28.09.17

Вовремя сказать «нет»

Террористическая угроза может подстерегать ребёнка с разных сторон. Как уберечь подрастающее поколение?

В Новосибирске в 31 школе на входе установлены турникеты.

Две кнопки в помощь


Новый учебный год, не успев начаться, уже ознаменовался очередным громким ЧП в России. 5 сентября в подмосковном городе Ивантеевка девятиклассник пронёс в школу под плащом пневматическое ружьё и открыл стрельбу на уроке информатики, ранив несколько человек, а учительницу ударил по голове молотком — её пришлось госпитализировать. Только потом, изучив страницу школьника в соцсетях, узнали, что к этому парень готовился не один месяц, а «вдохновил» его на такой поступок аналогичный акт его американского сверстника, совершённый аж в 1999 году…
Терроризм и школа — эти понятия долгое время у нас казались несовместимыми. Всё изменилось в 2004 году в Беслане. Захват школьников, их родителей и учителей в заложники террористами прямо на линейке в День знаний и гибель более трёхсот из них два дня спустя ещё долго будут придавать оттенок горечи школьному празднику, а 3 сентября теперь отмечается как День солидарности в борьбе с терроризмом. Сейчас перед властью всех уровней постоянно стоит вопрос не только о том, чему и как учить детей в школе, но и как их при этом защитить. Руководство Новосибирска устами начальника отдела контроля организации питания и ресурсного обеспечения департамента образования мэрии Романа Попова докладывает: охрана присутствует во всех школах областного центра без исключения.


— В приёмных комиссиях, которые принимали школы перед учебным годом, работали и представители всех силовых структур. 30 и 31 августа все школы обошли кинологи с собаками, и после этого на дежурство там сразу заступили охранники из ЧОПов. Ограда вокруг всех школ регулярно ремонтируется и от летящей на здание машины защитит точно. Все высокие деревья вокруг школьных зданий спиливаются. В этом году видеонаблюдение за пришколь­ной территорией появилось во всех школах Новосибирска. Там, где это возможно — в 31 школе, — входы оборудованы турникетами, — говорит Роман Попов.


Год назад у всех школьных охранников появилась в дополнение к стационарным ещё и переносная «тревожная» кнопка. Новшество ввели после инцидента со стрельбой в одной из московских школ: там охранник оказался на прицеле у школьника-захватчика и поэтому был вынужден пойти с ним в класс, не успев нажать кнопку. Наличие переносной кнопки эту проблему снимает. Теперь дополнительным поводом для нового инструктажа станет случай в Ивантеевке. Охранник не обратил внимание на школьника, который пронёс под плащом целый арсенал — от ружья до дымовых шашек. При этом в инструкциях чётко сказано, что человек в необычной одежде должен вызывать подозрение. «Соберём представителей всех 44 ЧОПов, с которыми у нас контракты, опишем этот случай и ещё раз просмотрим обязанности охранника», — сообщил Роман Попов.

 

Как распознать вербовщиков в Интернете:

  • Начинает активно интересоваться личной жизнью, увлечениями, проблемами, финансовым положением, хотя в реальной жизни с вами не знаком.
  • Слишком упорно стремится стать другом, предлагает помочь решить проблемы, даже если его об этом не просят. Использует фразы типа: «Я хочу тебе помочь», «Ты даже не представляешь, как тебе нужна помощь».
  • Старается повлиять на вашу жизнь: убеждает порвать отношения с людьми, которые якобы вас не ценят, или игнорировать их, навязывает для изучения книги, которые «изменят представление об окружающем мире».
  • Обещает решить все проблемы разом при выполнении некоего условия, а предварительно просит о какой-нибудь простой услуге. После её выполнения человек попадает «на крючок» к вербовщику.

 


Ловцы душ


Угроза, от которой можно спастись заборами и охранниками, только видимая часть айсберга. Куда опаснее угроза, с которой дети практически беспрепятственно могут столкнуться в интернете. Именно через глобальную паутину вербовщики из террористических организаций, включая запрещённый в России ИГИЛ (или, если точнее, ДАИШ), затягивают в свои сети новых сторонников. Четырнадцатилетний подросток, как правило, уже считает себя взрослым (да и средний возраст начала половой жизни в Новосибирске сейчас составляет 14,6 года), способным получать информацию из любых источников и не нуждающимся ни в каких авторитетах. Но как раз такие ребята с присущим этому возрасту максимализмом и стремлением к справедливости, пытливо ищущие смысл жизни, — самый благодатный материал для такой вербовки. Но и те, кто постарше, не застрахованы от неё: самый яркий пример — нашумевшая на всю страну история студентки МГУ Варвары Карауловой, которая в 2015 году бросила учёбу на философском факультете и улетела в Стамбул, влюбившись по интернету в боевика ДАИШ.


