции реализовать невозможно.

 

В долгосрочном плане противодействие коррупции может быть эффективно только в том случае, если оно направлено не столько на сокращение ситуативных проявлений коррупции, сколько на выявление и устранение причин и условий их появления и распространенности. С учетом этого обстоятельства в Национальном плане противодействия коррупции указывается, что его целью является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

 

Я считаю, что правовая основа дальнейшего развития антикоррупционного законодательства у нас создана. Необходимо постепенное его совершенствование, вырабатывание единой разумной правоприменительной практики.

 

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up