24.09.20

Все мы немного питерцы

Как лениградцы научили сибиряков культуре и почему мы называем бордюрный камень поребриком?

Совершить путешествие во времени вам поможет Дом артистов на улице Романова. Достаточно заглянуть в его аутентичные окна, чтобы услышать гул эпохи.

Не секрет, что своим «воспитанием» Новосибирск во многом обязан ленинградцам, которые в 1941 году привезли в сибирскую провинцию свой опыт городской столичной жизни с её нормами поведения и стремлением к культурно-интеллигентным развлечениям в виде симфонических концертов, театров и променадов. Как писала в своих воспоминаниях сотрудник ОТК завода имени Коминтерна Ольга Рыбакова: «Ленинградцы сразу создали какой-то особый микроклимат — это были вежливые и высококультурные люди с большим багажом знаний. Мы начали им подражать — была в них особая врождённая вежливость, которая сильно нас привлекала». О том, как ленинградцы «воспитывали» сибиряков, можно было узнать на пешеходной прогулке «По старому академическому кварталу», которая вошла в часть совместного проекта НГУАДИ, Института истории СО РАН, Новосибирской митрополии и Исторического парка «Россия — Моя история» и была реализована при поддержке международного грантового конкурса "Православная инициатива". 

Дом артистов

Тридцатые годы прошлого века. Строительство Дома артистов. Кстати, обратите внимание: верхний этаж намного «ниже», чем все остальные. Это была задумка архитекторов — добавить «изюминку» в строгую геометрию здания.

Эдуард Ипполитович Ельский, инженер-проектировщик, 1928 г. р. (из научной работы Е. Антропова «Это были люди совсем иные»): «Остались только дети, старики, кое-какой рабочий класс, кое-какие крестьяне, кое-какая интеллигенция, чудом уцелевшая в лице инженеров, которых не пересадили и не перерасстреляли. И вот с этой публикой, с этим народом Новосибирск и подошёл к началу войны. И тут обвал для Новосибирска. Хлынули эвакуированные. И заводы, и искусство, и фабрики, и кино, и ещё кого только не было. И они-то, конечно, сильно разнились с сибирским посконным чалдоном. Хлынула эта масса, а у них менталитет совсем другой. Там же и рабочий класс по-другому выглядел, и фабричные с крупных заводов. Я уж не говорю про театр. Хотя наши перед войной — театр "Красный факел" — были на хорошем уровне. Но всё равно это не Александринка… Конечно, они в культурной жизни Новосибирска мгновенно заняли высшую строчку».

Центр притяжения историй с культурологическим подтекстом — это знаменитый Дом артистов по ул. Романова, построенный по проекту архитекторов Бориса Гордеева и Сергея Тургенева в середине 1930-х годов. Как рассказали экскурсоводы, его жильцами должны были стать сотрудники Дворца науки и культуры, который по ходу строительства перепрофилировался в оперный театр. Сначала в нём жили строители, а потом, когда основные работы были закончены, дом отдали работникам культуры и искусства — из-за своей монументальности (55 метров в длину!) он сразу стал местной достопримечательностью. Кстати, дом и сегодня впечатляет галерейной геометрией лестничных клеток и сохранившейся аутентичностью оконных рам. Если долго вглядываться в его глаза-окна, то можно услышать далёкие голоса ушедшей эпохи: вот где-то всхлипнула скрипка, заиграл патефон, чей-то вскрик «Прощайте!» застыл в осеннем воздухе. В Доме в 1937 году проходили аресты — судьбы многих людей, работавших на стройке оперного театра, были раздавлены катком репрессий.

В 1941 году в Новосибирск была эвакуирована Ленинградская филармония и её «душа» — Ленинградский симфонический оркестр, где художественным руководителем был знаменитый музыковед с мировым именем Иван Соллертинский. Иван Иванович привил новосибирцам любовь к музыкальным лекциям — на его трёхчасовые просветительские экскурсы, проходящие в клубе имени Сталина (сейчас — ДК Октябрьской революции), приходили до 600 человек. Новосибирские краеведы считают, что благодаря Соллертинскому в Новосибирске появилось региональное отделение Союза композиторов. В 1944 году он тяжело заболел и умер.