При поиске адептов террористы активно пользуются новыми технологиями. Специальные компьютерные программы сканируют страницы в соцсетях и формируют базы пользователей, особенно сильно возмущающихся всякой несправедливостью вокруг себя. Дальше с каждым из таких пользователей — а это как раз молодые люди — начинается индивидуальная работа специалистов по промыванию мозгов.
— Мы знаем, что при вербовке в террористические организации пропагандисты делают упор на быстрый путь к хорошей жизни, богатствам и любви, — говорит сотрудник центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Новосибирской области Дмитрий Ягнюков. — Они не достигнут своей цели только при хорошо налаженной профилактике с участием правоохранителей и органов государственной власти. Главное в этой работе — не создавать лишней напряжённости, чтобы не получился обратный эффект. Если просто сказать старшекласснику, что нельзя читать материалы такой-то и такой-то организации, то первое, что он сделает, — начнёт их искать, чтобы узнать, что же там написано. Тут-то его и «запеленгуют». Продуктивнее будет работа со студентами вузов — они уже умеют делать правильные выводы.
С разных сторон школьников подстерегают и другие опасные соблазны. По словам заведующего отделением организационно-методической и профилактической работы Центра охраны репродуктивного здоровья подростков «Ювентус» Андрея Фунтикова, в Центр постоянно обращаются разные школы с запросами на проведение лекций для учеников. При этом одним актуальна лекция о синтетических наркотиках, другим — о кальяне и электронных сигаретах, третьим — об игровой зависимости… Об этом почти нигде не говорилось, но весной в школе, расположенной у Хилокского рынка (учатся там в основном дети мигрантов из Средней Азии), произошли сразу три попытки суицида среди учеников. Есть данные, что там не обошлось без нашумевших «синих китов».

 


Дружите с детьми!


Как получается, что дети оказываются в зависимости от людей, готовых использовать их в своих преступных интересах? Можно сколько угодно кивать на разлагающее влияние интернета, но факт остаётся фактом: подрастающему человеку нужны внимание и доверительные отношения с родителями. Эту роль не сможет заменить никакая школа и никакие молодёжные центры с их программами.


— Учить ребятишек говорить «нет» при встрече с опасностью мы должны с детского сада, но, если сам родитель не может разглядеть угрозу для своих детей, не заглядывает в экран компьютера через спину ребёнка, — мы ничего сделать не сможем, — признаётся начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования департамента образования мэрии Новосибирска Юлия Лигостаева. Согласен с ней и руководитель Православного молодёжного миссионерского центра Новосибирской митрополии диакон Артемий Селивестров:
— Родители не должны перекладывать свои функции на органы образования, им самим надо подружиться с собственным ребёнком. Лет до 13 иерархия в семье понятна: родители — это начальники, которых надо безоговорочно слушаться. Но наступает момент, когда у ребёнка появляется своя личная жизнь, свои маленькие тайны, и туда уже нельзя прорываться танком — только всё разрушишь. Надо искренне интересоваться, какую музыку слушает ребёнок, смотреть с ним вместе фильмы. Даже такой боевик, как «Терминатор-2», несёт в себе правильный смысл: робот в конце жертвует собой, оказавшись способным на величайшую миссию.


Есть и ещё одна причина ухода именно в религиозный экстремизм — отсутствие знаний о классических религиях (отец Артемий считает таковыми для России православие, ислам, буддизм и иудаизм). Это позволяет тоталитарным организациям, прежде всего позиционирующим себя исламскими или неоязыческими, с лёгкостью манипулировать неокрепшим сознанием. Хотя тот же ДАИШ крайне далёк от традиционного ислама, а всё неоязычество — это новодел чистой воды, поскольку до сих пор ничего не известно о том, что же в действительности представляла собой система языческих верований славян. По мнению Артемия Селивестрова, введение в школах курса основ религиозных культур и светской этики поможет детям научиться отличать традиционную религию от подделки, при этом не обязывая их непременно принимать ту или иную религию.


Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика