06.02.20

Возвращая полномочия

Депутат Вадим АГЕЕНКО о том, чем грозят Новосибирску нынешние условия «мусорной» концессии и чем выгодны государственно-частные партнёрства.

Заместителя председателя комитета заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадима Агеенко можно с полным правом назвать одним из ветеранов законотворческой деятельности в Новосибирской области. Депутатом областного Совета депутатов Вадим Алексеевич стал ещё в 2001 году, и сейчас подходит к концу время работы уже четвёртого для него созыва. В нынешнем — имя Вадима Агеенко неизменно присутствует во всех новостях, связанных с обсуждением различных концессий, новых тарифов, «мусорной реформы» и других новшествах, так или иначе затрагивающих сферу ЖКХ.

— Вадим Алексеевич, вы работали во многих созывах заксобрания, вам уж точно есть с чем сравнивать. Чем же шестой созыв отличается от всех предыдущих?

— Я бы отметил работу его председателя. Андрей Иванович Шимкив как внепартийный спикер смог нормально организовать работу всех фракций. У нас стало меньше популизма, меньше митинговщины. Надо отметить, что за предыдущие три созыва депутаты слишком много своих полномочий отдали губернатору и областному правительству. Помните прошлогоднюю историю, когда стало известно, что Караканский бор раздаётся налево и направо за копейки? Депутаты подняли вопрос на профильном комитете, и потом, на сессии, в итоге был снят вице-губернатор Александр Дубовицкий. Получается, что мы сначала отдаём полномочия, а потом не успеваем проконтролировать. Это сделало взаимоотношения двух ветвей власти — исполнительной и законодательной — довольно неравноправным. И теперь мы стали возвращать полномочия обратно, прописывая некоторые свои более детально.

Уже второй созыв мы не можем до конца разобраться с госсобственностью — реестр входящего в него имущества до сих пор не составлен. Полтора года мы работали над законом об управлении и распоряжении государственной собственностью — и в 2019 году он начал работать. Теперь мы стали более внимательно вникать в программы, детальнее разбираться в очень дорогих концессиях. То есть этот закон можно назвать основополагающим для нашего созыва.

— Комитет по строительству, ЖКК и тарифам в заксобрании — один из самых ключевых: обсуждаемые там вопросы так или иначе касаются всех жителей области. Какие его достижения в этом созыве вы могли бы отметить?

— Во-первых, это закон №583, который работает уже четвёртый год. Согласно этому закону, земля отдаётся под масштабные инвестиционные проекты без конкурса, что упрощает процедуру получения разрешения на строительство значимых объектов. Мы внесли поправки в этот закон, которые позволили как-то разрядить обстановку с обманутыми дольщиками. Слишком много у нас таких брошенных домов, это создавало большое социальное напряжение, а просто так всем дольщикам не поможешь — не затрагивая бюджетных денег. И когда мы доработали этот механизм, приравняв достройку проблемных домов к инвестиционным проектам, наконец-то стали появляться инвесторы, которые взялись достраивать эти дома. За последние три года достроили таким образом около 36 домов, и, хотя их остаётся ещё более 40, остроту проблемы удалось немного снять. Тут заслуга и депутатов, которые нашли механизм, и губернатора, который это поддержал.