По данным на 1 июля 1943 года, в Новосибирскую область эвакуировались более 301 тысячи человек — из них 128 тысяч из Ленинграда и Лениградской области.

Сотрудник Музея Новосибирска Евгений Антропов рассказывает о том, как жил и творил в Новосибирске знаменитый музыковед Иван Соллертинский.

— Иван Иванович жил в этом доме, — рассказывает сотрудник Музея Новосибирска Евгений Антропов. — И был дружен с композитором Дмитрием Шостаковичем. Мы знаем, что в 1942 году в Новосибирске прозвучала сибирская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича — в присутствии самого композитора. Поэтому, вполне возможно, что и Дмитрий Шостакович какое-то время жил в Доме артистов.

Вера Васильевна Клепикова, врач-педиатр, 1918 г. р. (из научной работы Е. Антропова «Это были люди совсем иные»): «Иван Соллертинский сопровождал все концерты, которые мне удалось послушать, а именно: четвёртая симфония Чайковского, шестая симфония, великолепная пятая с её торжественным финалом. Он сопровождал, объяснял нам эту музыку… Мы заранее, как только была объявлена продажа, ходили с вечера, чтобы занять очередь на эти концерты. Я считаю, что ленинградцы окультурили город Новосибирск, потому что это был народ совершенно другого типа, чем мы. После войны мы всегда вспоминали, какие были ленинградцы, какая культура, какая вежливость. Приобщение к этой культуре было для нас очень велико. Даже трудно сказать, что мы чувствовали, приходя к ним на концерты: восторг, удовольствие».
Среди новосибирских краеведов ходит слух, что в Доме артистов квартировал гипнотизёр Вольф Мессинг, когда приезжал в наш город на гастроли.
«Пётр Первый идёт!»

Разумеется, война «отправила» в Новосибирск не только ленинградцев, но и жителей многих других городов: сибиряки называли их всех обобщённо — «эвакуированные». Но на культурное воспитание будущей столицы Сибири повлиял всё-таки тот факт, что Ленинград поделился с нами самыми известными театральными, музейными и музыкальными коллективами. Привычка смотреть хорошие спектакли и слушать прекрасную музыку закрепилась в культурном коде нескольких поколений, и теперь мы считаем себя вполне образованными.

Во время войны актёры «Красного факела» уехали в Сталинск (ныне Новокузнецк), затем в Прокопьевск, а в их квартиры заселили актёров Ленинградского академического театра им. Пушкина. Так в Новосибирске временно прописались великие советские актёры, которых боготворила вся страна: Николай Черкасов, Николай Симонов и Василий Меркурьев. Город влюбился в них сразу и безоговорочно: известные ленинградцы оказались не только прекрасными актёрами, но и душевными людьми. К примеру, Николай Черкасов покупал новогодние подарки женщинам, работающим билетёршами и уборщицами в «Красном факеле», — каждой по 600 граммов свинины и молока. А за Николаем Симоновым, когда он выходил из подъезда стоквартирного дома (там артист жил во время эвакуации), мальчишки бежали следом и орали: «Пётр Первый идёт!». Симонов смеялся и грозно щурил глаза.

Старожилы Новосибирска утверждают, что во время войны в доме на улице Урицкого жил сам Леонид Утёсов, — будем считать, что он ленинградец, потому что 8 марта 1929 года именно в Ленинграде дебютировала с театрализованным представлением его джаз-банда. Оркестр Утёсова ещё до эвакуации выезжал с концертными программами в прифронтовые зоны. «Оснащённые одним только микрофоном, мы разъезжали теперь по самым разным местам и выступали на самых неожиданных эстрадах», — писал в своих воспоминаниях Леонид Осипович. Потом оркестр был эвакуирован на Урал, а затем в Новосибирск. В нашем городе он давал какое-то время концерты и постоянно заканчивал свои выступления одной и той же фразой: «Мы уедем скоро в действующую армию, а в Новосибирск приедем уже тогда, когда победим фашистов».