— Вы упомянули концессии, а через ваш комитет они тоже проходят в числе первых…

— Да, и «копаться» в них мы теперь стали предметнее, чем раньше. К примеру, четвёртый мост, который планируется сделать платным. Рабочую группу по этому мосту, возглавляла моя коллега по фракции депутат Ирина Диденко, после предметного рассмотрения нам всё-таки удалось снизить затраты на этот мост на 40 миллиардов рублей. Ещё в 2016 году депутаты заксобрания подключились к мусорной концессии по строительству двух полигонов под Новосибирском, я возглавлял рабочую группу по этому вопросу. Вся «мусорная реформа» в Новосибирской области держится на этих двух полигонах, потому что и 86 процентов всего мусора у нас вырабатывается в областном центре и прилегающих районах. Нам удалось достучаться до губернатора и правительства, мы с цифрами и фактами доказали вред концессии — и исполнительная власть поняла, что в таком виде, в каком она предлагалась, реализовывать её нельзя ни в коем случае. Андрей Иванович Шимкив нас в этой теме, как и с мостом, тоже поддерживал. С одной стороны, мы нашли понимание по поводу бюджетных рисков от этой концессии, но, с другой стороны, механизм её изменения так и не выработали. В этой мусорной концессии слишком много необоснованных бюджетных обязательств, введен большой раздел особых условий, который больше работает против концедента, концессионеру гарантируется завышенная валовая выручка, тарифы в концессии завышены в три раза от действующих. Мне до сих пор непонятна ситуация с приостановлением концессии. Такого юридического понятия в законе нет. Но хорошо уже то, что концессия пока не реализовывается. Потому что, как мы доказали, в конечном итоге её условия очень циничны по сути. Каждый из полигонов имеет площадь 49 гектаров, работать они будут, согласно техзаданию, 60 лет (из них 40 лет — срок концессии), и за это время на каждой из них скопится холм мусора высотой 52 метра. Если взять пятиэтажку с крышей — это 15 метров, а теперь представьте высоту мусора. А никакой его переработки по условиям концессии не предусматривается, только сортировка. Представляете, какую мину мы закладываем нашим внукам такой концессией, оставляя им огромные мусорные терриконы?

Депутаты формулировали свои предложения — на ближайшие 10—15 лет создать вокруг Новосибирска четыре-пять небольших мусоросортировочных комплексов с небольшими мусорными полигонами. За это время изменится законодательство, шагнёт вперёд наука, учёные придумают какой-то новый способ избавления от отходов. По крайней мере, рекультивировать эти маленькие полигоны потом будет гораздо дешевле. В правительстве это прекрасно понимают, но реализовывать наш план пока не хотят. И связано это, я полагаю, с лоббистскими интересами группы компании «ВИС», которая взяла на себя четыре самые крупные концессии в Новосибирской области — включая четвёртый мост и проект по строительству семи поликлиник в области. Четвёртый год концессионер держит за собой территорию, ничего на ней не делая. А мы не можем запустить на эту территорию никого другого.

— Какая форма взаимодействия государства и бизнеса всё же выгоднее — концессии или государственно-частное партнёрство (ГЧП)?

— Заключение концессий сейчас стало делом модным, но в Новосибирской области из-за двух-трёх проектов это слово превратилось в ругательное. Сейчас мы пытаемся отдать в новую концессию три медицинских учреждения и ещё пять мусорных полигонов по области, но с марта прошлого года не можем найти концессионеров. Что-то в очередь они не выстраиваются. Будем, видимо, склоняться к тому, чтобы уходить на ГЧП. Плюс такой формы в том, что в проекте участвует бюджет, а значит, государство может видеть и контролировать всё, что происходит на объекте. В концессии государство ничего толком проконтролировать не может — инвестор просто говорит: потрачу свои деньги и буду строить, а потом верну свои инвестиции с прибылью. Контрольно-счётная палата концессионера, в отличие от проекта ГЧП, проверить не сможет. Поэтому думаю, что у нас всё же будет больше развиваться ГЧП.

АКЦЕНТЫ

О работе с наказами избирателей

— В этом созыве депутаты стали предметно заниматься наказами избирателей и создали специальную комиссию, которую возглавил Дмитрий Козловский. Если раньше каждый депутат разбирался со своими наказами сам по себе, то сейчас, скоординировав эту работу, депутаты сотрудничают с правительством более целенаправленно и конкретно. И правительство относится к депутатским наказам с большей серьёзностью, чем раньше. Лично у меня было 52 наказа, сейчас почти все из них выполнены. Осталось только пять, три из которых в этом году попали в госпрограммы, и, надеюсь, тоже будут выполнены. Только два наказа мы выполнить не сможем — по техническим причинам.

О тарифах в Новосибирске

— Я много лет состою в общественном совете при департаменте по тарифам и могу сказать, что у нас выстроились грамотные взаимоотношения с руководством этого ведомства, которое сдерживает крупных монополистов, настаивающих на введении выгодных им тарифов. В итоге тарифы в области на уровне ниже среднего по сибирским регионам. Более низкие тарифы — только в Алтайском крае и некоторые в Омской области. Это общая заслуга и депутатов, и департамента.

О выборах в заксобрание седьмого созыва

— Ещё в прошлом году наша партия дала задание райкомам — предложить кандидатов на выборы 2020 года. Центральный райком КПРФ рекомендовал меня и Вячеслава Журавлёва. Значит, буду баллотироваться по тому же избирательному округу. Если избиратели выберут меня — хотел бы продолжить работу в строительном комитете, он близок мне по профилю. Ну а если что-то вдруг изменится — найдём замену: грамотные молодые ребята в нашей партии есть.

О возможном переходе на оплату мусора по факту

Уже сейчас постановление правительства РФ № 505 (о коммерческом учёте ТКО) предусматривает расчёт по факту. Что и как собираются уточнять инициаторы?

Точно знаю, что справедливо посчитать вывоз мусора с каждого человека просто невозможно, — в этом и есть утопия всей этой «мусорной» реформы.

Всю жизнь при вывозе ТБО оплату брали с квадратного метра жилой площади и не заморачивались — эта оплата входила в состав содержания жилья. Но это оказалось очень невыгодно богатым гражданам, у которых квартиры большие, да ещё и не одна такая квартира. Вот и перешли на подушевой расчёт. Получилось, что сегодня бедные оплачивают всю эту мусорную реформу — платёж вырос именно у них.

Считаю, что нужно вернуться к оплате с квадратного метра и называть всё это не коммунальной услугой — это главная ошибка всей реформы, а неким «налогом» или «платежом» на содержание или очистку территории. В чистоте придомовой территории заинтересованы все — и бедные, и богатые. Вот это было бы справедливо, и собираемость платежей повысится. А пытаться следить за каждым собственником — кто сколько вынес мусора из своей квартиры — это и есть утопия или просто развод на деньги, которые хотят на мусорной реформе заработать айтишники.

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Материалы по теме:

26.10.23 Область будет чище

До конца 2024 года Новосибирская область лишится двух крупных свалок: что сделано за год до наступления часа икс?

21.11.22 Работа над ошибками

В правительстве области учли замечания депутатов заксобрания при подготовке концессионных соглашений на строительство мусорных полигонов

15.07.22 Дали второй шанс

Депутаты согласились: «мусорным» концессиям быть, и призвали новосибирский бизнес смелее «взяться за хорошее дело»

21.06.22 Обманутые ожидания

Кто теперь будет строить полигоны для коммунальных отходов и не повлечёт ли расторжение «мусорной» концессии неприятные для региона последствия?

09.06.22 Поставить на потоки

Правительство региона объявит шесть конкурсов на строительство новых мусоросортировочных комплексов на левом и правом берегу Оби

20.05.22 Весеннее обострение

Региональный оператор по вывозу ТКО в Новосибирской области недоплатил перевозчику за его работу более миллиарда рублей за прошлый год

14.02.22 Вопль отчаяния

Нелегальные свалки — беда многих сельских районов Новосибирской области. Кто и как должен с ними бороться?

11.10.21 Вода — живая или мёртвая?

Миллионные штрафы или новая программа развития водно-зелёного каркаса — что поможет рекам Новосибирска стать чище и привлекательнее?

12.11.20 «Экология» без «Арктики»

Почему от регоператора ушли главные перевозчики мусора и куда пойдёт дальше мусорная реформа?

19.10.20 Вторая жизнь просрочки

Перестанут ли выбрасывать на свалки просроченную еду и во сколько обойдётся мусорная реформа в Новосибирской области?

22.04.19 Рассчитались — получите

Более 300 тысяч жителей Новосибирской области имеют право на компенсацию оплаты за вывоз мусора

22.04.19 Полигон на район

Обсуждение перечня объектов для заключения концессионных соглашений вылилось в бурную дискуссию по наболевшей у многих депутатов «мусорной» теме

20.03.19 Чистая страна – чистый город

Будут ли жители частного сектора платить за вывоз мусора больше, чем жители многоэтажек, и кто в регионе займётся утилизацией батареек?

01.03.19 Мусор Пандоры

Зачем нужны отдельные контейнеры для ламп и кто обязан наводить чистоту на контейнерных площадках? Разъясняет депутат заксобрания Вадим АГЕЕНКО

31.01.19 Обошлось без коллапса

Почти месяц мусор в Новосибирской области вывозят по-новому: какие проблемы выявились за это время?

up