Эдуард Ипполитович Ельский, инженер-проектировщик, 1928 г. р. (из научной работы Е. Антропова «Это были люди совсем иные»): «Ходили в старый кинотеатр. Там играет джаз в фойе, непременно живая музыка. А кто играет? Да Коля Синцев. А кто такой Коля Синцев? Да Коля Синцев, мастер с завода Чкалова, но той части, которая эвакуировалась из Питера, и джаз его весь — из питерских ребят. Они оттуда приехали, и что там Эдди Рознер или Леонид Утёсов? Они приедут и уедут, а тут Коля Синцев лабает каждый вечер».
Булка хлеба и поребрик

Конструктивистское настроение: фрагмент Дома общества политкаторжан. Но это совсем другая история!

Идея Тимофеевна Ложкина, галерист, 1936 г. р. (из научной работы Е. Антропова «Это были люди совсем иные»): «Здесь выступал симфонический оркестр в Доме культуры им. Сталина, играла симфония Шостаковича. Мы понимали и не понимали, но музыка ложилась на душу. Музыка ложится на душу каждого человека, ребёнка. Несмотря на то что мне было 6 лет, я чувствовала важность того события, в котором я жила. Музыка и вообще всё, что я слышала в то время, очень сильно сказалось на формировании меня как личности».

В годы войны население Новосибирска увеличилось с 450 тысяч человек до 610: квартирный вопрос стоял очень остро, жилого фонда не хватало, и люди жили целыми семьями в очень стеснённых условиях — на каждого жителя приходилось менее 2 кв. м жилплощади. Поэтому «местные» и «эвакуированные» жили бок о бок, стараясь навести мосты общения. А сделать это было весьма непросто — новосибирцы и ленинградцы говорили иногда на разных языках.

— Александр Александрович Каптаренко вспоминал, что они, ленинградцы, долго не могли понять, что сибиряки подразумевают под выражением «простая кастрюля»? — продолжает путешествие во времени Евгений Антропов. — Оказалось, это означало пустая кастрюля! Кстати, есть мнение, что ленинградские языковые уроки привели к устойчивому бытованию таких слов, как поребрик, в обозначении бордюрного камня ограждения, или булка — ею ленинградцы называют белый формовой хлеб. «Мне булку хлеба!» — это стало устойчивым выражением новосибирцев.

Евгений рассказывает, что многие ленинградцы, когда началась реэвакуация, остались в Новосибирске: некоторые не хотели возвращаться в разрушенные дома и квартиры, кто-то сделал карьеру на заводах и, дослужившись до начальника цеха, посчитал глупым возвращаться «на понижение», кому-то было тяжело возвращаться в город, где погибли родные и близкие. А особо ценных специалистов местные начальники вязли в плен, забрав паспорта. Особенно такое «крепостное право» процветало на заводах, которые работали на оборонку.

Александр Александрович Каптаренко, инженер, спортсмен, 1912 г. р. (из научной работы Е. Антропова «Это были люди совсем иные»): «Сначала я собирался возвращаться. Мы по сути дела были крепостными, нельзя было уволиться, паспорт даже и тот находился в отделе кадров. В 1945 году началось возвращение в Ленинград. Принимал директор дважды в неделю по два часа, создалась очередь человек в триста. Директор подписывал документ, человек увольнялся и уезжал. А я хотел получить материальную помощь и пошёл к Лисицыну — директору завода. Мне выделили крой на костюм! Я потом продал этот костюм и выручил неплохие деньги. А если честно, то мне вскружила голову одна особа, и я не стал возвращаться в Ленинград».

Конечно, это малая часть истории о том, как Ленинград «воспитывал» Новосибирск. В городских архивах хранится много удивительных свидетельств ушедшей эпохи, которые благодаря энтузиазму наших историков и краеведов позволяют нам ближе узнать родной город. Ну а ещё все мы немного питерцы.

Редакция благодарит Дарью Гаркушу, заведующую Музеем истории архитектуры Сибири, и сотрудника Музея Новосибирска Евгения Антропова за помощь в подготовке материала.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up